Гигиенические факторы в двухфакторной теории мотивации Херцберга (в менеджменте)
Гигиени́ческие фа́кторы в двухфа́кторной тео́рии мотива́ции Хе́рцберга, факторы, которые характеризуют среду, окружающую сферу трудовой деятельности человека, качество которой может вызвать неудовлетворённость, но не может повысить трудовую мотивацию сотрудников. Такие факторы характеризуют условия труда.
Понятие гигиенических факторов
Гигиенические факторы изучаются в контексте двухфакторной теории мотивации, разработанной в 1959 г. американским психологом и социологом Ф. Херцбергом (1923–2000).
Для обозначения условий труда Херцберг использовал название «гигиенические факторы», заимствовав данное понятие из медицинской терминологии, где оно означает «предупреждение». По Херцбергу, это факторы, поддерживающие здоровье и гарантирующие стабильный уровень его состояния. В отличие от мотиваторов, гигиенические факторы обеспечивают лишь нулевой уровень мотивации, т. е. отсутствие негативного влияния условий труда на мотивацию сотрудников.
Гигиенические факторы позволяют удерживать сотрудников на работе, не увеличивая уровень текучести кадров. К ним относятся: административная политика компании; физические условия труда (температурный режим, освещённость, наличие комфортной мебели, зоны отдыха и т. д.); безопасность труда; социальный пакет; юридическое оформление трудовых отношений; величина заработной платы и премии; межличностные отношения с руководством, коллегами и подчинёнными.
Воздействие гигиенических факторов на мотивацию человека к труду
Гигиенические факторы практически никогда не вызывают полного чувства удовлетворённости и не оказывают активизирующего воздействия на деятельность человека.
По мнению Херцберга, если такие факторы имеются на рабочем месте, то они позволяют предупредить чувство неудовлетворённости у сотрудников и, следовательно, предотвратить снижение уровня мотивации к труду.
В случае если какие-либо гигиенические факторы отсутствуют, это может стать причиной неудовлетворённости у сотрудников и, таким образом, снизить уровень их мотивации.
Наличие этой группы факторов приводит к состоянию, когда неудовлетворённости работой нет, но нет и удовлетворённости ею, т. к. положительно оцениваемые гигиенические факторы сами собой разумеются. В свою очередь, гигиенические факторы, которые оцениваются отрицательно, могут привести к полной неудовлетворённости работой.
Даже в случае если только один из гигиенических факторов снизится до неприемлемого для сотрудника уровня, это приведёт к неудовлетворённости своей деятельностью. Поэтому во избежание ухудшения производительности и результативности труда работника необходимо поддерживать гигиенические факторы среды на достаточном уровне.
При этом Херцберг, Б. Моснер и Б. Снайдерман считали, что даже если условия работы находятся на оптимальном для сотрудника уровне, всё ещё нельзя говорить о его мотивированности, заинтересованности и вовлечённости в работу, т. к. оптимальный уровень удовлетворения гигиенических потребностей может только приблизить общее удовлетворение трудом к нулевой отметке (Herzberg. 2017).
Таким образом, несмотря на то что для обеспечения удовлетворённости работника своей деятельностью требуется наличие необходимых гигиенических факторов, они не могут служить гарантией его мотивации. Использование этих факторов обеспечивает только временное удовлетворение от труда и не приводит к долгосрочному изменению поведения сотрудника.
Выводы из двухфакторной теории Ф. Херцберга
На основе двухфакторной теории Херцберга формулируются следующие выводы:
1) действующие на мотивацию сотрудников факторы делятся на две укрупнённые группы: гигиенические факторы и факторы-мотиваторы. Первая группа связана с условиями труда, вторая – с содержанием труда;
2) существует прямая связь между удовлетворённостью сотрудников работой и производительностью их труда;
3) группа гигиенических факторов связана с неудовлетворённостью сотрудников. Наличие гигиенических факторов и их воздействие на работников может обеспечить в лучшем случае отсутствие неудовлетворённости трудом. Гигиенические факторы не оказывают стимулирующего воздействия на сотрудников;
4) руководителю следует в первую очередь обеспечить наличие гигиенических факторов (т. е. отсутствие неудовлетворённости), затем – факторов-мотиваторов (достижение удовлетворённости сотрудников);
5) эффективное мотивирующее воздействие руководителя на подчинённых возможно только в том случае, если он сам полноценно вникает и вовлекается в решение рабочих задач.
Выведенные Херцбергом формулы таковы:
обстановка на работе и условия труда (гигиенические факторы) + мотивирующие факторы = состояние удовлетворённости;
обстановка на работе и условия труда (гигиенические факторы) – мотивирующие факторы = нулевой эффект.
По мнению Херцберга, руководителям следует проявлять осторожность в отношении работников, нацеленных на гигиенические факторы мотивации, т. к. эти работники ориентированы на достижение краткосрочных результатов, а основным стимулом для них служит материальное вознаграждение. Несмотря на то что ориентированные на гигиенические факторы труда сотрудники могут хорошо справляться со своими обязанностями, на них нельзя полагаться в сложных ситуациях, поскольку в непредвиденных случаях, когда компания не сможет уделять достаточного внимания гигиеническим факторам, они могут не справиться со своей работой. Еще больший вред будущему организации может нанести руководитель, нацеленный исключительно на гигиенические факторы труда.
Для эффективного использования гигиенических факторов на практике руководителю необходимо выявить наличие и уровень неудовлетворённости условиями труда у сотрудников. Если такое чувство есть, то следует устранить её источники, приложив максимум усилий для обеспечения должного уровня гигиенических факторов. Затем, чтобы побудить подчинённых к производительному труду, руководитель должен привести в действие мотивирующие факторы, повышающие степень удовлетворённости человека своей работой.