Эффект дохода и эффект замещения
Эффе́кт дохо́да и эффе́кт замеще́ния, изменение величины спроса на товар, происходящее вследствие изменения его цены и возникающее как результат двух одновременных процессов.
Во-первых, когда цена одного из товаров изменяется, у потребителя появляется возможность изменить количество данного товара в своём наборе: в случае понижения цены купить большее количество относительно подешевевшего товара, а в случае её повышения – меньшее количество относительно подорожавшего товара.
Во-вторых, изменение цены одного товара влияет на возможность потребителя купить остальные блага: удорожание одного товара сокращает долю дохода, которая может быть направлена на покупку других товаров, а его удешевление, напротив, увеличивает возможности потребителя приобрести другие блага.
Таким образом, реакция потребителя на изменение цены товара зависит от следующих факторов: 1) непосредственно от его возможностей увеличить потребление относительно подешевевшего товара за счёт сокращения потребления относительно дорогих благ (при этом потребитель сохраняет прежний уровень удовлетворения, т. е. остаётся в пределах одной кривой безразличия); 2) от изменения покупательной способности в целом в отношении обоих товаров, что позволяет ему выбрать новый оптимальный набор на другом уровне удовлетворения потребностей (т. е. на другой кривой безразличия).
Определение понятий эффектов замещения и дохода и их экономический смысл
Под эффектом замещения понимается изменение величины спроса на товар, происходящее под влиянием изменения относительных цен благ, что побуждает потребителя приобретать относительно подешевевшие товары взамен относительно подорожавших. Таким образом, эффект замещения отражает реакцию потребителя на изменение относительных цен.
В свою очередь, эффект дохода заключается в изменении величины спроса на товар, происходящем под влиянием изменения реального дохода потребителя. Соответственно, эффект дохода отражает реакцию потребителя на изменение реального дохода.
Эффект замещения и эффект дохода в сумме дают эффект цены, т. е. общее изменение величины спроса на товар.
Выделение эффектов дохода и замещения позволяет детальнее анализировать поведение потребителя. В частности, оно помогает определить, насколько изменение величины спроса на товар вызвано изменением пропорции обмена двух товаров и насколько – изменением покупательной способности потребителя.
Прямые и перекрёстные эффекты замещения и дохода для различных типов благ
Эффекты замещения и дохода, как и эффект цены, бывают прямыми и перекрëстными. Прямые эффекты отражают изменение величины спроса на товар, цена которого понижается или повышается. Перекрëстные эффекты отражают изменение величины спроса на входящий в потребительский набор товар, цена которого остается постоянной. Ниже детально рассмотрено и проиллюстрировано действие прямых эффектов замещения и дохода, вызывающих изменение величины спроса на товар вследствие изменения его цены (прямой эффект цены) при условии, что цена товара остаётся прежней. Действие соответствующих перекрёстных эффектов замещения (), дохода ( ) и цены () отображено графически.
Пусть изначально потребительский набор (,) являлся оптимальным для потребителя, расходующего весь свой номинальный доход на два нормальных товара и по ценам и (рис. 1).
Допустим, что цена товара снизилась с до , что привело к расширению бюджетного множества, изменению угла наклона бюджетной линии с –/ до –/ и перемещению равновесия потребителя в точку (,).
Изменение величины спроса = – , произошедшее в результате снижения цены, содержит в себе эффекты дохода и замещения.
Для того чтобы оценить влияние эффекта замещения на величину спроса, следует исключить из рассмотрения влияние эффекта дохода, предположив, что реальный доход при изменении цены не меняется. С этой целью на рис. 1 проводится вспомогательная бюджетная линия под углом наклона, равным новому соотношению цен / таким образом, чтобы она касалась кривой безразличия . Это будет означать возвращение потребителя на прежний уровень полезности и, следовательно, определение величины номинального дохода, которая при изменившейся цене товара позволила бы потребителю сохранить прежний уровень реального дохода.
Тогда точка (,) будет представлять собой вспомогательный оптимум, который мог бы иметь место, если бы на величину спроса на товар действовал только эффект замещения. Если равновесный потребительский набор соответствует точке (, ), то реальный доход потребителя остаётся неизменным, т. к. точка , как и , принадлежит кривой безразличия . Величина спроса на товар меняется только вследствие изменения соотношения цен товаров и . Таким образом, разность – – это количественное значение прямого эффекта замещения: = – .
Однако итоговым оптимальным потребительским решением стал не набор , а набор , соответствующий более высокому уровню реального дохода и принадлежащий кривой безразличия . При этом став богаче в терминах реального дохода, потребитель смог позволить себе при новом соотношении цен приобрести количественно больше как товара , так и товара . Следовательно, разность – соответствует величине прямого эффекта дохода: = – .
На смежном графике (рис. 1) изображена кривая спроса на нормальный товар , что позволяет проиллюстрировать разложение прямого эффекта цены () на эффект замещения и эффект дохода в соответствии с равенством = + .
Для нормального товара при понижении его цены и прямой эффект замещения, и прямой эффект дохода действуют в сторону увеличения количества спроса, усиливая друг друга, т. е. > 0, > 0 и > 0.
