«Mortal Kombat» (франшиза)
«Mortal Kombat» (с англ. смертельная битва), серия видеоигр. Начало серии игр положил одноимённый фэнтезийный файтинг студии Midway Games в 1992 г. Франшиза объединяет множество видеоигр в жанре файтинга и приключенческого экшена, а также серии полнометражных игровых и анимационных фильмов, комиксы, книги и карточную игру.
Вымышленная вселенная франшизы состоит из нескольких миров, которые, согласно игровым предысториям, были созданы древним, всемогущим пантеоном сверхъестественных и вечных божественных существ, известных как Старшие Боги. Старшие Боги решили, что жители одного мира могут захватить другой только при условии, что лучшие воины каждого мира сразятся в турнире Mortal Kombat. К 2012 г. совокупный тираж серии игр «Mortal Kombat» превысил 30 млн копий (The history of Mortal Kombat. 2012). Франшиза установила множество рекордов, включая самое большое количество игр в серии в жанре файтингов («Mortal Kombat» Franchise … 2011).
История игровой серии
Разработка игры «Mortal Kombat» началась в 1991 г. Первая игра задумывалась как проект о ниндзя, однако идея была отвергнута руководством студии Midway. Затем поступило предложение создать видеоигру по мотивам боевика «Кровавый спорт» («Bloodsport», 1988, режиссёр Н. Арнольд) с Ж.-К. Ван Даммом в главной роли, и главный гейм-дизайнер проекта придумал файтинг с участием оцифрованной версии актёра. После того как попытка договориться с Warner Bros. о правах на персонажа не увенчалась успехом, руководство Midway решило не бросать начатый проект. Первый из персонажей «Mortal Kombat» – голливудская звезда Джонни Кейдж – стал игровым воплощением Ван Дамма и своеобразной пасхалкой, отсылающей к исходному замыслу игры (Arbeiter. 2015). Проект был вдохновлён западной модой на фильмы и игры о восточных единоборствах и популярностью фэнтезийных сюжетов о легендарных воинах прошлого.
Первые три части «Mortal Kombat» были выпущены для аркадных игровых автоматов в 1992, 1993 и 1995 гг. В 1997 г. разработчики выпустили «Mortal Kombat 4». Позднее игра была портирована на платформы PlayStation, Nintendo 64 и Microsoft Windows. В 1999 г. вышла «Mortal Kombat Gold» – отдельная игра-дополнение к 4-й части серии, вводившая несколько новых персонажей, ранее не представленных в игре.
Следующей, 5-й частью игры стала «Mortal Kombat: Deadly Alliance», изданная в 2002 г. С этого момента игры о смертельном турнире создавались исключительно для домашних консолей, но не для аркадных автоматов. «Mortal Kombat: Deadly Alliance» была выпущена для Xbox, PlayStation 2 и GameCube и использовала трёхмерную графику. Ещё одно продолжение – «Mortal Kombat: Deception» – вышло в 2004 г. на PlayStation 2 и Xbox, в 2005 г. – на GameCube, а в 2006 г. была представлена версия для PlayStation Portable – «Mortal Kombat: Unchained». В этом же году вышла 7-я часть игры – «Mortal Kombat: Armageddon». Игра «Mortal Kombat vs. DC Universe» была выпущена в 2008 г. для PlayStation 3 и Xbox 360 и объединяла мир «смертельной битвы» с персонажами вселенной DC Comics.
Выход 9-й части в 2011 г. ознаменовал начало новой эры франшизы. Новая игра под оригинальным названием «Mortal Kombat» стала перезапуском всей игровой серии как в сюжетном отношении, так и с точки зрения игрового процесса. Проект был анонсирован в 2010 г. и за время разработки пополнился множеством новых систем и боевых режимов. Она была впервые выпущена для PlayStation 3 и Xbox 360, а в 2012–2013 гг. – портирована на PlayStation Vita и на Microsoft Windows. Отличительной особенностью 9-й части стали сюжетные вставки (кат-сцены), созданные на движке игры. Сюжет игры стал более открытым для игрока с точки зрения повествования. Другой новацией был индикатор энергии, ресурс которой восполняется от ударов, нанесённых по противнику, и расходуется на специальные усиленные атаки с повышенным уроном для соперника. Все эти нововведения были применены и дополнены в следующих двух играх – «Mortal Kombat X» (2015) и «Mortal Kombat 11» (2019).
Кроме классических для серии файтингов, франшиза включает приключенческие игры: «Mortal Kombat Mythologies: Sub Zero» (1997), «Mortal Kombat: Special Forces» (2000) и «Mortal Kombat: Shaolin Monks» (2005). Эти игры служат сюжетными дополнениями к общему миру «Mortal Kombat» и посвящены истории отдельных персонажей основных игр.
