Россия. Экономика. Трудовая миграция в России
Трудова́я мигра́ция в Росси́и, преимущественно представлена перемещением иностранной рабочей силы из-за рубежа. Ежегодно в потоках международной трудовой миграции участвуют несколько миллионов человек. Характерными чертами международной трудовой миграции в РФ являются её временный, или циркулярный, характер (при котором поездки на работу в РФ чередуются с возвращением на родину) и значительное распространение недокументированных форм занятости (без патента или разрешения на работу). По оценкам, до пандемии COVID-19 около половины иностранцев, прибывших в РФ с целью работы, не оформляли разрешительных документов, а их число ежегодно достигало 2–3 млн человек (Чудиновских. 2020).
Масштабы и характеристики трудовой миграции в РФ
Оценки масштабов трудовой миграции в РФ разнятся и затруднены отсутствием надёжной статистики. Имеющиеся официальные данные Главного управления по вопросам миграции МВД России (ГУВМ МВД) отражают количество выданных разрешений на работу и патентов (таблица), в то время как части иностранцев по закону разрешения не требуются, а многие трудовые мигранты работают с нарушением законодательства – без разрешительных документов. Статистика уведомлений о заключении трудового или гражданско-правового договора не полна и не может использоваться для оценок численности привлечённой иностранной рабочей силы.
Максимальное количество (около 4 млн) документированных мигрантов в РФ было зафиксировано в 2014 г. С учётом иностранцев, работавших с нарушением законодательства, число трудовых мигрантов могло достигать 7 млн. Падение показателей количества оформленных разрешительных документов в 2015 г. связано с расширением зоны свободного перемещения рабочей силы: созданием ЕАЭС и включением в него Киргизии и Армении. Граждане Белоруссии освобождены от необходимости получения разрешений с 1997 г., а граждане Казахстана – с 2012 г.
Пандемия COVID-19 привела к значительному сокращению притока трудовых мигрантов в РФ. В 2020 г. число оформленных разрешений на работу и патентов, по сравнению с 2019 г., сократилось более чем на треть.
Таблица. Количество оформленных разрешений на работу и патентов для иностранных граждан в Российской Федерации, 2012–2021 гг., тыс.
Разрешения на работу и патенты | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 |
Оформлено разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства (всего) | Н/Д | Н/Д | 1505,6 | 214,6 | 149,0 | 148,3 | 130,1 | 126,9 | 62,7 | 93,0 |
В рамках квоты | 1567,9 | 1509,2 | 1310,6 | 148,9 | 107,2 | 103,8 | 81,8 | 74,7 | 34,5 | 39,5 |
Оформлено разрешений на работу квалифицированным специалистам | 44,1 | 129,4 | 158,6 | 22,1 | 14,8 | 18,0 | 20,1 | 17,9 | 7,6 | 6,8 |
Оформлено разрешений на работу высококвалифицированным специалистам | 11,8 | 27,2 | 36,3 | 43,6 | 27,0 | 26,5 | 28,2 | 34,3 | 20,5 | 46,7 |
Оформлено патентов | 1284,8 | 1537,3 | 2386,6 | 1788,2 | 1510,4 | 1682,6 | 1671,7 | 1767,3 | 1132,6 | 2221,8 |
Всего разрешений на работу и патентов оформлено | 2908,6 | 3203,2 | 3892,2 | 2002,8 | 1659,4 | 1830,9 | 1801,8 | 1894,1 | 1195,3 | 2314,9 |
Источник: данные ФМС, ГУВМ МВД России.
В 2015–2020 гг. число потенциальных трудовых мигрантов, первично поставленных на миграционный учёт с целью работы, достигало почти 5 млн человек, а их доля в общем количестве составила 44 %. С 2021 г. МВД публикует сведения о фактах постановки на миграционный учёт (с учётом повторных). Количество постановок на учёт с целью работы составило 9,5 и 11,8 млн в 2021 и 2022 гг. соответственно, а их доля в общем числе достигла 71,2 % (Статистические сведения по миграционной ситуации). С 2023 г. МВД стало указывать количество людей, а не сведения о фактах постановки на учёт. Так, за 1-й квартал 2023 г. из 2,6 млн человек, поставленных на миграционный учёт по месту пребывания, 1,9 млн прибыли с целью работы.
Трудовую миграцию в РФ характеризует преобладание граждан из стран с безвизовым порядком въезда (граждане из стран СНГ, за исключением Туркмении), доля которых в 2012–2021 гг. превысила 90 %. Данные миграционного учёта по месту пребывания с целью работы за 2015–2020 гг. показывают, что почти 38 % потенциальных работников являлись гражданами Узбекистана, около 20 % – Таджикистана и 10 % – Киргизии. Доля граждан из стран ЕАЭС в среднем в 2015–2020 гг. достигала 17–18 % от всех лиц, поставленных на миграционный учёт с целью работы.
