«Persona» (серия видеоигр)
«Persona», японская серия видеоигр в жанре RPG. Первая часть разработана и издана компанией Atlus в 1996 г. Другие игры серии выпускались совместно с компаниями Ghostlight, Square Enix, Ubisoft, Sega и Sony. Их действие разворачивается на территории Японии. Главными героями являются школьники, обладающие способностью призывать потусторонних существ для борьбы со злом.
«Persona» включает в себя 6 проектов. Некоторые из них были портированы на мобильные платформы. Является одной из самых узнаваемых видеоигровых серий на территории Японии и набирает популярность на мировом рынке. В 2020 г. продажи частей франшизы «Persona» составляли более 13 млн копий (Reggy. 2020). За время существования «Persona» получила множество аниме-адаптаций, а также была новеллизирована и дополнена сборниками манги.
Вселенная игры и сюжет
По сюжету первой игры серии – «Revelations: Persona» (1996), – известной в Японии под названием «Megami Ibunroku Persona», один из главных героев уговаривает своих друзей-одноклассников поучаствовать в игре «Персона». Во время неё школьники теряют сознание и, очнувшись, встречают наставника – Филимона. Он наделяет героев способностью вызывать Персоны – отражения их личностей, представленные божествами и духами из различных мифов. Очнувшись после разговора с их учителем, Саеко Таками, школьники направляются в больницу навестить свою одноклассницу, Маки Сономуру. Внезапно здание больницы исчезает, а на город нападают демоны. После успешного отражения атаки монстров герои отправляются в городской храм, чтобы найти мать Маки – Сецуко. Там они обнаруживают, что женщина была ранена Кандори, главой организации Saeki Electronics & Biological & Energy Corporation (сокращённо SEBEC). Пострадавшая сообщила, что именно Кандори ответственен за происходящее, а появление демонов и искажение реальности связаны с машиной альтернативной реальности DEVA. Школьники противостоят монстрам и пытаются выяснить, как восстановить порядок.
События сиквела «Persona 2: Innocent Sin» (1999) разворачиваются в городе Сумару. Главный герой, Тацуя Суоу, оказывается втянут в конфликт между школой Семи Сестёр и школой Касугаяма. Протагонист и его знакомая Лиза Сильверман ввязываются в драку с другими учениками. Уладив конфликт, школьники решают сыграть в игру, призвав Джокера. Существо появляется перед главными героями и намеревается их убить, но в последний момент останавливается, поскольку ученики не помнят ни его самого, ни того, что они когда-то совершили. После исчезновения Джокера школьники решают узнать, кто он такой и чем мотивирована его жажда мести. Так, команда из пяти учеников отправляется на поиски мистического существа, в то время как в городе начинает действовать проклятие – возникающие слухи становятся реальностью. В ходе расследования герои сталкиваются с представителями культа «Круг масок», также известного как «Маскарад». После того как им удаётся одолеть членов культа, они раскрывают личность Джокера – им оказывается их друг детства, Джун Куросу. Выясняется, что за несколько лет до начала событий игры школьники заперли Джуна с их общей подругой в храме, чтобы помешать последней уехать из города вместе с родителями. Детская шалость оборачивается трагедией – здание уничтожено пожаром, а единственным выжившим оказывается Джун, в то время как девочка бесследно исчезает. Этот случай стал причиной происходящего, поскольку Джун хотел отомстить друзьям за их жестокость, которая привела к исчезновению дорогого для него человека. В это время распространяется слух о том, что Адольф Гитлер пережил Вторую мировую войну вместе со своим Последним батальоном. Теперь главный герой и его команда вынуждены противостоять нацистам и последним членам культа «Маскарад». В итоге Тацуя встречается с Филимоном. Тот сообщает о необходимости вернуться назад во времени к тому моменту, когда все герои встретились впервые, чтобы отменить эту встречу и предотвратить приход случившегося апокалипсиса.
