Сигнал (в экономике)
Сигна́л в экономике, общедоступные сведения, которые в условиях асимметрии информации позволяют составить представление о скрытых качествах объекта рыночной сделки.
Значение сигналов для функционирования рыночного механизма
Сигналы играют важную роль в смягчении отрицательных последствий негативного отбора, возникающего в условиях асимметрии информации, когда некоторые экономические субъекты обладают большей рыночной информацией об объектах сделок, чем все остальные. Тогда представители информированной стороны до заключения контрактов получают возможность использовать имеющуюся у них информацию с целью личной выгоды, и контрагентами неинформированной стороны становятся наименее предпочтительные представители информированной стороны. В результате снижается эффективность функционирования рынков, число заключаемых сделок, благосостояние экономических субъектов и общества в целом, что было обосновано в 1970 г. Дж. Акерлофом в статье «Рынок "лимонов": неопределённость качества и рыночный механизм» (Akerlof. 1970; Акерлоф. 1994).
В качестве результатов экономической политики государства, целенаправленных действий независимых организаций потребителей и производителей, а также рыночного поведения экономических субъектов сигналы позволяют сократить информационный разрыв между участниками рыночных сделок, тем самым приблизив экономику к Парето-эффективному равновесию.
Сигнализирование широко проникло во многие направления экономической активности, что демонстрирует ряд примеров.
Наиболее распространённые виды сигналов
Реклама
Самый очевидный способ информирования потребителей о качественных характеристиках товара – реклама. Обычно рекламная деятельность регламентируется государством. Так, в Российской Федерации для максимальной эффективности этого сигнала уполномоченные государственные органы отслеживают и пресекают рекламную активность поставщиков недостоверной информации; разрешается рекламирование только подлинных свойств продукции: «Реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются» [Федеральный закон от 13 марта 2006 № 38-ФЗ (ред. от 24.7.2023) «О рекламе». Статья 5. П. 1].
Стандартизация и сертификация товаров
Распространённым сигналом о качестве товаров является осведомление потенциальных покупателей о соответствии продукции компании принятым стандартам. Стандарты – набор критериев высокого качества товара, а сертификация – подтверждение выполнения стандартов. Обычно индикатором соответствия товара установленным стандартам служит специальный знак, размещённый на упаковке. Например, ЕАС (аббревиатура от Eurasian Conformity) – знак «евразийское соответствие», который гарантирует, что товар, подлежащий сертификации, прошёл проверку и соответствует требованиям, принятым в Евразийском экономическом союзе.
Деятельность общественных организаций потребителей и производителей
Примером сигнализирования о работе компаний и свойствах их продукта служит деятельность различных независимых организаций, информирующих о возможных подделках и нарушениях стандартов. «Высокое качество продукции на рынке, честная конкуренция и открытость информации – принципы, которые отстаивают общественные организации как потребителей, так и производителей» (Экономическая теория. 2014. С. 512).
Репутация
Хорошая репутация изготовителя и/или поставщика свидетельствует, что асимметрия информации о качестве не будет использована для продажи плохого товара. Прошлый опыт сделок с этими контрагентами позволяет составить представление о качестве товара (Экономическая теория. 2014. С. 513).
Гарантии качества
Эффективным сигналом о качестве товара служат предоставляемые компаниями гарантии. Если производитель берёт на себя долгосрочные обязательства по ремонту изделия за его счёт, то для покупателя этот жест становится критерием высокого качества товара (Экономическая теория. 2014. С. 514). Производители низкокачественных товаров не заинтересованы в обеспечении гарантийного ремонта своих изделий, поскольку им будут дорого обходиться частые поломки. Изготовитель высококачественной продукции, принимающий на себя дорогостоящие гарантийные обязательства, уверен, что выполнять их ему придётся относительно редко (Экономика для менеджеров. 2019. С. 492).
Образование
Составить представление о качествах потенциальных работников фирмы могут на основе ряда параметров, связанных с образованием: продолжительность обучения, средний балл диплома, наличие учёной степени кандидата или доктора наук, репутация университета или института, который окончил соискатель, и т. п. Например, вероятно, что выпускник престижного университета, имеющий высокий средний балл диплома, окажется трудолюбивым и высококвалифицированным работником. Более того, для фирм это будет также и сигналом о том, что данный работник претендует на более высокооплачиваемую должность. Следовательно, работодатели вполне обоснованно рассматривают образование как сигнал о трудовых качествах потенциальных работников (Экономическая теория. 2014. С. 515).
Рекомендации и экспертиза
Рекомендации специалистов и их профессиональных ассоциаций, наличие экспертных заключений, о которых сообщают продавцы, также выполняют роль сигналов о качестве для потребителей их товаров.
Пределы действенности сигналов
Сигнализирование, сглаживая асимметрию информации о качестве, также сопряжено с рядом проблем, требующих внимания.
Во-первых, даже самое эффективное законодательство, полностью устраняющее с экранов телевизоров, страниц газет и журналов, рекламных щитов недобросовестную рекламу, не способно ограничить производство и продажу низкокачественных товаров в теневой экономике (Экономика для менеджеров. 2019. С. 490). Во-вторых, стандартизация, сертификация, рекомендации и экспертиза могут сопровождаться ограничением конкуренции на рынке, поскольку выступают в качестве входных барьеров для новых фирм, а включение расходов на их проведение в цену продукции приводит к вытеснению с рынка части её потребителей. В-третьих, гарантии качества не могут избавить от другого негативного эффекта асимметрии информации – риска недобросовестного поведения: «…даже аккуратный и бережливый от природы потребитель может начать вести себя халатно, зная о гарантийных обязательствах продавца по ремонту» (Экономика для менеджеров. 2019. С. 492). В-четвёртых, деятельность общественных организаций потребителей и производителей требует финансирования; с расходами также связаны мероприятия, направленные на повышение репутации фирм. В-пятых, даже если фирмам удаётся с помощью образовательного сигнала отделить «хороших» работников от «плохих», инвестиции в образование сигнализирующего уровня «хороших» работников могут оказаться избыточными и не отражать реального приращения производительности труда.
Тем не менее, несмотря на то что эффективность каждого из сигналов в определённой степени ограничена, их действие позволяет сократить разницу между параметрами рыночного равновесия и равновесия, эффективного по Парето, возможного лишь при условии полноты информации (Экономическая теория. 2014. С. 514).