Содержательные теории мотивации
Содержа́тельные тео́рии мотива́ции, психологические модели, в основе которых лежит предположение о том, что потребности человека и их содержание являются отправной точкой его поведения и деятельности. Основные цели содержательных теорий мотивации – определение и классификация потребностей людей, лежащих в основе их действий. Среди концепций, имеющих наибольшую практическую значимость в 21 в., выделяют теории Ф. У. Тейлора, А. Маслоу, К. Альдерфера (1940–2015), Д. Макгрегора, Ф. Херцберга (1923–2000) и Д. Макклелланда (1917–1998). Содержательные теории мотивации широко применяются в управлении персоналом для обеспечения наиболее эффективной работы сотрудников компании.
Теория Тейлора (1856–1915)
Впервые о значимости правильного взаимодействия руководителей и рабочих для побуждения сотрудников к эффективному труду упомянул основоположник научного менеджмента Тейлор в своей работе «Принципы научного менеджмента» (Taylor. 1911).
Согласно теории Тейлора, основная задача руководителя – назначить подчинëнного на верную позицию в соответствии с его квалификацией и предложить ему задачи, несколько превосходящие его умения. При этом автор подчëркивал необходимость создания ситуации, в которой выполняемая работа должна бросать вызов исполнителю, побуждая его совершенствоваться. По мнению учëного, такой подход должен обеспечить работникам ощущение полноты использования своих умений и навыков, полной реализации имеющегося потенциала. Сущность подхода Тейлора выражается следующими постулатами:
человек рационален и обеспокоен увеличением своих доходов;
реакция каждого человека на изменение экономического воздействия индивидуальна;
люди, как и механизмы, могут быть подвержены стандартизации;
работники хотят только одного – высокой оплаты труда.
Таким образом, по Тейлору, мотивация сотрудников сводится к материальным денежным стимулам.
Позднее, с возникновением школы человеческих отношений и бихевиористского подхода в управлении, содержательные теории мотивации получили дальнейшее развитие.
Теория Маслоу (1908–1970)
Маслоу разработал иерархическую теорию потребностей. В частности, учёный выявил принцип доминирования неудовлетворённых потребностей над удовлетворёнными и их мотивирующее воздействие на работников. Последователи и ученики Маслоу разработали инструмент структурирования потребностей с учëтом принципа доминанты и иерархии потребностей, представляющий собой пирамиду (см. рисунок).
На первой ступени пирамиды Маслоу находятся физиологические (или витальные) потребности человека. К ним относят следующие естественные потребности человека как части живой природы: питание, утоление жажды, сон, дыхание, движение, размножение, отдых и т. д.
На второй ступени расположены потребности человека в безопасности своего существования, или экзистенциальные потребности. К этому уровню следует отнести потребности как в физической, так и, например, в финансовой безопасности, а также в стабильности и предсказуемости развития жизненных сценариев индивида.
Третья ступень пирамиды – социальные потребности человека. К этой категории относят потребности в социальных связях, социальном взаимодействии, принадлежности к группе, а также потребности в общении, дружбе, любви, партнёрстве и совместной деятельности.
На четвёртой ступени находятся престижные потребности человека. К этому уровню относят потребности в уважении, признании заслуг, оценке действий, результатов труда и др.
Следующая ступень включает потребности в знании, духовные и эстетические потребности.
И наконец, высшая ступень пирамиды Маслоу – потребности в самореализации, самоактуализации, самовыражении и творчестве.
Базисные потребности представляют собой мотивационные переменные, которые следуют друг за другом. Первые 2 типа потребностей называются первичными (врождёнными), а остальные – вторичными (приобретёнными).
Основной вопрос в теории Маслоу заключается не в самом расположении потребностей, а в объяснении их динамики. Потребности каждого уровня становятся актуальными (насущными, требующими удовлетворения) лишь после того, как удовлетворены предыдущие. Поэтому принцип иерархии также называют принципом доминанты (ключевой в данный момент потребности). Само удовлетворение не выступает мотиватором поведения человека: голод движет человеком, пока он не удовлетворëн. Соответственно, мотиваторами выступают только те потребности, которые ещё не удовлетворены. Сила воздействия потребности зависит от степени еë удовлетворения. Кроме того, интенсивность потребности определяется еë местом в общей иерархии. Физиологические потребности первичны и выступают доминантой до тех пор, пока они не реализованы хотя бы на минимальном для существования человека уровне. После этого доминируют потребности следующего уровня.