Среди трудовых мигрантов, получивших разрешения на работу и патенты в РФ, в среднем около 85 % составляют мужчины. Повышенная доля женщин (от 30 % и более) характерна для мигрантов из Молдавии, Киргизии и ряда стран дальнего зарубежья, что отражает особенности занятости мигрантов из названных стран в видах деятельности и профессиях с высокой представленностью женского труда – сфере услуг и общественном питании. Для трудовых мигрантов, особенно прибывших в РФ из Центральной Азии, свойственно преобладание молодёжи в возрастной структуре: медианный возраст работающих по патентам составляет 31 год. Работники из государств с визовым порядком въезда в среднем на 10 лет старше. В условиях отсутствия регулярной административной статистики и особенностей проведения российского обследования рабочей силы (ОРС) судить об отраслевом распределении трудовых мигрантов можно только по материалам отдельных выборочных обследований.
В 2017 г. основными видами деятельности трудовых мигрантов в РФ были оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспорта и бытовых изделий (33,6 % работавших), строительство (16,3 %), коммунальные, социальные персональные услуги (13,9 %), в домашних хозяйствах заняты около 8 % (Мукомель. 2017). Лица, занятые неквалифицированным трудом, составляли (в период доступности данных) около трети всего потока трудовых мигрантов. Ныне административная статистика внутренней трудовой миграции по профессиям ведётся на основании информации о разрешениях на работу, которая охватывает только 10 % всех мигрантов.
В рамках ОРС Росстат 1 раз в 5 лет проводит модульное обследование использования труда мигрантов, однако его результаты не в полной мере отражают присутствие иностранных граждан на российском рынке труда (Литовченко. 2022).
Трудовая миграция граждан России в зарубежные страны не поддаётся точной оценке. Использование статистики принимающих стран затруднено различающейся методологией учёта и определениями понятия «мигрант». В РФ с 1994 г. существует форма статистического наблюдения 1-Т Миграция – «Сведения о численности и составе российских граждан, выехавших для работы за границей». Однако эта статистика не позволяет анализировать трудовую эмиграцию из РФ, поскольку содержит сведения только о количестве лиц, заключивших довыездные контракты через фирмы-посредники, имеющие лицензию на такую деятельность. Около 90 % работников, учтённых этой формой статистического наблюдения, составляют моряки, нанятые для работы на судах под иностранными флагами. Остальные являются стажёрами и студентами, выезжающими для работы во время каникул.
Внутренняя (межрегиональная) трудовая миграция в РФ измеряется на основании обследования рабочей силы. В 2019 г. число лиц, работавших вне региона своего проживания, составило 2,9 млн человек (О межрегиональной трудовой миграции в 2019 году).
Политика в отношении трудовой миграции в РФ
Политика России в отношении трудовой миграции реализуется в форме прямого установления каналов и правил допуска иностранцев к российскому рынку труда, косвенного поощрения к переезду на постоянное жительство в РФ квалифицированных мигрантов и мер противодействия незаконной трудовой миграции. Подходы к регулированию трудовой миграции в РФ и механизмы этого регулирования (разрешения на работу, патенты, квоты) претерпевают изменения. Первые нормативные акты, посвящённые регулированию международной трудовой миграции, были приняты в 1993 г. (Указ Президента РФ от 16 декабря 1993 № 2146), впоследствии правила допуска иностранцев на российский рынок труда были закреплены в 2002 г. (Федеральный закон от 25 июля 2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).
Ныне в России действует несколько каналов привлечения иностранных работников: на основании разрешений на работу, по патентам и в порядке, не требующем получения разрешительных документов. Без оформления разрешений на работу и патентов в России могут работать лица, имеющие разрешение на временное проживание и вид на жительство, граждане из стран ЕАЭС, представители отдельных видов деятельности, например преподаватели и учёные, работающие в образовательных или научных организациях, имеющих государственную аккредитацию. Разрешения на работу в РФ применяются с 1994 г., и с 2015 г. преимущественно выдаются гражданам из стран с визовым порядком въезда, т. к. трудовые мигранты из государств с безвизовым порядком въезда работают в основном по патентам. Количество приглашений, необходимых для получения разрешения на работу, ежегодно квотируется по группам профессий и регионам РФ. Доля оформленных в пределах квоты разрешений по отношению к её объёму в среднем за 2010–2021 гг. составила 60 %, т. е. 40 % разрешений на работу оставались невостребованными.
