«Super Smash Bros.» (серия видеоигр)
«Super Smash Bros.», японская видеоигровая франшиза в жанре файтинга, созданная гейм-дизайнером Сакураи Масахиро в 1999 г. Первые две игры серии разработаны студией HAL Laboratory. Объединяет в себе множество персонажей из различных серий и является самым масштабным кроссовером в видеоигровой индустрии. Одна из самых продаваемых франшиз компании Nintendo. Породила множество игр-клонов, которые вскоре выделились в отдельный поджанр файтинга – beat 'em up, броулер. Среди них: «Brawlout», «Brawlhalla», «PlayStation All-Stars Battle Royale», «Nickelodeon All-Star Brawl» и др.
Серия «Super Smash Bros.» началась в 1999 г. с выходом оригинальной игры на консоли Nintendo 64. Все части выходили исключительно на консолях от компании Nintendo. Разработкой каждой игры руководил гейм-дизайнер Сакураи Масахиро. Всего насчитывается пять игр:
«Super Smash Bros.» (1999).
«Super Smash Bros. Melee» (2001).
«Super Smash Bros. Brawl» (2008).
«Super Smash Bros. 4» (2014).
«Super Smash Bros. Ultimate» (2018).
Сюжет и хронология
Игры серии «Super Smash Bros.» не имеют общего сюжета и хронологии, оставаясь в первую очередь состязательным файтингом, в котором от 2 до 8 игроков должны одержать победу друг над другом. Некоторые части имеют отдельный сюжетный режим, в котором игроку предлагается пройти череду испытаний в рамках условной истории. 1-я игра серии, вышедшая в 1999 г. на консоли Nintendo 64, не включала сюжетный режим и задумывалась исключительно как файтинговый кроссовер с участием известных персонажей компании Nintendo. Игрокам доступны 12 бойцов: Марио и Луиджи из «Super Mario», Линк из «The Legend of Zelda», Фокс из «Star Fox», Самус из «Metroid», Йоши из «Yoshi», Донки Конг из «Donkey Kong», Капитан Фэлкон из «F-Zero», Кирби из «Kirby», Несс из «Mother» и Пикачу и Джигглипафф из «Pokemon». Сражения происходят на аренах, стилизованных под игры, из которых заимствованы герои файтинга: грибное королевство из «Super Mario», замок Хайрул из «The Legend of Zelda» и др. Каждый персонаж обладает характерными способностями, например мастерство Марио – в высоких прыжках, Линк умеет стрелять из лука и кидаться бомбами, Кирби высоко летает и поглощает своих врагов, а покемон Джигглипафф усыпляет их колыбельной песней.
В сиквеле «Super Smash Bros. Melee» (2001) впервые в серии появляется режим «Приключение». Здесь игроку предлагается пройти испытания, разворачивающиеся в различных мирах. В отличие от обычного состязательного режима, в «Приключении» возникают новые элементы геймплея, такие как платформинг, коллекционирование предметов, решение простейших головоломок, а также боссы – усиленные и увеличенные в размерах неигровые бойцы. Победить их зачастую позволяет тактика, отсылающая к оригинальным играм с этими героями. К списку бойцов в «Super Smash Bros. Melee» добавились принцесса Пич, Боузер и доктор Марио из «Super Mario», Зельда, Шейк, Ганондорф и молодой Линк из «The Legend of Zelda», Фалько из «Star Fox», Пичу и Мьюту из «Pokemon», альпинисты из «Ice Climbers», Пит из «Kid Icarus», Марс и Рой из «Fire Emblem», мистер Game & Watch из портативных игр с консолей Game & Watch.
В 3-й части серии – «Super Smash Bros. Brawl» (2008) – сюжет игры в режиме «Приключение» усложняется. Он получил название «Эмиссар подпространства» («The Subspace Emissary») и рассказывает об условном измерении – подпространстве, в котором армия Древнего Священника организует битвы между персонажами игры. Каждый боец вначале предстаёт в виде каменной фигурки (трофея) в коллекции антагониста; победа в сражении позволяет остаться в живых, а поражение влечёт за собой возвращение в коллекцию Священника. Из-за того, что правила поединков в подпространстве были нарушены, все видеоигровые миры перемешались и многие трофеи стали живыми. По ходу сюжета часть героев объединяются друг с другом, чтобы дать отпор Древнему Священнику. В финале оказывается, что под этой маской скрывался робот R.O.B. – аксессуар, выпускавшийся компанией Nintendo для консоли Nintendo Entertainment System (NES) в 1980-е гг.
В число новичков в «Super Smash Bros. Brawl» вошли следующие персонажи видеоигр: Дидди Конг из «Donkey Kong», Мульт-Линк из «The Legend of Zelda», Самус в Нуль-костюме из «Metroid», Мета-рыцарь и король Дидиди из «Kirby», волк из «Star Fox», Тренер покемонов и Лукарио из «Pokemon», Лукас из «Mother», Айк из «Fire Emblem», Варио из «Super Mario», Олимар из «Pikmin» и робот R.O.B. «Super Smash Bros. Brawl» стала первой игрой в серии, к которой присоединились герои из франшиз других студий: Снейк из «Metal Gear Solid» и Соник из «Sonic The Hedgehog».
