Теории X, Y, Z (в экономике)
Тео́рии X, Y, Z, теории мотивации персонала. Теории Х и Y предложены американским социологом Д. Макгрегором в работе «The human side of enterprise» (1960). Теория Х основана на классической административной теории управления. Её используют руководители авторитарного типа, которые централизуют полномочия, регламентируют деятельность, структурируют работу подчинённых и ограничивают их возможности принимать решения. Основные идеи теории X: люди инертны и ленивы в работе; людям не свойственны амбиции, они стараются избежать ответственности; людьми движут материальная мотивация и личная выгода; большинство людей трудятся в силу принуждения и контроля в рамках иерархической структуры; средний человек предпочитает, чтобы им руководили.
Организации индивидуалистического типа, как правило, используют теорию Y, которая опирается на бихевиористский подход и принципы школы человеческих отношений. Управление компанией основано на демократическом стиле и децентрализации, широком делегировании полномочий, вовлечении работников в подготовку и принятие решений, гибком контроле с целью создать среду, формирующую лояльность к корпоративной культуре, преданность организационным целям, саморегулирование и самоорганизацию. Применение положений теории Y направлено на максимальное проявление инициативы, раскрытие творческого потенциала сотрудников и самостоятельности при достижении общих целей.
Идеи Макгрегора получили развитие в работах американского учёного У. Оучи (род. 1943). В книге «Theory Z: How American business can meet the Japanese challenge» (1981) он сформулировал теорию Z, которая стала основой японского менеджмента. Эта теория интегрирует положения теорий X и Y: мотивация работников должна исходить из ценностей производственного клана и корпоративного (кастового) духа. Базовые принципы теории Z: групповое принятие решений; ответственность за результат своего труда; «прозрачная» система контроля; создание самообучающейся организации; наличие резерва управленческих кадров; динамичное развитие карьеры; использование социально-психологических методов управления; сильный и компетентный средний уровень управления.