Игра «Persona 2: Eternal Punishment» (2000) начинается с того, что главная героиня, Майя Амано, получает задание исследовать серию преступлений, связанных с Джокером. По легендам, убийца расправляется с теми, кто дозвонится на собственный телефонный номер. Майя направляется в школу Семи сестёр вместе с Улалой Сэридзава и Кацуя Суо. Прибыв на место, они находят убитого Джокером директора. Преступник нападает на героев, что вынуждает их призвать Персон для боя с опасным противником. После поражения команда теряет сознание и оказывается у Филимона, который предупреждает подростков о близящейся опасности. После пробуждения троица продолжает преследовать убийцу и прибывает в часовую башню. Джокер пытается заставить преследователей вспомнить события предыдущей части серии, но их спасает Тацуя. Впоследствии выясняется, что он единственный, кто помнит о другой вселенной и своих друзьях. Именно это привело к парадоксу и искажению реальностей. Теперь команде протагонистов необходимо одолеть новых злодеев, чтобы восстановить порядок. После победы Тацуя выполняет обещание, данное Филимону, и навсегда прощается с остальными героями, чтобы забыть их и вернуться к нормальной жизни.
Действие «Persona 3» (2006) начинается с прибытия главного героя в г. Тацуми Порт-Айленд через 10 лет после смерти его родителей. Вскоре протагонист присоединяется к Specialized Extracurricular Execution Squad (акроним SEES, буквально – видит) – клубу средней школы Геккукан. Участники объединения осведомлены о существовании 25-го, т. н. Тёмного, часа (наступающего после полуночи времени, скрытого от обычных людей), во время которого они защищают город от монстров, называемых тенями. Существа накладывают на обычных людей синдром апатии, лишающий воли к жизни и делающий пострадавших «Потерянными». Главный герой обнаруживает, что он может вызывать в бой несколько Персон, при помощи которых борется с тенями в башне Тартар – месте заключения опасных существ. Когда главный герой и его команда одолеют враждебную группу Стрега и одержат победу над 12 великими тенями, основанными на арканах карт таро, они смогут спасти город от влияния Тёмного часа.
События «Persona 4» (2008) начинаются с того, что главного героя отправляют из мегаполиса в сельский городок Инаба. Он живёт со своим дядей-детективом Ретаро Додзимой и младшей двоюродной сестрой Нанако. В первую же ночь на новом месте главному герою снится сон, в котором он учится пользоваться способностями призыва Персоны. Протагониста определяют в среднюю школу Ясогами, где он знакомится с Чие Сатонакой, Юкико Амаги и Есукэ Ханамурой. Благодаря новым друзьям главный герой узнаёт о городской легенде под названием «Полуночный канал». Выясняется, что она правдива: при просмотре выключенного телевизора в дождливую полночь наблюдатель может увидеть свою теневую сторону. Так, в одну из ночей главный герой узнаёт, что он способен физически проникать во вселенную за экраном. В то же время в городе начинают происходить загадочные убийства, расследованием которых и занимается компания школьников. Используя сверхспособности, они борются с антагонистами из параллельного телевизионного мира.
Сюжет «Persona 5» (2016) посвящён событиям, произошедшим до начала игры. Главного героя обвиняют в нападении на влиятельного политика Масаёси Сидо. В действительности школьник пытался спасти девушку от домогательств, но та под давлением Сидо не стала свидетельствовать в пользу героя. Теперь ему необходимо избавиться от клейма преступника и для этого быть прилежным учеником на протяжении года. По прибытии в Шибуя протагонист обнаруживает на своём мобильном телефоне приложение, позволяющее ему попадать во внутренние миры других людей. Оказывается, что он не единственный школьник, у которого есть такая возможность, а также способность призывать внутренних демонов – Персоны. Он знакомится с другими одарёнными учениками: Рюджи Сакамото, Энн Такамаки, Юсуке Китагава, Макото Иидзима, Футаба Сакура, Хару Окумура и Горо Акечи. Вместе они решают изменять тех, кто приносит вред окружающим, путём проникновения в их миры. Для восстановления равновесия им необходимо добывать нечто ценное из альтернативных реальностей. Таким образом школьники становятся Фантомными ворами, вычисляющими местных преступников и тем самым изменяющими окружающую реальность к лучшему.