Теория Маслоу является базовой для современных теорий мотивации, описанных далее.
Теория Херцберга (1923–2000)
Разработанная в 1950 г. американским психологом Херцбергом двухфакторная теория мотивации основывается на том, что приятные и неприятные переживания, возникающие в процессе трудовой деятельности, связаны с разнонаправленными факторами. Опрос нескольких сотен сотрудников, проведённый командой Херцберга в 1959 г., показал, что существует 2 группы факторов, влияющих на их поведение: гигиенические и факторы-мотиваторы (Herzberg. 1959).
К первой группе учёный отнёс условия труда (освещëнность, оплату труда, наличие необходимого оборудования, квалификации и т. д.), а ко второй – его содержание (характеристики трудовых задач, смысл трудовой деятельности). Согласно двухфакторной теории, наличие гигиенических факторов не оказывает никакого влияния на трудовую мотивацию, а их недостаток вызывает неудовлетворённость работников и приводит к снижению их мотивации. В свою очередь, стимулирующее воздействие оказывают факторы-мотиваторы.
Между теориями Маслоу и Херцберга существует тесная связь. Так, высшие (престижные и духовные) потребности Маслоу частично совпадают с факторами-мотиваторами Герцберга, а низшие (физиологические, экзистенциальные и социальные) – соответствуют гигиеническим факторам.
На практике выводы теории Херцберга привели к созданию программ обогащения труда, содержащих подробный перечень гигиенических и мотивирующих факторов.
Теория Альдерфера (1940–2015)
Как и Маслоу, американский учёный Альдерфер в своей теории мотивации, также называемой концепцией ERG (от англ. Еxistence – существование, Relatedness – общение, Growth – рост и развитие), располагает потребности человека иерархически, но выделяет лишь 3 их группы:
1) потребность в существовании (витальные и экзистенциальные потребности по Маслоу);
2) потребность в общении (социальные потребности по Маслоу);
3) потребности в росте и развитии (духовные потребности по Маслоу).
По Альдерферу, переход от одного уровня потребностей к другому может происходить в двух направлениях: как снизу вверх, так и сверху вниз. Это происходит при невозможности удовлетворить потребности высшего уровня. Тогда человек вновь возвращается к потребностям более низкого уровня и на нём активизирует свою деятельность, что создаёт дополнительные возможности для мотивации.
Теория Макгрегора (1906–1964)
Американский социальный психолог Макгрегор предложил «теорию Х» и «теорию Y», которые описывают 2 типичных вида сотрудников, требующих различного подхода к управлению ими.
Согласно «теории Х» сотрудники не любят работу и по возможности её избегают. Сотрудник такого типа стремится избежать ответственности, не имеет сильных амбиций, предпочитает, чтобы им руководили, и желает прежде всего безопасности и спокойствия. В этом случае менеджер должен практиковать директивный подход в управлении, применять постоянный жëсткий контроль, а также использовать наказание или поощрение в процессе работы. «Теория Х» соответствует негативной мотивации и рассматривает только удовлетворение первичных (базовых) потребностей по Маслоу.
В рамках «теории Y» сотрудники заинтересованы в труде, вовлечены, инициативны и способны к самоконтролю и самомотивации. В такой ситуации менеджер должен оказывать лишь направляющее воздействие, создавая для этих работников поддерживающую среду и применяя мягкий неформализованный контроль.
«Теория Y» соответствует позитивной мотивации и касается потребностей высшего уровня по Маслоу. Она способствует уменьшению затрат на контроль деятельности персонала, поскольку ориентирована на самоконтроль и сотрудничество.
Теория приобретённых потребностей Макклелланда (1917– 1998)
Американский психолог Макклелланд считал, что людям присущи 3 вида потребностей – во власти, успехе (достижении) и причастности, – и считал их приобретёнными в течение жизни. По Макклелланду, если эти потребности у индивида выражены достаточно сильно, то они оказывают сильное воздействие на его поведение и трудовую мотивацию.
Таким образом, в основе рассмотренных выше содержательных теорий мотиваций лежит анализ потребностей людей и их влияние на мотивы, побуждающие человека к действиям.