Слонимский Сергей Михайлович
Слони́мский Серге́й Миха́йлович (12.8.1932, Ленинград, ныне Санкт-Петербург – 9.2.2020, Санкт-Петербург; похоронен на Комаровском кладбище), российский композитор, педагог, народный артист РСФСР (1987).
Биографические сведения
Сын писателя М. Л. Слонимского, входившего в литературное объединение «Серапионовы братья». По отцовской линии племянник музыковеда Николаса Слонимского, внучатый племянник историка литературы Семёна Афанасьевича Венгерова. Мать – Ида Исааковна Каплан-Ингель (1903–1999), сестра архитектора Роберта Исааковича Каплана-Ингеля (1884–1951).
До 1941 г. проживал в Ленинграде. Первая учительница музыки – А. Д. Артоболевская, у которой он учился в 1939–1941 гг. игре на фортепиано в Детской музыкальной школе Петроградского района; композиции обучался у С. Я. Вольфензона. Летом 1941 г. эвакуирован с семьёй в г. Молотов (ныне Пермь), где познакомился с русским оперным репертуаром в исполнении находившихся в эвакуации артистов Ленинградского театра оперы и балета имени С. М. Кирова. Большое влияние оказало общение с дирижёром И. Э. Шерманом. С осени 1943 и до 1945 гг. жил с родителями в Москве, по рекомендации Д. Д. Шостаковича поступил в Центральную музыкальную школу при Московской консерватории, где его учителями были В. Я. Шебалин и его ассистент Е. И. Месснер (композиция), А. Д. Артоболевская (фортепиано).
С 1945 г. учился в Средней специальной музыкальной школе при Ленинградской консерватории у Б. А. Арапова, затем у О. А. Евлахова (у обоих обучался композиции) и С. И. Савшинского (фортепиано). Окончил Ленинградскую консерваторию как композитор (1955, класс О. А. Евлахова) и пианист (1956, класс В. В. Нильсена), аспирантуру (1958, под руководством Т. Г. Тер-Мартиросяна). С 1956 г. преподавал там же (в штате с 1958, профессор с 1976). Среди учеников: В. Г. Мигуля, В. А. Кобекин, Ж. В. Плиева, А. Ю. Радвилович, А. В. Танонов и др. В 1963 г. защитил кандидатскую диссертацию «Черты симфонизма С. Прокофьева и тематизм первых частей его симфоний», по материалам которой в 1964 г. опубликовал книгу о симфониях С. С. Прокофьева (Слонимский. 1964).
В 1957 г. состоялась премьера одного из первых симфонических произведений Слонимского – «Карнавальной увертюры» (Ленинградская филармония, дирижёр А. К. Янсонс). С того же года член Ленинградского отделения Союза композиторов СССР, в 1963–1980 гг. председатель секции музыкального театра. В 1967 г. в Ленинградском Малом театре оперы и балета состоялась премьера первой оперы «Виринея».
В 1960–1971 гг. участвовал в фольклорных экспедициях в Пермскую, Псковскую, Новгородскую и Ленинградскую области, что нашло отражение в творчестве. Один из первых представителей «новой фольклорной волны», среди сочинений: Сюита для альта и фортепиано (1959), вокальный цикл «Песни вольницы» для меццо-сопрано, баритона и фортепиано на стихи русских народных лирических и разбойничьих песен (1959, редакция для симфонического оркестра – 1961).С. М. Слонимский – активный музыкально-общественный деятель, автор музыковедческих эссе и музыкально-критических статей на актуальные темы, популяризатор творчества незаслуженно забытых отечественных музыкантов. Среди его литературного наследия – автобиографическое эссе («Бурлески, элегии, дифирамбы в презренной прозе»), очерки по истории отечественной и зарубежной музыки («Свободный диссонанс», «О новаторстве Шопена», «Творческий облик Листа: взгляд из 21 века») и др.
Сочинения Слонимского исполняются в России и за рубежом. С композитором сотрудничали дирижёры М. Л. Ростропович, В. А. Гергиев, Г. Н. Рождественский, Ю. Х. Темирканов, Ю. И. Симонов, В. А. Чернушенко, режиссёры Р. Р. Стуруа, А. Н. Сокуров, художник М. М. Шемякин и многие другие известные деятели искусства.
Награждён орденом «За заслуги перед Отечеством» 4-й степени (2008), орденом Почёта (2017).
Жена – Раиса Николаевна Слонимская (род. 1948), музыковед и педагог, автор учебного пособия «Сольфеджио на материале музыки Слонимского» в 2 выпусках (2013, 2016, «Композитор», Санкт-Петербург); ведёт активную работу по пропаганде музыки С. М. Слонимского.
Сочинения. Особенности стиля
Стиль Слонимского отличают универсальность музыкального языка, красочность оркестровки с характерным расширением ударной группы инструментов и применением оригинальных способов звукоизвлечения (например, игра на струнах рояля ударом ладони или щипком пальцев, игра на мундштуке духового инструмента или, наоборот, на инструменте без мундштука и др.), применение «квантовой ритмики» (термин Слонимского) с особой нотацией. В образном плане преобладает трагедийный ракурс отражения мира сквозь призму карнавальности и гротеска: «Мне близки с о л ь н ы е, а не "массовые" личности. Вовлечение их в сложную жизнь общества и природы, острые конфликты, приводящие к катастрофе, гибель и судьба их духа и жизненной цели – вот моя тематика» (цит. по: Слонимский. 2000. С. 40).
