Штайнер Рудольф
Шта́йнер Ру́дольф (Рудольф Йозеф Лоренц Штейнер, нем. Rudolf Joseph Lorenz Steiner) (27.2.1861, Кральевец, Австрийская империя – 30.3.1925, Дорнах, кантон Золотурн, Швейцария), философ, выдающийся представитель западного эзотеризма, основоположник антропософии.
Биография
Рудольф Штайнер (согласно дореволюционной традиции перевода – Штейнер) родился в семье лесника в местечке Кральевец (ныне Хорватия) на территории Австро-Венгерской империи. Его отец стремился дать сыну хорошее образование и ради этого устроился смотрителем на узловую станцию железной дороги. Начальное образование Штайнер получил в католической церковно-приходской школе. Ещё обучаясь там, проявил немалые способности, особенно его занимала геометрия. В 1872 г. поступил в реальное училище в Винер-Нойштадте и выиграл стипендию на обучение, на оставшиеся от стипендии деньги купил труды И. Канта, И. В. Гёте и по этим книгам занимался гуманитарным самообразованием. В 1879 г. Штайнер поступил в Венский технический университет на специальность «геометрия и физика», чтобы получить профессию учителя и преподавать в реальном училище. В университете Штайнер прилежно учился и получал небольшую стипендию. Помимо обязательных естественно-научных курсов он увлекался философией, с первого года открыл для себя «Наукоучение» И. Г. Фихте, слушал курсы Р. Циммермана и Ф. Брентано в Венском университете. У Циммермана он заимствовал термин «антропософия», а Брентано впечатлил его феноменологическими идеями. Во время обучения Штайнер познакомился с профессором К. Ю. Шрёером (1825–1900), специалистом по Гёте, оказавшим на молодого студента значительное влияние. Именно Шрёер рекомендовал кандидатуру Штайнера Й. Кюршнеру (1853–1902), литератору, работающему над изданием полного собрания сочинений Гёте. Кюршнеру был нужен специалист, способный комментировать естественно-научную часть гётевского корпуса, а для этого необходимо было хорошо разбираться и в Гёте, и в естествознании, – кандидатура Штайнера подходила на эту позицию как нельзя лучше. С 1882 г. Штайнер начал работать в Веймаре, с 1885 г. – в только что открытом архиве Гёте и Ф. Шиллера. Атмосфера Веймара произвела на него сильное впечатление. Промежуточным результатом этой работы стал труд «Основы эпистемологической теории в мировоззрении Гёте: с особым учётом Шиллера» (1886). Во время обучения в Вене Штайнеру не хватало денег на жизнь, и он устраивался репетитором в семьи богатых венцев. Еврейская семья, где он обучал сыновей импортёра хлопка Л. Шпехта, была частью тогдашнего истеблишмента и имела хорошие связи в диаспоре. Младший сын Шпехта был болен гидроцефалией и сочтён старшим коллегой З. Фрейда Й. Брейером (1842–1925) необучаемым. За время репетиторства Штайнеру удалось так подготовить молодого человека, что он поступил в медицинский университет и в дальнейшем работал дерматологом. Помимо репетиторства Штайнер писал много статей для различных лексиконов, занимался редакторской работой, но в 1883 г. по финансовым причинам вынужден был завершить обучение без выпускного экзамена. В 1890 г. он окончательно перебрался в Веймар, чтобы полностью отдаться работе в архиве. В Веймаре Штайнер готовил к изданию четыре тома сочинений Гёте, его комментарии были приняты общественностью благожелательно, многие подчёркивали, что именно благодаря Штайнеру Гёте начинает восприниматься не только как поэт, но и как естествоиспытатель. Жизнь и работа в Веймаре сыграли двойственную роль в жизни Штайнера: с одной стороны, он вошёл в салонную культуру тамошнего общества, опубликовал свои первые философские труды, с другой – низкооплачиваемая работа в архиве начала тяготить его. В 1891 г. Штайнер сдал экзамен и защитил диссертацию в университете Ростока, диссертация была написана без научного руководителя, и не самые удачные ответы Штайнера на экзамене привели к оценке «удовлетворительно» (ausreichend), что закрывало желанный для него путь к преподаванию в университете. В 1892 г. его диссертация в отредактированном виде была издана под названием «Истина и наука: прелюдия к философии свободы». Спустя два года Штайнер опубликовал своё центральное философское произведение «Философия свободы: основные черты современного мировоззрения. Результаты душевного наблюдения по естественно-научному методу», философским сообществом книга была встречена достаточно прохладно, что ещё сильнее отдалило его от академического сообщества. В годы работы в Веймаре Штайнер познакомился с младшей сестрой Ф. Ницше Элизабет, которая предложила ему редактировать труды брата. Штайнер создал первую библиографию работ Ницше и первый каталог его библиотеки, также он работал с ещё неизданным трудом «Ecce Homo» и один раз лично виделся с уже совсем впавшим в безумие философом. Штайнер разорвал отношения с Э. Фёстер-Ницше, когда поймал её на фальсификации текстов философа. Результатом этих взаимоотношений стала книга «Фридрих Ницше: борец против своего времени» (1895), где были суммированы основные идеи философа и дана высокая оценка его духу.