Соответственно, в случае повышения цены нормального товара вследствие действия обоих эффектов будет наблюдаться уменьшение величины спроса: < 0, < 0 и < 0.
Если потребитель считает благо некачественным товаром (или товаром низшей категории), но при этом оно не является товаром Гиффена, то прямые эффекты замещения и дохода при изменении цены товара будут действовать в противоположных направлениях. При снижении цены товара от до произойдет перемещение оптимума из точки(,) в точку (,), и построение вспомогательного бюджетного ограничения позволит получить вспомогательный оптимум (,) (рис. 2).
Разложение эффекта цены на эффект дохода и эффект замещения будет следующим: за счëт эффекта замещения величина спроса на товар увеличится (потребитель при новом соотношении цен купит больше дешëвого товара), а за счёт эффекта дохода величина спроса на товар уменьшится, поскольку рост реального дохода потребителя уменьшит величину его спроса на некачественный товар. Однако суммарный эффект (эффект цены) будет положительным, т. к. по модулю эффект замещения превышает эффект дохода.
Это объясняет тот факт, что в случае с некачественным товаром, не относящимся к товарам Гиффена, продолжает действовать закон спроса: снижение цены приводит к росту величины спроса, а её повышение – к снижению этой величины. Таким образом, при понижении цены некачественного товара > 0, < 0 и > 0, поскольку || > ||; а при её повышении – < 0, > 0, < 0 соответственно, т. к. || > ||.
Если некачественный товар является товаром Гиффена, то прямые эффекты и дохода при изменении цены товара будут действовать в противоположных направлениях. При этом эффект дохода по абсолютной величине превысит эффект замещения. В случае снижения цены товара от до произойдет перемещение оптимума из точки (,) в точку (,), и построение вспомогательного бюджетного ограничения позволит получить вспомогательный оптимум (,). (рис. 3).
За счëт эффекта замещения величина спроса на товар несколько увеличится, а за счëт эффекта дохода значительно уменьшится, поскольку при произошедшем росте реального дохода потребитель резко уменьшит величину спроса на товар . Величина эффекта цены будет отрицательной, т. к. по модулю эффект дохода превышает эффект замещения.
В случае с некачественным товаром Гиффена нарушается закон спроса: снижение цены приводит к снижению величины спроса, а её повышение – к росту этой величины. Соответственно, при понижении цены товара Гиффена > 0, < 0 и < 0, т. к. || < ||; при её повышении – < 0, > 0 и > 0 соответственно, поскольку || < ||.
Согласно приведённым выше рассуждениям и их графическим интерпретациям, эффект замещения всегда направлен в сторону, противоположную изменению цены: с уменьшением цены за счëт эффекта замещения происходит увеличение величины спроса, а с её увеличением за счëт эффекта замещения уменьшается величина спроса. В свою очередь, эффект дохода может действовать как однонаправленно, так и разнонаправленно с изменением цены. Следовательно, действие эффекта дохода зависит от категории товара, цена которого изменяется.
Подходы Дж. Р. Хикса и Е. Е. Слуцкого к разграничению эффектов замещения и дохода
Описанный выше анализ эффектов дохода и замещения в 1930-х гг. был проведён английским экономистом Дж. Р. Хиксом. Этот анализ базируется на понимании реального дохода потребителя как уровня удовлетворения потребностей, которого покупатель может достичь, израсходовав свой номинальный доход. Однако этот метод разграничения эффектов дохода и замещения не является единственным.
Так, ранее (1915) русский экономист-математик Е. Е. Слуцкий предложил свой, теоретически менее строгий, но эмпирически более простой подход к определению реального дохода и разложению эффекта цены на эффекты дохода и замещения соответственно. По Слуцкому, реальный доход представляет собой набор товаров, который потребитель приобретает на свой номинальный доход. Поэтому в соответствии с подходом Слуцкого вспомогательная бюджетная линия должна быть проведена через точку первоначального набора благ, что означает доступность прежнего набора по изменившимся относительным ценам, т. е. неизменность реального дохода.
Вспомогательные бюджетные линии, отображающие величины номинального денежного дохода, который обеспечивает исходный уровень реального дохода, у Хикса и Слуцкого не совпадают. По методологии Слуцкого, такая бюджетная линия касается более высокой, чем первоначальная, кривой безразличия. Не совпадают и промежуточные равновесные наборы благ: – по Хиксу, – по Слуцкому.
Согласно подходу Слуцкого, за счëт эффекта замещения потребитель, которому остаётся доступным прежний набор, тем не менее получает возможность достижения более высокого уровня удовлетворения потребностей. Это выражается в том, что величина эффекта замещения по Слуцкому больше, чем по Хиксу.
Эффект дохода и эффект замещения по Хиксу и по Слуцкому сопоставлены на рис. 4.
Первый подход часто используется для строгих теоретических рассуждений в рамках ординалистской теории потребительского выбора, а второй пригоден для практических исследований, поскольку полезность не имеет количественного измерения, тогда как определение реального дохода через набор благ не представляется сложным.