Основа творчества Слонимского – музыкально-сценические и крупные симфонические сочинения. Он создал 8 опер, в их числе: опера «Виринея» (1967, Ленинградский Малый театр оперы и балета, либретто С. А. Ценина по одноимённой повести Л. Н. Сейфуллиной, дирижёр Э. П. Грикуров, режиссёр М. Г. Шапиро; в 2015 Слонимский сделал 2-ю редакцию, поставлена не была); «Мария Стюарт» (либретто Я. А. Гордина по новелле С. Цвейга, 1981, Куйбышевский государственный театр оперы и балета, ныне Самарский академический театр оперы и балета, дирижёр Л. М. Оссовский, режиссёр О. Т. Иванова, Государственная премия РСФСР, 1983); «Видения Иоанна Грозного» (либретто Гордина по историческим сведениям 16 в., 1999, Самарский академический театр оперы и балета, режиссёр Р. Р. Стуруа, дирижёр М. Л. Ростропович); «Гамлет» (1993, либретто Гордина и С. М. Слонимского по трагедии У. Шекспира в переводе Б. Л. Пастернака, Самарский академический театр оперы и балета, режиссёр Б. А. Рябикин, дирижёр В. Ф. Коваленко); опера «Мастер и Маргарита» (2000, Народный театр Ростока, Германия, дирижёр М. В. Юровский, режиссёр А. Зигерт; российская премьера – 2023, Самарский академический театр оперы и балета, режиссёр Ю. И. Александров, дирижёр Е. Д. Хохлов). Балеты: «Икар» (1971, Большой театр, балетмейстер В. В. Васильев, дирижёр А. М. Жюрайтис), «Волшебный орех» (2005, Мариинский театр, балетмейстер Д. Пандурски, дирижёр В. А. Гергиев, либретто, постановка, сценография и костюмы М. М. Шемякина; создан на основе одноактного балета «Принцесса Пирлипат, или Наказанное благородство», написанного в 2001).
С 1960-х гг. активно использовал авангардные техники: серийную (Соната для скрипки соло, 1960; «Концерт-буфф» для камерного оркестра, 1964; Симфония № 10 «Круги ада» по Данте, 1992), алеаторику (опера «Мастер и Маргарита», 2000), микрохроматику («Псалмы Давида» для высокого голоса, гобоя, валторны и арфы, 1967; Концерт для альта и камерного оркестра «Трагикомедия», 2005), сонорику (Симфония № 10) и др. Квартет Слонимского «Антифоны» (1968), в котором музыканты во время исполнения перемещаются по сцене, стал одним из первых обращений к жанру инструментального театра в отечественной музыке 2-й половины 20 в.
На формирование самобытного музыкального языка также повлиял интерес композитора к памятникам Античности, стилистике Средневековья и Возрождения, в том числе к модальности. В 1960–1980-е гг. произведения Слонимского неоднократно включались в программу Международного фестиваля современной музыки «Варшавская осень» (вокальный цикл «Польские строфы» на стихи Антония Слонимского для меццо-сопрано и флейты, 1966; «Концерт-буфф» для камерного оркестра, 1969; «Упрямый ветер» для хора без сопровождения из цикла «Северные пейзажи», 1975; «Антифоны» для струнного квартета, 1977; «Новгородская пляска» для кларнета, тромбона, виолончели, фортепиано, ударных, 1980). В сочинениях 2000-х гг. усиливаются неоромантические тенденции (Фортепианный квинтет, 2008; симфонии № 21 «Из "Фауста" Гёте», № 27 «Лирическая», памяти Н. Я. Мясковского, обе – 2009; романсы на стихотворения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А. А. Ахматовой и др.).
На протяжении всей творческой жизни композитор работал над симфониями и создал 34 сочинения в этом жанре (1958–2019). Он написал ряд инструментальных концертов с оркестром, в их числе: 2 концерта для фортепиано («Еврейская рапсодия», впервые исполнена в 1997; 2000), «Весенний концерт» для скрипки (1983), Концерт для виолончели (1998), «Славянский концерт» для органа (1988). Награждён Государственной премией РФ (2002; за 2001) за ряд инструментальных сочинений – симфоническую поэму «Петербургские видения» (1994; впервые исполнена в 1996), фортепианный концерт «Еврейская рапсодия», Симфониетту (1996; впервые исполнена в 1997), концерт для виолончели и камерного оркестра (1998, впервые исполнен в 2000).
Автор произведений для хора, в том числе кантаты для солистов, хора, органа и камерного оркестра «Голос из хора» на стихи А. А. Блока (1963) и Реквиема (на канонический латинский текст, 2003).
Среди других произведений: Соната для скрипки и фортепиано, Соната для виолончели и фортепиано (обе – 1986), Фортепианное трио (2000), 24 прелюдии и фуги для фортепиано (1994), музыка к кинофильмам («Республика ШКИД», 1966; «Интервенция», 1968; оба – режиссёр Г. И. Полока; и др.), детская музыка.
Память
Творчеству композитора посвящены конкурсы: Международный конкурс композиторов имени С. М. Слонимского (проводился в 2012, 2015, 2018, 2020 в Санкт-Петербурге), Международный фестиваль-конкурс исполнительского мастерства «Играем Слонимского» (2016, Санкт-Петербург), Международный конкурс-фестиваль музыкально-исполнительского искусства имени С. М. Слонимского (2022, Волгоград), 1-й Открытый конкурс «Играем Слонимского» (2023, Санкт-Петербург). В 2021 г. имя Слонимского присвоено Детской школе искусств № 2 Санкт-Петербурга.