В 1897 г. Штайнер переехал в Берлин, где занял должность редактора «Литературного журнала», писал различные эссе на художественные, философские и политические темы, много общался с богемными кругами, анархистами, поэтами и пролетариями. С 1899 по 1905 гг. он работал в вечерней школе для рабочих (Arbeiter-Bildungsschule). В 1899 г. он женился на Анне Ойнике (1853–1911), вдове, у которой квартировался в Веймаре, но их брак длился недолго.
В 1900 г. произошло переломное событие в жизни Штайнера – его пригласили с лекцией о Ницше в теософскую библиотеку графа и графини Брокдорф. Раньше Штайнер, как и многие философы, смотрел на теософию с пренебрежением, но его идеи нашли тёплый приём у аудитории, что заставило его пересмотреть взгляды. Граф Брокдорф предложил Штайнеру прочесть курс лекций, и далее в течение года тот читал курс о «Сказке» Гёте и мистицизме на заре Нового времени, где разбирал И. Таулера, Николая Кузанского, Я. Бёме, затем он прочёл курс о христианстве как мистическом факте. Позднее Штайнер вспоминал, что в теософах он впервые нашёл благодарных слушателей, с которыми можно делиться своими сокровенными идеями. В январе 1902 г. он вступил в Теософское общество, а в конце этого же года стал генеральным секретарём его германской секции. В этой должности Штайнер занимался активной пропагандой теософии и устраивал лекционные турне по всем крупным немецкоязычным городам. Его лекции производили сильное впечатление на аудиторию, многим он запомнился как яркий оратор. За десять лет работы численность теософов в немецкоязычном мире возросла примерно в 30 раз. В эти же годы Штайнер развивал свою форму теософии, поначалу названную им «духовной наукой» (позднее – антропософией), на эту тему он опубликовал несколько монографий, основал журнал «Люцифер-гнозис» и учредил «Философско-антропософское издательство», в 1904 г. для своих ближайших учеников открыл Эзотерическую школу, где учил пользоваться внутренними способностями человека. Лекционная деятельность Штайнера и его работа в Теософском обществе дали ему наконец возможность безбедного существования.
Однако по целому ряду параметров (отношение к личности Христа, искусству, восточной духовности) взгляды Штайнера и верхушки Теософского общества были диаметрально противоположны. Разногласия усилились, когда в 1907 г. А. Безант стала новым президентом Теософского общества. Последним шагом, приведшим к окончательному разрыву, стало провозглашение Безант и её помощником Ч. Ледбитером (1854–1934) индийского мальчика Джидду Кришнамурти (1895–1986) новым буддой Майтреей. Многие стали отождествлять Кришнамурти с мессией, Штайнер выразил протест и потребовал от теософов, состоящих в новообразованном ордене Кришнамурти, выйти из его общества. В итоге Безант распустила немецкую секцию, а Штайнер в ответ в декабре 1912 г. учредил Антропософское общество, где был объявлен почётным президентом.