Сюжетного режима в следующей игре серии – «Super Smash Bros. for Nintendo 3DS and Wii U» (2014), которую в фанатском сообществе принято сокращать до «Super Smash Bros. 4», не было. К коллективу бойцов прибавилось гораздо больше персонажей из сторонних видеоигровых франшиз: Розалина и Боузер-младший из «Super Mario», Грениндзя из «Pokemon», Робин, Луцина и Коррин из «Fire Emblem», Палютена и Тёмный Пит из «Kid Icarus», Житель из «Animal Crossing», Малыш Мэк из «Punch Out!!!», Тренер из «Wii Fit», Шулк из «Xenoblade Chronicles», Дуэт из «Duck Hunt», Мега Мэн из «Mega Man», Пакман из «Pac-Man», Рю из «Street Fighter», Клауд из «Final Fantasy», Байонетта из «Bayonetta» и Боец-Mii, внешность и приёмы которого игрок может настроить самостоятельно.
В «Super Smash Bros. Ultimate» (2018) вернулся режим «Приключение», получивший название «Мир света» («World of Light»). По сюжету на всех персонажей игры нападает злое божество Галим и делает всех своими узниками. Уцелеть удаётся лишь одному Кирби. Его задача – освободить души всех героев, объединиться с ними и одолеть Галима и его более могущественную инкарнацию – Дхаркона. Игроку необходимо обойти множество миров, отсылающих к тем или иным игровым франшизам. В финале, одолев зло, все порабощённые души возвращаются в реальный мир.
«Super Smash Bros. Ultimate» стал рекордсменом по количеству новых персонажей, в том числе из франшиз других студий. К игре присоединились Дэйзи и Растение-Пиранья из «Super Mario», Король Кэй Рул из «Donkey Kong», Ридли и Тёмная Самус из «Metroid», Инсенероар из «Pokemon», Хром и Байлет из «Fire Emblem», Изабель из «Animal Crossing», Пайра и Митра из «Xenoblade Chronicles», Инклинг из «Splatoon», Минь-Минь из «Arms», Кен из «Street Fighter», Сефирот из «Final Fantasy», Саймон и Рихтер из «Castlevania», Джокер из «Persona», Герой из «Dragon Quest», Банджо и Казуи из «Banjo & Kazooie», Терри из «Fatal Fury», Стив из «Minecraft», Кадзуя из «Tekken» и Сора из «Kingdom Hearts».
Помимо персонажей и боевых арен, связанных с их оригинальными видеоиграми, в разных частях «Super Smash Bros.» присутствуют отсылки к другим сериям игр. Например, в «Super Smash Bros. Ultimate» в режиме игры «Доска духов» и в сюжетном режиме «Приключение» можно собрать множество коллекционных карточек с теми или иными объектами или персонажами из истории видеоигр.
Сакураи Масахиро неоднократно говорил в различных интервью, что «Super Smash Bros.» для него не просто файтинг. Он стремился создать энциклопедию видеоигр, оммаж всей истории индустрии. В «Super Smash Bros.» можно ознакомиться с информацией о каждом бойце: из какой оригинальной игры он взят, как и кем она была создана. В «Super Smash Bros. Ultimate» также представлен огромный каталог видеоигровой музыки, сортированной по франшизам.
Игровой процесс
В то время как классические файтинги, такие как «Street Fighter» или «Mortal Kombat», были рассчитаны на двух игроков, Сакураи Масахиро задумал игру, в которой могли бы состязаться четверо (начиная с «Super Smash Bros. 4» это числе достигло восьми). В процессе разработки ему пришла в голову идея кардинально изменить концепцию жанра в целом. Чтобы одержать победу, игроку в файтинге необходимо при нанесении ударов довести до нуля шкалу здоровья противника. В «Super Smash Bros.» проигрывает тот, кто вылетает за пределы текущей арены.
После получения урона у персонажа возрастает шкала, обозначающая силу притяжения на арене и вероятность нанесения критического удара противником. Таким образом, чем выше его процент на шкале, тем проще его выбить. Боец также может вылететь самостоятельно, допустив ошибку либо попав в одну из ловушек на арене. Соответственно, одна из базовых механик в «Super Smash Bros.» – умение маневрировать в воздухе и удерживать персонажа от выпадения за экран.
Другим ощутимым отличием «Super Smash Bros.» от классических файтингов стала гораздо более высокая подвижность и мобильность бойцов. Поле боя зачастую представляет собой не ринг или горизонтальную арену, а локацию с платформами и движущимися объектами. Таким образом, от игрока требуется не только хорошее знание способностей выбранного персонажа, но и навык динамического перемещения по уровню, адаптации к различным меняющимся условиям на арене.
Боевой режим в «Super Smash Bros.» подразумевает включение на арене предметов и трофеев-помощников. Во время боя на поле с некоторой периодичностью возникают случайные объекты. Это могут быть оружие и ловушки, с помощью которых наносится дополнительный урон соперникам, или отдельный тип предметов, призывающих компьютерных бойцов из разных игровых вселенных. Отдельный предмет – «смэш-сфера» – позволяет игроку получить ультимативную способность, которая при попадании по врагу наносит большой урон и сопровождается красочной заставкой, характерной для бойца и его мира.
