Реиграбельность
Реигра́бельность, перепроходимость (англ. replayability, replay value), характеристика игры, определяющая степень желания игроков снова в неё играть, после того как она пройдена или достигнут высокий уровень владения ею. В основном применяется к видеоиграм, но может быть перенесена и на другие игры с повторяющимся сюжетом (настольные, живого действия и т. д.). Реиграбельность отражает качество видеоигры и напрямую связана с понятиями «геймплей» и «играбельность». Обычно описывается как неизмеримая сравнительная характеристика, однако современные игровые платформы и онлайн-сервисы используют различные способы её квантификации, например сбор статистики о доле игроков, запускающих игру после первого её прохождения.
Играбельность, реиграбельность и удержание
Выстраивая геймплей, игровые разработчики заранее продумывают, как и чем проект будет привлекать игроков. Успех в решении этих задач определяет играбельность – характеристику игры, которая объединяет такие её свойства, как удобство, лёгкость и интересность (Encyclopedia of Video Games. 2021). Видеоигры могут быть по-разному организованы с точки зрения их прохождения: есть сессионные игры (короткая игра с очевидными целью и итогом – победой или поражением, затем повторением), есть сюжетные (длинная игра с определённой последовательностью целей, по окончании которой она попадает в категорию пройденных) и есть игры-песочницы (бесконечная игра без предзаданных целей). Различные виды игр плохо поддаются прямому сравнению в отношении играбельности, поэтому появилось понятие реиграбельности, наиболее актуальное применительно к большим и дорогостоящим сюжетным видеоиграм.
Реиграбельность следует отличать от такой характеристики, как «удержание», или «коэффициент удержания» (англ. game retetion, retention rate), – доли игроков от общего числа, которые продолжают запускать видеоигру на конкретный день с момента её первого запуска (Lovell. 2011). Удержание – маркетологический инструмент, позволяющий оценить качество продукта в целом, реиграбельность – оценка содержания игры. Например, низкие коэффициенты удержания на 1, 7 и 30-е сутки будут указывать на совершенно разные вещи: первый – на проблемы с запуском, понятность интерфейса, лёгкость адаптации к игре; второй – на трудности с геймплеем или неинтересность героев; третий – на реальную базу лояльных игроков. Для оценки реиграбельности важно лишь общее число игроков, запустивших или прошедших игру во второй и более раз.
Механизмы реиграбельности
По отзывам разработчиков и игроков, самым важным фактором реиграбельности выступает высокое качество реализации проекта: игра (так же как книга или кинокартина), которая нравится, часто вызывает желание повторить прежние эмоции и переживания. Существует много приёмов и способов обеспечения реиграбельности, которые зависят как от геймплея, так и от возможностей разработчиков и/или платформы. Основные приёмы касаются увеличения вариативности или нового контента, их можно разделить на следующие группы: работа с сюжетом, альтернативные способы прохождения, система классов или разные герои, уровни сложности и достижения, дополнительный контент, онлайн-участие и др. (Li. 2020).
Работа с сюжетом предполагает создание нелинейного повествования с ветвлениями сюжета и альтернативными концовками. Существование такой возможности привлекает наиболее лояльных геймеров к перепрохождению игры. Схожим вариантом считается создание альтернативных способов прохождения игры, добавление в неё элементов случайной генерации (ресурсы, стартовые условия и др.), а также возможность её перевода в формат песочницы (например, бесконечное развитие героя или мира). Поддерживающим вариативность способом считается наличие в игре системы классов (бойцов или юнитов с разными способностями) и разных героев или фракций, особенно если подобный выбор открывает ветвления сюжета игры или альтернативные способы её прохождения (Li. 2020).
В некоторых случаях создатели видеоигры ориентируются на геймплейные возможности. Фактором реиграбельности могут выступать появление после прохождения новых уровней сложности, в том числе сильного искусственного интеллекта противников, и режим «Новая игра+» (игра начинается с сохранением достижений прошлого прохождения) (Li. 2020). Удержание и реиграбельность поддерживают и дополнительные вызовы: достижения, крафтинг (т. е. создание новых предметов, например оружия) или сбор «комплектов» (брони, оружия и т. п.), повтор миссий с новыми условиями (на время, с ограничением и др.), обновление или достижение рекордов. Более простое решение – дополнительный разблокируемый контент, а также секреты, пасхалки и т. п. (особенно для исследования открытого мира). Современные игры всё чаще задействуют и онлайн-подключение в видеоигре, которое реализуется в соревновании или, напротив, в кооперации с другими геймерами (Bycer. 2018). Элемент общения с сообществом, поддерживаемый игрой, может рассматриваться как фактор и играбельности, и реиграбельности.
Перечисленные способы обеспечения реиграбельности имеют значение и для сессионных игр (некоторые из них сочетают сессионность и сюжет). Однако разнообразие контента не является существенным для целого ряда успешных игр. Существуют крайне популярные простые, аркадные (без сюжета) или линейные видеоигры, имеющие высокий уровень реиграбельности (например, «Tetris», «Worms» и др.).