С 1910 по 1913 гг. Штайнер поставил в театрах Мюнхена цикл «драм-мистерий», в которых в аллегорической форме должна была быть отражена духовная история человечества, приуготовлявшегося к пришествию Христа. В 1913 г. антропософам был подарен участок земли в Дорнахе под Базелем. Там Штайнер решил основать центр общества и построить Гётеанум (который изначально планировалось назвать Johannesbau), здание было призвано воплотить в себе идеал Гёте по объединению науки, религии и искусства. Полностью деревянная постройка, напоминавшая формой скрипку, стала одним из первых образцов органической архитектуры. Строителями Гётеанума была творческая и гуманитарная интеллигенция со всех концов Европы (по свидетельствам, над постройкой трудились люди 17 национальностей). Строителей Штайнер считал предвестниками нового человечества, поэтому прочёл им огромное количество лекций. В 1914 г. он женился второй раз на соратнице и председателе антропософского общества Марии фон Сиверс (1867–1948). Во время войны Штайнер, открыто поддерживавший Германию, призвал всех строителей сохранять духовное единство вне зависимости от личных политических взглядов. В 1922 г. первый Гётеанум сгорел дотла, предположительно вследствие поджога. Одной из причин этого могло быть подозрительное отношение к Штайнеру со стороны местных жителей и враждебность к его учению в протестантских и католических кругах. По свидетельству А. А. Тургеневой, первым вопросом, который задавали ему православные строители, был: «Не Антихрист ли доктор Штайнер?» Его близкие отношения с генералом Х. фон Мольтке-младшим, считавшим Штайнера своим наставником, также усугубили ситуацию, т. к. Штайнера причисляли к косвенным виновникам проигрыша битвы на Марне. После пожара Штайнер принял решение построить второй Гётеанум, сооружение которого завершилось лишь в 1928 г. В 1925 г. Штайнер тяжело заболел. Пролежав несколько месяцев прикованным к постели, он умер 30 марта. В течение жизни он написал немало книг, но прочёл несопоставимо больше лекций, по некоторым данным – около 6200, его книги вместе со стенограммами лекций составили собрание сочинений, насчитывающее более 300 томов.
Второй, теософский, этап жизни Штайнера наложил отпечаток на восприятие всего его творчества, и вопрос о том, насколько его внутренний духовный опыт изначально определял весь его жизненный путь, остаётся открытым. Согласно свидетельству самого Штайнера в написанной им автобиографии «Мой жизненный путь» (1925), с детства он обладал ясновидческим даром, который позволял ему знать не только скрытые события современности, но заглядывать в прошлое, черпая из универсального источника информации – Хроник акаши – точные данные. Например, когда Штайнера спрашивали о некоторых не описанных в Евангелиях событиях из жизни Христа, он отвечал, что ещё не изучил (т. е. не увидел) этот вопрос. Штайнер утверждал, что во время обучения в Вене случайно в поезде он познакомился со своим духовным наставником Феликсом Когутцки (1833–1909), деревенским травником, который передал ему сокровенные знания.
Философские взгляды
Во многом на мысль Штайнера наложил отпечаток тот факт, что он был талантливым самоучкой, не имевшим ни систематического гуманитарного образования, ни философской базы. Свои взгляды Штайнер определял как монизм, похожий на геккелевский (вклад которого, в особенности в теорию эволюции, он оценивал достаточно высоко), но не материалистический, а духовный, возвращающийся к платоновскому идеализму. Он полностью отрицал представление Канта о разделении мира на «вещь в себе» и явление. Изначально следуя принципам Фихте, он испытал определённое влияние феноменологии Брентано. Штайнер был убеждён, что наблюдение за своим собственным мышлением – одно из главнейших достижений в теории познания и через философию Я человек может прийти к познанию всего мира. Критически Штайнер относился и к моральной философии Канта, для него сутью морали было не подчинение абстрактному императиву, а исходящее из индивидуального чувства, сопряжённого с интуитивным схватыванием сути конкретной ситуации, уважение к другим людям. Таким образом, моральные поступки являются актом абсолютной свободы, главной движущей силой которой служит интуитивное схватывание объективной действительности.