Практически каждый боец в «Super Smash Bros.» обладает уникальными характеристиками и способностями. В отличие от классических файтингов, управление на геймпаде у каждого героя одинаковое, но значительно отличаются удары и суперудары («смэши»), высота прыжка, вес и скорость бойца. Зачастую, в зависимости от выбранного персонажа, кардинально меняется стиль игры. Разработчики постарались имитировать игровые механики героев из оригинальных игр. Так, ведьмой Байонеттой можно проводить практически те же комбинации ударов, что и в слэшере «Bayonetta», а игра за каратистов Рю и Кена из «Street Fighter» подразумевает круговое вращение стика на геймпаде для совершения боевых комбо. Такой подход сильно повышает реиграбельность, позволяет постоянно экспериментировать, открывать для себя новых героев, находить к ним различные подходы.
Боевой режим можно по-разному настраивать, в частности отключать нежелательные предметы и трофеев-противников, ставить таймер или начинать бой с каким-либо преимуществом. Существует возможность сражаться на «здоровье», как в традиционных файтингах, и отключать платформы, ловушки и пропасти на аренах. В «Super Smash Bros. Ultimate» появилась возможность создания собственной боевой локации.
В разных частях «Super Smash Bros.» есть дополнительные режимы одиночного и кооперативного прохождения. В режиме «Классика» игроку предлагается одолеть определённое количество противников, тогда он получит очки за успешное проведение боевых комбинаций или потеряет их из-за неудачи или смерти. В финале игрока ждёт «главный босс», который меняется в зависимости от выбранного бойца. Например, Марио предстоит сражаться с Гига-Боузером, Линку – с Ганоном, а Саймону и Рихтеру – с графом Дракулой из «Castlevania».
Пользователь может ставить рекорды в режимах «Битва команд», «Выбивание боксёрской груши», «Битва "Все звёзды"» и др. «Super Smash Bros.» позволяет практиковаться в свободном режиме тренировки или выйти на арену со всеми бойцами в игре, которые будут появляться на поле боя по очереди.
Отдельным режимом в «Super Smash Bros.» является мультиплеер, в котором проходят состязания онлайн с другими игроками как в формате рейтингового или любительского матча, так и турнира с разнообразными правилами и включёнными бонусами.
В разных частях «Super Smash Bros.» есть свой режим, в котором игроку предлагается собирать или выбивать коллекционные предметы. В «Super Smash Bros. Ultimate», например, им является «Доска духов». Проходя разные испытания в битвах, игрок собирает коллекцию «духов», каждый из которых не только символизирует какую-либо видеоигровую франшизу, но и обладает определённой способностью, которой можно воспользоваться в битве. Комбинируя «духов» и приобретаемые предметы, можно усилить своих бойцов и преодолеть наиболее сложные испытания.
Культурное влияние
Оригинальная игра «Super Smash Bros.» породила отдельный поджанр файтинга, который стали называть броулером. Обычно игры-клоны не отклоняются от концепции файтинга-кроссовера. Например, компания Sony сделала в 2012 г. броулер «PlayStation All-Stars Battle Royale» с участием персонажей из франшиз «Devil May Cry», «God of War», «Uncharted» и др. А в «Nickelodeon All-Star Brawl» (2021) игроку предлагается состязаться за героев мультфильмов канала Nickelodeon, таких как Губка Боб и кот Гарфилд. Существуют броулеры с оригинальными персонажами, такие как «Brawlhalla» (2014) и «Brawlout» (2017). Однако и в них есть гостевые бойцы из различных видеоигр.
Игра «Super Smash Bros. Ultimate» в 2019 г. стала самым продаваемым файтингом в истории: к концу июля 2023 г. её продажи приближались к 32 млн копий (Top Selling Title Sales Units). По этому показателю игра обогнала сиквел «Street Fighter 2», удерживавший лидерство с 1991 г. (Mamiit. 2019). Кроме того, «Super Smash Bros. Ultimate» считается самым крупным видеоигровым кроссовером. В нём задействованы 74 персонажа из 39 франшиз, не считая коллекционных предметов и карточек «духов», репрезентирующие серии игр, которые формально не входят в основную игру.
Сакураи Масахиро приобрёл культовый статус в видеоигровом сообществе. Проводимые им онлайн-презентации новых бойцов для игры собирали миллионы зрителей и выходили в тренды социальных сетей и видеосервисов. Гейм-дизайнер неоднократно становился героем интернет-мемов и получал потоки писем от игроков со всего мира с просьбой добавить во франшизу того или иного персонажа.
«Super Smash Bros.» является одной из самых популярных файтинговых дисциплин в киберспорте. Игры серии становились частью крупнейших турниров, таких как Major League Gaming и Evolution Championship Series. Вокруг франшизы сформировалось большое сообщество преданных игроков, которые время от времени проводят любительские и профессиональные чемпионаты при поддержке Nintendo.