Иллюстрации сюжетов сказаний о Владимирской иконе Божией Матери в лицевых летописях и иконах
Иллюстрации сюжетов сказаний о Владимирской иконе Божией Матери в лицевых летописях и иконах. Первые изображения сюжетов сказания «О чюдесех Пресвятыя Богородица Володимирьскои иконы» появились в лицевой (т. е. иллюстрированной) Радзивиловской летописи (конец 15 в.). Две миниатюры представляют события, описанные в статьях 1155 г. [принесение иконы из Царьграда (Константинополя, ныне Стамбула), украшение её золотым окладом и поставление во владимирском Успенском соборе] и 1164 г. (победоносный поход князя Андрея Юрьевича Боголюбского на Волжскую Булгарию). На третьей миниатюре изображено явление князю Всеволоду Юрьевичу Большое Гнездо и его дружине Владимирской иконы Божией Матери у Суздаля.
В 1570-х гг. были созданы миниатюры повести «Сказание на Сретение Владимирской иконы Богоматери» в Лицевом летописном своде. Основные сюжеты сказания показаны в 115 миниатюрах. Их расположение в основном соответствует тексту, мастера стремились наглядно передать содержание иллюстрируемых эпизодов. Первая миниатюра – евангелист Лука, пишущий икону Богоматери Владимирской; под ней – заголовок повести, в котором кратко излагается история иконы, написанной Лукой при жизни Богородицы. Иконография этой иконы точно соответствует чудотворной «Владимирской». В 16 в. в новгородских миниатюрах с изображением Луки-евангелиста икона «Одигитрия» впервые была заменена образом «Умиление», напоминающим Богоматерь Владимирскую [миниатюра 2-й четверти – середины 16 в., вставленная в Евангелие-тетр (четвероевангелие); Российская государственная библиотека. Ф. 98. № 77].
Два сюжета – «Моление перед Владимирской иконой» и «Сретение Владимирской иконы Богоматери в 1395 г.» – включены в цикл жития Иоакима, Анны и Богоматери в клеймах на полях псковской иконы «Богоматерь Владимирская» последней четверти 16 в., созданной в память об избавлении г. Пскова от осады войсками Стефана Батория в 1581–1582 гг. (Псковский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник; Родникова И. С. Об иконографии псковской иконы «Богоматерь Владимирская с житием» // Псков. 2003. № 18. С. 30–35). Икона Богоматери Владимирской с циклом из 18 сюжетов сказания на полях была создана иконописцем Истомой Савиным по заказу Н. Г. Строганова (из рода Строгановых) в 1580-х гг. (хранится в Пермской художественной галерее) в память о победе в 1581 г. над нападавшими на вотчину Строганова сибирскими татарами. Образ Богоматери Владимирской присутствует в 5-м («Сретение»), 6-м («Поставление иконы в Успенский собор») и 12-м («Благодарственный молебен») клеймах. Большинство композиций являются оригинальным творением иконописца, они изображают в основном военные действия.
В начале 1640-х гг. для церкви Ризоположения в Московском Кремле был создан список Владимирской иконы, вставленный в раму с 26 клеймами сказания (Щенникова Л. А. Икона «Богоматерь Владимирская с клеймами Сказания» из церкви Ризоположения. Особенности иконографии и композиций сюжетов // Московский Кремль XVII столетия. Москва, 2019. Кн. 1. С. 460–521). Мастер точно следовал тексту сказания 16 в., за основу брал миниатюры лицевой повести, но давал творческое решение композиций. Изображения сопровождают расположенные на полях рамы пространные надписи, основанные на тексте сказания. Главное «действующее лицо» – Владимирская икона Божией Матери. Она присутствует в 21 сюжете, её изображение крупное, соответствует иконографии как списка, вставленного в раму, так и древней святыни. Икона, вероятно, была создана по заказу патриарха Московского и всея Руси Иосифа в благодарность Богоматери Владимирской за своё избрание перед ней по жребию в 1642 г.
В 17–18 вв. создавались как отдельные рамы с клеймами сказания для старых и новых списков, так и иконы с клеймами на полях; среди них имеются циклы, где проиллюстрированы все сюжеты сказания 16 в., иногда с подробными «летописями», с историческими дополнениями иконописцев.