История и франшизация
В основу сюжета франшизы «Persona» легла манга «Digital Devil Story: Megami Tensei» и серия игр «Megami Tensei» компании Atlus. Облик персонажей был вдохновлён стилистикой манги «JoJo’s Bizarre Adventure» 1987 г. мангаки Араки Хирохико. Разработка «Megami Ibunroku Persona» началась в 1994 г. после выпуска компанией-издателем «Shin Megami Tensei If...». Проект вышел на консоли PlayStation в 1996 г. (James. 2015). Игровая система базировалась на той, что ранее использовалась в серии «Shin Megami Tensei». Геймплей заключался в перемещении по локациям, исследовании подземелий и зданий с видом от первого лица и боях с монстрами при помощи команды, состоящей из различных персонажей (Parish. 2009). Важной игровой механикой был поиск специальных карт, которые позволяли пользователям усиливать подконтрольных героев путём создания новых существ в специальной «Бархатной комнате» (англ. Velvet Room).
Работа над «Persona 2: Innocent Sin» началась сразу после выхода первой части и завершилась в 1999 г. Вторая игра была технически улучшена: изменилась система навигации, уменьшилось время загрузки и увеличилась частота сохранений. Многие термины, используемые в игре, позаимствованы из работ К. Г. Юнга (Jungian Themes). Имена и внешний вид персонажей зачастую отсылали не только к мифологии и произведениям литературы. Так, демон Ньярлатотеп был вдохновлен одноимённым монстром из рассказов Г. Ф. Лавкрафта. Геймплей новой части франшизы не отличался от того, который был представлен в предшествующей игре. Пользователям было необходимо исследовать локации, а также составлять и улучшать команду персонажей – призывателей Персон для борьбы с монстрами. В 2011 г. был выпущен ремейк проекта, включавший дополнительные задания и улучшенную графическую составляющую. Данная версия портировалась на платформу PlayStation Portable. В 2007 г. вышло первое продолжение «Persona 2: Innocent Sin» – «Persona 2 Tsumi: Lost Memories». В 2008 г. было выпущено ещё одно сюжетное дополнение под названием «Persona 2 Batsu: Infinity Mask». Обе игры портировались на мобильные платформы исключительно на территории Японии.
Создание «Persona 2: Eternal Punishment» происходило одновременно с разработкой «Persona 2: Innocent Sin». Третья игра вышла в 2000 г. Сюжет нового проекта был связан с концовкой предыдущей части, т. к. рассказывал историю знакомых персонажей, находящихся в параллельной реальности. Геймплей также состоял из борьбы с монстрами и исследования локаций. В 2012 г. был выпущен ремейк данной части для портативной консоли PlayStation Portable. Обновлённая версия содержала дополнительную сюжетную ветку, новые локации и усовершенствованную графику.
Разработка «Persona 3» началась в 2003 г., а в 2006 г. в игровом журнале Famitsu появилась новость о выходе будущего проекта на консоли PlayStation 2 (Boulette. 2006). Геймплей новой игры изменился по сравнению с предыдущими частями. Появилась система социальных связей и совершенствования главного героя для нахождения большего количества контактов. Развитие отношений с неигровыми персонажами позволяло успешнее изменять доступных Персон-демонов, используемых в бою с монстрами. Для прохождения пользователям необходимо преодолевать уровни в специальной башне Тартар, состоящей из более чем 260 этажей. В ней игроки сражаются с различными противниками, а также могут находить ресурсы для будущих миссий. Башню невозможно пройти с одной попытки, т. к. многие зоны закрыты до определённого сюжетного момента. Кроме того, существует система усталости персонажей, влияющая на эффективность и точность их атак во время боёв. В 2007 г. вышла улучшенная версия проекта под названием «Persona 3 FES» (Winkler. 2006). Она содержала около 30 дополнительных часов игрового процесса и переиздавалась на консоли PlayStation 3 в 2012 г. в Северной Америке и Европе. В 2010 г. была выпущена «Persona 3 Portable» для PlayStation Portable.