Религиозно-эзотерические взгляды
Штайнер во многом развивал теософские идеи Е. П. Блаватской. Он был убеждён в реинкарнации человеческой души, карме (закон которой, правда, смягчался воплощением Христа, дающим человеку бо́льшую свободу выбора), процессе духовной эволюции человечества по эпохам (у Блаватской грядущая раса называлась шестой, а у Штайнера – михаэлической, в честь архангела Михаила). Разделял он представления о медитативных практиках и работе с воображением. Однако в отношении к христианству он отличался от первого поколения теософов. Развив идею Гёте о нефизической природе света и цвета, Штайнер пришёл к убеждению, что Солнце имеет двойственную природу – материальную и нематериальную, оно и является Богом. Все мистерии древности были подготовительными этапами к пришествию Христа, поскольку до этого момента Земля была лишена благодатного действия Солнца. В момент крещения на человека Иисуса сошёл солярный Логос, преобразивший Иисуса в Христа. Христос своим учением смог приблизить людей к познанию высших миров, а смертью на Голгофе изменил астральную оболочку Земли, став её Логосом и тем самым дав человечеству возможность дальнейшей духовной эволюции. Согласно Штайнеру, в истории человечества Христос олицетворяет собой срединный путь, которому противостоят две силы: Люцифер, стремящийся оторвать от материи и увести в чистую духовность, преобразовав людей в эгоистичных ангелоподобных существ, и Ариман, цель которого – погрузить в материю, сделав из Земли и человека машину. Обе эти силы – неотъемлемая часть процесса эволюции. Без импульса Люцифера человек никогда бы не получил свободы. Если в мистериях древности идеи страданий, смерти и воскресения лишь предызображались, то Христос показал их своей собственной жизнью. Отношение к официальному христианству у Штайнера было сдержанным, он считал догматичность христианства оковами для свободного духа, но когда бывший лютеранский пастор Ф. Риттельмайер (1872–1938) хотел перейти в антропософию, то Штайнер указал ему на необходимость для многих людей символического постижения тайн бытия через церковные ритуалы; так возникла антропософская Иоаннова церковь.
В отличие от теософов, значительную роль в познании духовного мира Штайнер отводил искусству. Со своей второй женой он разработал эвритмию – художественный танец, используемый сегодня в вальдорфских школах. Согласно Штайнеру, эвритмия – это ангельский язык, Бог творил мир не обычным словом, а словом-движением-образом, т. е. эвритмизировал. Эвритмия имела для Штайнера мистериальное значение, в ней человек на время становился буквой в языке Бога. Сходную роль медиатора играла и живопись, поскольку цвет и свет имеют духовную природу.
Особую роль Штайнер отводил гармоничному сочетанию духовного познания и естественных наук, его метод нацелен на постижение духовного мира с точностью естествоиспытателей. Отталкиваясь от своих философских рассуждений, Штайнер разработал концепцию четырёхчастного устройства человека: физическое тело, эфирное тело (растительная душа Аристотеля), астральное тело (животная душа, подверженная влиянию планет) и Я. Именно Я есть то самое бессмертное ядро, способное к перерождениям, ему же присуще и ясновидение. Личный опыт помогает человеку раскрыть изначально присущие Я качества, центральным из которых является интуиция – орган духовного опыта. В отличие от теософов, для которых духовное знание напрямую сопряжено с посвящением от высших владык (махатм), Штайнер считал, что человек сам способен развить в себе духовные способности. При этом он верил в инициатические организации и значительную роль в истории Запада отводил розенкрейцерской традиции, указания на которую видел в художественных работах Гёте, например в «Сказке».
Влияние
Влияние Штайнера на культуру и западный эзотеризм значительно. Разработанная им система вальдорфского образования является одной из ведущих альтернативных методик в мире. Биодинамическое сельское хозяйство и основанные им практики альтернативной медицины стали играть большую роль после обращения к экологичному здоровому образу жизни. Основанная при его участии косметическая фирма «Веледа» (1921) стала пионером в производстве экологически чистой косметики. Значительное влияние идей Штайнера на творческую интеллигенцию отразилось в использовании его образов в произведениях К. Моргенштерна, М. Энде, Андрея Белого, М. А. Волошина и др.