В 1996 г. компания Brady Games выпустила коллекционную карточную игру «Mortal Kombat Kard Game». Коллекционная карточная игра «Epic Battles» 2005 г. от компании Score Entertainment также использовала некоторых персонажей «Mortal Kombat».
Игровой процесс
Все игры «Mortal» Kombat представляют собой состязание между двумя персонажами на боевой арене. В играх серии также можно сражаться с другими игроками. У каждого персонажа есть собственный набор боевых техник, который он применяет в бою. В некоторых играх серии у персонажей существуют собственные стили боя, из которых игрок может выбрать наиболее близкий для себя. Специальные приёмы и комбинации ударов запускаются комбинацией кнопок, которые игроку необходимо быстро нажать в определённой последовательности. Первоначально игры были созданы в двухмерной графике. В некоторых частях серии были представлены игры с полноценной трёхмерной графикой, но в последних от этой идеи отказались, сохранив узнаваемую аркадную эстетику оригинальной игры. В результате разработчиками был создан смешанный формат, в котором арена боя выступает двухмерным фоном для схватки трёхмерных моделей персонажей.
Игры франшизы отличаются крайней жестокостью и ультранасилием. Особую известность получил элемент геймплея под названием фаталити (англ. fatality – гибель, смертельный исход) – предельно кровавый и изощрённый способ добивания поверженного противника, который стал одним из поводов к специальным слушаниям в Сенате США о проблеме насилия в видеоиграх и созданию системы возрастных рейтингов (Crossley. 2014). Фаталити уникальны для каждого игрового персонажа и отражают их отличительные черты и вид единоборства.
Кино, анимация и другие медиумы
По вселенной «Mortal Kombat» было создано несколько фильмов. Первым из них стал боевик «Смертельная битва» («Mortal Kombat», 1995, режиссёр П. Андерсон), кассовые сборы которого составили 122 млн долл. по всему миру [Смертельная битва (1995)]. Сиквел под названием «Смертельная битва 2: Истребление» («Mortal Kombat: Annihilation», 1997, режиссёр Дж. Р. Леонетти) стал сюжетным продолжением первой картины. Картина была не так хорошо принята публикой и критиками, как первый фильм, и заработала в прокате лишь 51 млн долл. (Смертельная битва 2: Истребление). По мнению исследователей, «Смертельная битва 2: Истребление» относится к категории плохих фильмов (Павлов. 2022).
В 2021 г. была предпринята новая попытка адаптации видеоигровой серии под оригинальным названием «Мортал Комбат» («Mortal Kombat», режиссёр С. Маккуойд). Сюжет перезапуска киноверсии игры разворачивается вокруг нового для вселенной «Mortal Kombat» героя – Коула Янга (Л. Тан). В фильме также фигурируют классические, известные фанатам серии герои: Саб-Зиро (Дж. Таслим), Соня Блейд (Дж. Макнэми), Лю Канг (Линь Луди) и др. Фильм собрал более 83 млн долл. [Мортал Комбат (2021)]. После выхода фильма создателями было анонсировано продолжение, сюжетный мост к которому была оставлен в финале картины.
В год выхода 1-го фильма франшизы был выпущен анимационный приквел под названием «Смертельная битва: Путешествие начинается» («Mortal Kombat: The Journey Begins», режиссёр Дж. Фрэнсис), а также мультсериал «Смертельная битва» («Mortal Kombat: Defenders of the Realm»). В 1998–1999 гг. на американском телеканале Turner Network Television транслировался 22-серийный игровой сериал «Смертельная битва: Завоевание» («Mortal Kombat: Conquest»), который, несмотря на большой интерес аудитории, не получил продолжения. В 2011–2013 гг. выходил веб-сериал «Смертельная битва: Наследие» («Mortal Kombat»), насчитывающий два сезона. В 2020 г. был выпущен отдельный анимационный фильм «Легенды "Смертельной битвы": Месть Скорпиона» («Mortal Kombat Legends: Scorpion's Revenge», режиссёр Э. Сполдинг). В 2021 г. вышло его продолжение под названием «Легенды Мортал комбат: Битва миров» («Mortal Kombat Legends: Battle of the Realms», режиссёр Э. Сполдинг).
По серии игр «Mortal Kombat» были созданы комиксы, которые раскрывают сюжет первых игр. В 1994 г. издательство Malibu Comics начало выпуск серии, посвящённой истории отдельных персонажей и их приключениям в мире «Смертельной битвы». К играм «Mortal Kombat 4» и «Mortal Kombat vs. DC Universe» были выпущены ещё 2 комикса, расширяющих историю этих частей, а релиз игры «Mortal Kombat X» в 2015 г. сопровождался публикацией 2 мини-серий: «Mortal Kombat X. Книга 1: Кровавые узы» («Mortal Kombat X: Blood Ties») и «Mortal Kombat X. Книга 2: Кровавые боги» («Mortal Kombat X: Blood Gods»).