Игра «Persona 4» впервые была официально представлена в японском игровом журнале Famitsu в 2008 г. В том же году проект для консоли PlayStation 2 демонстрировался на фестивале Anime Expo в Лос-Анджелесе (Whiting. 2008). Геймплей проекта похож на тот, что представлен в «Persona 3». Однако боевая система «Persona 4» отличалась: произведённые изменения позволили пользователям полностью контролировать персонажей во время сражений. Был расширен игровой мир, что давало больший простор для исследования локаций и совершенствования главного героя. Важным нововведением стало отслеживание погоды. От неё зависело то, насколько сильными будут монстры, с которыми пользователи столкнутся во время боёв в параллельном мире. В 2012 г. была выпущена улучшенная версия игры «Persona 4 Golden» для PlayStation Vita. Позднее она портировалась на консоли Xbox One, Xbox Series X/S, PlayStation 4 и Nintendo Switch. Данная версия содержала дополнительные ветки диалогов и новые уровни сложности.
Подготовительная стадия разработки «Persona 5» началась в 2008 г., основной процесс был запущен после выпуска компанией Atlus игры «Catherine» в 2011 г. Во время фестиваля Tokyo Game Show 2015 г. компания-издатель объявила о выпуске нового проекта серии «Persona» в конце 2016 г. (Sato. 2015). Геймплей 6-й части франшизы состоит из изучения локаций, построения социальных связей, совершенствования главного героя и сражений с монстрами при помощи команды подконтрольных персонажей. В «Persona 5» сохранилась пошаговая боевая система из предыдущих игр серии, однако в ней присутствует и новая функция. Она заключается в управлении действиями партнёров по гильдии в реальном времени, что изменило взаимодействие персонажей между собой и с противниками. В 2019 г. в Японии вышла улучшенная версия основной игры «Persona 5 Royal». Она содержала дополнительный контент, представленный новыми персонажами, локациями и улучшенной механикой ведения боя. В 2020 г. в Японии был выпущен сиквел «Persona 5 Strikers», портировавшийся на PlayStation 4, PlayStation 5, Nintendo Switch и ПК.
Влияние
Серия «Persona» получила множество адаптаций в других медиа. Так, в 1996–2000 гг. выходила манга «Megami Ibunroku Persona», а в 1998 г. «Megami Ibunroku Persona: Messiah Project», подробно раскрывающие и дополняющие сюжет первой видеоигры франшизы. В 1997 г. опубликованы две новеллизации проекта – «Megami Ibunroku Persona» и «Megami Ibunroku Persona: Shadow Maze» Намбары Дзюна и Корэкаты Наоко. Спин-офф двух частей «Persona 2» под названием «Persona: Tsumi to Batsu» был выпущен компанией ASCII Media Works в 2000–2001 гг. и переиздан в 2011 г. В 2001 г. изданы, а в 2011 г. переизданы новеллы «Persona 2: Innocent Sin» и «Persona 2: Eternal Punishment», автором которых стал сценарист игр серии «Persona» Такасэ Миэ.
В 2007–2017 гг. «Persona 3» получила одноимённую мангу-адаптацию, состоящую из 11 томов и заимствующую сюжет игры. В 2008 г. Village Books выпустила новеллу под названием «Persona 3 FES: Alternative Heart». В 2006 г. компания Enterbrain представила произведение «Persona 3: Owari no Kakera», в 2007 г. – «Persona 3: Shadow Cry», а в 2010 г. – «Persona 3 Portable: Velvet Blue». В 2008 г. вышел анимационный сериал-продолжение игры «Persona 3», действие которого разворачивалось в параллельной вселенной видеоигры через 10 лет после окончания её основной сюжетной ветки. В 2013–2016 гг. выпускалась серия фильмов «Persona 3 The Movie». В 2008–2019 гг. ASCII Media Works издали серию манги «Persona 4» художника Согабэ Сюдзи.
В 2012 г. была выпущена новелла спин-офф 5-й части видеоигровой франшизы – «Persona x Detective Naoto». В 2011–2012 гг. выходила телевизионная аниме-адаптация «Persona 4 The Animation» и «Persona 4 The Animation – The Factor of Hope», а в 2014 г. – «Persona 4 The Golden Animation». В 2016 г. фанаты видеоигровой серии смогли ознакомиться с 30-минутным короткометражным фильмом «Persona 5 The Animation The Day Breakers», в 2018–2019 гг. появилась одноимённая аниме-адаптация «Persona 5» с подзаголовком «The Animation».