До 2007 г. все работодатели, желающие нанять иностранцев, должны были получать от властей соответствующее разрешение. С 2007 г. для найма работника из страны с безвизовым порядком въезда это требование отменено. Также с 2007 г. граждане из стран с безвизовым порядком въезда получили право обращаться за разрешением на работу самостоятельно, без приглашения от работодателя. Это правило действует и при получении патента. С 2011 г. введена система выдачи разрешений на работу без квоты т. н. квалифицированным специалистам – лицам с профессиями и должностями из перечня, утверждаемого Министерством труда и социальной защиты РФ. В 2022 г. в нём было 113 позиций, из которых 41 – медицинские профессии, 20 – профессии работников культуры, а также различные должности в сфере энергетики, железнодорожного и авиационного транспорта и др. (Приказ Минтруда России от 14 февраля 2022 № 58н).
С 2010 г. в России открыт канал привлечения высококвалифицированных специалистов (ВКС). Основным критерием участия в программе привлечения ВКС является уровень оплаты труда, который сначала составлял 2 млн руб. в год, а потом был дифференцирован по 6 категориям с учётом проектов, в которых заняты работники, и регионов РФ; варьируется примерно от 58 до 167 тыс. руб. в месяц. К некоторым категориям ВКС требования минимума оплаты труда не применяются. За время действия программы привлечения ВКС разрешение на работу в РФ получили более 300 тыс. человек. В отличие от других трудовых мигрантов высококвалифицированные специалисты имеют право на получение трёхлетнего вида на жительство и переезд с членами семьи. Но в большинстве случаев ВКС остаются временными трудовыми мигрантами, за видом на жительство за весь период обратились не более 3 % всех высококвалифицированных специалистов и членов их семей.
Введённая в 2010 г. система патентов ознаменовала реформу политики РФ в отношении трудовой миграции. Имея минимум документов, граждане из стран СНГ с безвизовым порядком въезда в РФ получили возможность обратиться за патентом, который давал право на работу у физических лиц. Ежемесячная оплата патента была одинаковой для всех регионов России и доступной (1000 руб.). Новая система позволила многим трудовым мигрантам в упрощённом порядке получить доступ на российский рынок труда и легализовать свой статус. Бюджеты регионов начали пополняться поступлениями от уплаты ежемесячных авансовых платежей. В 2021 г. сумма поступившего налога на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа составила 67 млрд руб., а в 2022 г. увеличилась до 92 млрд. Успех применения системы патентов стал стимулом к её распространению на работу у юридических лиц. С 2015 г. на систему патентов были переведены все граждане из стран с безвизовым порядком въезда за исключением категорий, имеющих свободный доступ на рынок труда, и высококвалифицированных специалистов.
Стимулирование притока квалифицированной рабочей силы в Россию осуществляется также в форме преференций для носителей востребованных профессий (Приказ Минтруда России от 5 апреля 2022 № 199н) и выпускников российских вузов при получении вида на жительство и гражданства РФ. Однако количество мигрантов, воспользовавшихся этими возможностями, пока остаётся небольшим (Chudinovskikh. 2020).
С 2015 г. в отношении трудовых мигрантов было введено обязательное требование медицинского освидетельствования и страхования, тестирования на знание русского языка, основ истории и законодательства РФ. Изменился размер оплаты патента. С 2015 г. к базовой ставке 1200 руб. применяется единый коэффициент-дефлятор, устанавливаемый ежегодно Минэкономразвития России (в 2022 – 1,98), регионы получили право применять региональные коэффициенты-дефляторы к базовой стоимости патента. Это привело к резкому росту цены патента во многих привлекательных для мигрантов регионах. В 2022 г. размер ежемесячного авансового платежа колебался в пределах от 2376 руб. (в Чеченской Республике и Магаданской области) до 10 690 руб. в Якутии; в Москве и Московской области показатель составил 5900 руб. (Стоимость патента для иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность в субъектах Российской Федерации). Из-за значительного увеличения цены легального доступа на российский рынок труда многие трудовые мигранты не оформляют патент, оставаясь вне правового поля.
С 2006 г. в РФ ограничивается допустимая доля иностранных граждан в отдельных видах экономической деятельности вплоть до полного запрета. В 2010–2020-е гг. допустимая доля иностранцев в строительстве не превышала 80 %, а в розничной торговле вне стационарных торговых объектов была равна нулю.
Значительная часть механизмов миграционной политики направлена на борьбу с правонарушениями в сфере миграции, в первую очередь – трудовой. За нарушение правил допуска на рынок труда или превышение срока допустимого пребывания предусмотрены механизмы запрета на въезд, выдворения и депортации.
В период пандемии COVID-19 многие иностранцы не могли покинуть Россию из-за закрытых границ. В этих условиях российские власти приняли меры, позволившие почти миллиону иностранных граждан, находившихся в РФ, урегулировать свой статус, в том числе обратиться за разрешением на работу или патентом, вне зависимости от указанной цели въезда. Продлевались (приостанавливались) сроки действия документов, на основании которых иностранцы находились в РФ. Эти меры пролонгировались несколько раз указами Президента РФ, в последний раз – до конца 2021 г. (Указ Президента Российской Федерации от 15 июня 2021 № 364).