Произведения живописи

Произведения живописи

Живопись

Живопись
Московский Кремль. Благовещенский собор. Иконостас

Иконостас Благовещенского собора Московского КремляИконостас Благовещенского собора Московского Кремля

Иконоста́с Благове́щенского собо́ра Моско́вского Кремля́, комплекс произведений византийской и русской живописи 14–19 вв. Создан после Московского пожара 1547 г., в котором погибло всё ранее существовавшее внутреннее убранство Благовещенского собора. Согласно версии, обоснованной в 1980-е гг. Л. А. Щенниковой, иконы деисусного ряда созданы в 4-й четверти 14 в. выдающимся византийским мастером, возможно Феофаном Греком, с русскими помощниками (к наследию византийского мастера могут быть отнесены иконы «Спас», «Богоматерь», «Иоанн Предтеча», «Архангел Гавриил», «Апостол Павел», «Иоанн Златоуст»); иконы праздничного ряда могли быть созданы в 1410-е гг. двумя или тремя русскими иконописцами. Новгородскими, псковскими и московскими иконописцами выполнены иконы пророческого и праотеческого рядов, несколько больши́х икон местного ряда. В 1817 г. написаны новые иконы-таблетки. В 1896 г. по рисункам Н. В. Султанова изготовлен шестиярусный оклад для иконостаса. Донская и Пименовская иконы Божией Матери переданы из собора в Третьяковскую галерею.
Миниатюра из Морализованной Библии. Ок. 1215–1230

«Морализованная Библия»«Морализованная Библия»

«Морализо́ванная Би́блия» (франц. Bible moralisée), тип средневековой западноевропейской иллюстрированной Библии, где изображения сопровождаются отрывками из Священного Писания и комментариями. Получил распространение в 13–15 вв. Первые «морализованные Библии» (манускрипты № 2554 и № 1179 из Австрийской национальной библиотеки, оба – около 1215 – 1230) связываются с заказом Бланки Кастильской, матери Людовика IX Святого. У рукописей этого типа – стандартный принцип размещения текста и иллюстраций: на каждой странице – восемь изображений, заключённых в медальоны (в 13 в.) или рамки иной формы (в более поздних памятниках); каждому изображению соответствует текст. Блоки из текста и иллюстрации к нему сгруппированы попарно: четыре фрагмента Священного Писания и четыре комментария, в которых сопоставляются события Ветхого и Нового Заветов или раскрывается их аллегорический и моральный смысл. К типу «морализованная Библия» исследователи относят от 7 до 15 манускриптов 13–15 вв.
Богоматерь Владимирская. Двусторонняя икона. Лицевая сторона. 1-я треть 12 в.
Произведения живописи
Произведения живописи

Владимирская икона Божией Матери

Владимирская икона Божией Матери
Влади́мирская ико́на Бо́жией Ма́тери, самая ранняя из известных сохранившихся чудотворных икон Древней Руси. Принадлежит к иконографическому типу Умиление. Написана в Византии в 1-й трети 12 в. Вероятно, была привезена из Константинополя в Киев в 1130 г. как дар киевскому князю Мстиславу Владимировичу (Великому). Князь Андрей Юрьевич (Боголюбский) в 1155 г. перевёз икону во Владимир и украсил драгоценным окладом. После сооружения Успенского собора во Владимире (1158–1160) стала его главной иконой. В 1395 г. при нашествии Тимура икону перенесли в Москву для защиты города. С 1480 г. находилась в Успенском соборе Московского Кремля. Неоднократно поновлялась, от живописи 12 в. сохранились в целости только лики. С 1999 г. находится в московской церкви Святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее.