Мотиваторы в двухфакторной теории мотивации Херцберга (в менеджменте)
Мотива́торы в двухфа́кторной тео́рии мотива́ции Хе́рцберга, факторы, непосредственно связанные с содержанием работы и внутренними побуждениями индивида к труду, которые способны оказывать на субъекта труда мотивирующее воздействие.
Понятие факторов-мотиваторов и их отличие от гигиенических факторов
Факторы-мотиваторы рассматриваются в рамках двухфакторной теории мотивации, разработанной в 1959 г. американским психологом и социологом Ф. Херцбергом (1923–2000). Согласно данной теории, мотиваторы возникают из содержания работы. По мнению Херцберга, истинными мотиваторами, способными сформировать у работника чувство преданности своему делу, являются: личный успех, признание, продвижение, работа сама по себе, возможность карьерного роста, ответственность.
Эти факторы относятся, скорее, к внутренней мотивации индивида, его субъективной оценке содержания труда, личной вовлечённости и заинтересованности в труде. Именно внутренние мотиваторы побуждают людей быть максимально включёнными в работу, тогда как внешние побуждающие стимулы (такие как гигиенические факторы, т. е. условия труда) не способны побудить человека к труду с полной самоотдачей. При отсутствии внутренних мотиваторов сотрудники вынуждены искать удовлетворённость трудом исключительно во внешних стимулах, однако это не может создать устойчивую трудовую мотивацию.
Херцберг и его коллеги Б. Моснер и Б. Снидерман подчёркивали, что интересам работника отвечают обе вышеописанные группы факторов, но удовлетворённость работой, которая обеспечивает лучшее её выполнение, может быть обусловлена только действием истинных мотиваторов (Herzberg. 1959).
Воздействие факторов-мотиваторов и гигиенических факторов на мотивацию человека к труду
Для того чтобы обобщить опыт применения мотивационно-гигиенических факторов и подтвердить свои выводы Херцберг использовал результаты эмпирических исследований трудовой мотивации, проведённых им совместно с Моснером и Снидерман в компаниях, находящихся в разных частях мира: Америке, Азии, Африке, Европе (Herzberg. 1959). Результаты этих кросс-культурных исследований, представленных в книге 1959 г. «Мотивация к работе» («The Motivation to Work»), в целом подтвердили основные положения разработанной учёным теории потребностей и мотивации к труду: так, около 80 % факторов, обеспечивающих удовлетворённость трудом, относятся к мотивирующим и только 20 % связаны с внешними стимулами. Неудовлетворённость трудом, наоборот, на 70 % связана именно с гигиеническими факторами (внешними побуждениями к труду).
В более поздней работе «Работа и природа человека» («Work and the Nature of Man», 1966) Херцберг попытался описать модель поведения человека в категориях мотивационно-гигиенической теории. По мнению учёного, человеческая природа может быть представлена в виде двух основных независимых составляющих. Для наглядного их представления он использовал два ветхозаветных образа – Адама и Авраама. С одной стороны, в человеке присутствует образ Адама, основная цель которого заключается в избегании боли при взаимодействии с внешним миром, что соответствует гигиеническим факторам. С другой стороны, вторая сторона человеческой природы – образ Авраама – направлена на самореализацию, что соответствует мотивационным факторам. Херцберг подчёркивал, что дихотомия Адам/Авраам присутствует в каждом человеке. Однако индивиды могут иметь разную восприимчивость к гигиеническим факторам и факторам-мотиваторам. Индивид, более восприимчивый к гигиеническим факторам среды, будет мотивирован условиями труда и не получит особого удовлетворения от выполненной им работы, а более восприимчивый к факторам-мотиваторам будет вдохновлён сущностью задания, которая и станет для него основным источником удовлетворения.
Соотношение удовлетворённости и неудовлетворённости трудом, в зависимости от сочетания обеих групп факторов в двухфакторной теории, обусловливается тем, что действие гигиенических факторов и факторов-мотиваторов лежит в разных плоскостях и их воздействие на работника происходит независимо друг от друга. Задача руководителя в такой ситуации – найти баланс в использовании факторов обеих групп для достижения наибольшей производительности труда.
Критика двухфакторной теории мотивации Херцберга
Теория мотивации Херцберга получила широкое распространение, хотя большинство исследований, проведённых для её более глубокой проверки, не смогли однозначно подтвердить выводы из этой теории. В частности, выделяют следующие направления её критики:
источником мотивации могут быть оба фактора – это обусловлено индивидуальными потребностями человека;
недостаток мотиваторов способен привести индивида к состоянию неудовлетворённости своей деятельностью, а грамотно созданные условия труда – к состоянию удовлетворённости, и это зависит от конкретной ситуации;
далеко не во всех случаях состояние удовлетворённости деятельностью приводит к повышению показателей производительности труда;
система повышения мотивации должна создаваться с учётом различных поведенческих особенностей людей и характеристик окружающей среды.