Блаватская Елена Петровна
Блава́тская Еле́на Петро́вна (англ. Helena Petrovna Blavatsky) (31.7(12.8).1831, Екатеринослав, Российская империя – 26.4(8.5).1891, Лондон, Великобритания), религиозный философ, путешественница, писатель, публицист, сооснователь Теософского общества.
Ранние годы
Дворянка по происхождению, Е. П. Блаватская родилась в семье артиллерийского офицера Петра Алексеевича Гана (1798–1875) и выдающейся писательницы Елены Андреевны Ган (в девичестве Фадеева) (1814–1842) в Екатеринославе, Российской империи (ныне г. Днепр, Украина). Получила отличное домашнее образование благодаря матери, бабушке и гувернанткам. По свидетельствам родственников, Блаватская с детства обладала медиумическими способностями, неукротимым нравом и блестящим умом. После смерти Елены Ган её троих детей взяли к себе родители – Елена Павловна Долгорукая (1788–1860), в замужестве Фадеева, и Андрей Михайлович Фадеев (1790–1867), в то время губернатор Саратовской области. В их доме Блаватская имела доступ к обширной библиотеке, включавшей труды по эзотерике и оккультным наукам. Согласно Блаватской, к 15 годам она уже прочитала труды Парацельса, Генриха Кунрата (1560–1605), Агриппы Неттесгеймского и других оккультистов. Переехав с семьёй в Тифлис в 1847 г., Блаватская познакомилась с вице-губернатором Эривани (Еревана) Никифором Блаватским (1810–?) и вышла за него замуж в 1849 г., однако уже через несколько месяцев оставила мужа и уехала из России в поисках оккультного знания.
Согласно исследователям жизни и творчества Блаватской, точно установить все даты и места её пребывания между 1849 и 1872 гг. [«завуалированные годы» (Johnson. 1994)] не представляется возможным. Отчасти это объясняется осознанным намерением Блаватской скрыть подробности своей жизни в тот период. Несмотря на противоречивые данные, известно, что поиски оккультного знания сначала привели Блаватскую в Константинополь, затем в Египет, где она познакомилась с художником и мистиком Альбертом Лейтоном Росоном (Albert Leighton Rawson) (1829–1902), чьи воспоминания 1892 г. подтверждают пребывание Блаватской в Каире в 1850-х гг. и её ученичество у известного коптского мага Паулоса Метамона. Согласно воспоминаниям, Блаватская путешествовала по странам Северной и Южной Америки, Азии и Европы. В 1851 г. в Лондоне она впервые встретилась с «Учителем М» – Эль Мориа (Мория, El Morya), наставления которого сыграли значительную роль в жизни Блаватской и становлении Теософского общества. Известно, что с 1859 г. Блаватская находилась в России у родственников, затем снова путешествовала по Европе, в 1867 г. сражалась в армии Дж. Гарибальди и была ранена. По утверждениям Блаватской, в этот период в течение нескольких лет изучала сакральные тексты в Тибете (или Ладакхе, т. н. «Малом Тибете») под руководством Учителей Эль Мориа и Кут-Хуми. Учение о «Владыках», «Великих учителях» или махатмах («великих душах» на санскрите), стало одним из центральных постулатов в теософии.
Теософское учение о махатмах
Согласно учению теософии, «Великие учителя» – махатмы – помогают человечеству достичь новой ступени в духовном развитии. Для передачи своего учения они избирают учеников, которые вступают с ними в телепатическую связь и становятся проводниками сакрального знания. Блаватская, впервые описавшая махатм и считавшая себя их ученицей (челой), по-разному описывала махатм и способы общения с ними. В своей поздней работе «Ключ к теософии» (1889) Блаватская описывает махатм как людей, наделённых необычайными способностями и достигших высокой степени духовного развития благодаря своим неустанным усилиям. Учение о махатмах – «Великих Владыках», или «Возвышенных Учителях», было перенято многими духовными движениями, в том или ином виде вдохновлёнными идеями теософии [учение Гурджиева, агни-йога Рерихов, учение теософской группы «Храм Человечества» (Temple of the People), нового религиозного движения «Саммит Лайтхаус» («Церковь вселенская и торжествующая») и др.]. Наиболее часто Блаватская писала о двух махатмах (Мориа и Кут-Хуми) – покровителях Теософского общества, обитавших в Тибете. По свидетельствам Блаватской, они общались с ней с помощью телепатии, яснослышания и ясновидения, а с другими членами Теософского общества – с помощью писем и явлений. Вместе с этим в работах Блаватской упоминаются и другие «Великие Учителя» (например, Серапис, Илларион, Сен-Жермен). К. Пол Джонсон утверждает, что за образами теософских махатм стояли реальные люди – духовные наставники Блаватской, настоящие имена которых она скрывала. При посредничестве Блаватской ряд членов Теософского общества вступили в переписку с махатмами (А. Синнетт, Ч. Ледбитер, А. Безант и др.). Письма махатм, авторство которых иногда приписывается самой Блаватской, считаются теософами источниками ценнейших сакральных знаний и практических указаний. Подлинники хранятся в Британской библиотеке (The British Library).
Основание Теософского общества
В 1873 г. начинается третий, «публичный», этап жизни Блаватской, связанный с США, Индией и Европой. В июле 1873 г. по заданию махатмы Блаватская направляется в США и поселяется в Нью-Йорке. В Вермонте, на ферме братьев-медиумов Эдди, ставшей эпицентром необъяснимых с точки зрения науки явлений, Блаватская демонстрирует свои экстрасенсорные способности и знакомится с полковником Генри Стилом Олкоттом (Henry Steel Olcott) (1832–1907), изучавшим в то время паранормальные явления и медиумизм. В 1874 г. Олкотт пишет первую статью о Блаватской и её способностях, и с тех пор начинается их многолетнее сотрудничество. В 1875 г. вместе с Олкоттом и американским юристом ирландского происхождения Уильямом Кваном Джаджем (William Quan Judge) (1851–1896) Блаватская основывает Теософское общество в Нью-Йорке. Девизом нового общества стала фраза «Нет религии выше истины», а главными задачами – формирование ядра всемирного братства человечества без различия расы, вероисповедания, пола, касты или цвета кожи; поощрение изучения сравнительного религиоведения, философии и естествознания; исследование необъяснимых законов природы и сил, скрытых в человеке. Новое учение теософии – «божественной мудрости», согласно Блаватской, пришедшее от александрийских философов-филалетов 3 в. н. э., противопоставлялось материализму и религиозному догматизму, а также популярным тогда спиритуализму и спиритизму. Хотя Блаватская считалась выдающимся медиумом и, как и спириты, признавала существование энергий и сущностей, невидимых глазу, она выступала против попыток общения с душами умерших путём столоверчения, транса, гипноза, автоматического письма и других способов, считая их опасными проявлениями чёрной магии.
Деятельность Е. П. Блаватской в Индии
В 1879 г. Блаватская в качестве генерального секретаря Теософского общества отправляется в Индию, чтобы в составе официальной делегации продолжить изучение древних знаний и основать там штаб-квартиру теософского движения. В том же году начинает издавать англоязычный журнал «Теософ» (The Theosophist) (издаётся поныне). Деятельность Теософского общества в Индии до 1882 г. была связана с реформаторским и освободительным движением Арья Самадж, основанном Даянандой Сарасвати. В 1882 г. также произошёл перенос штаб-квартиры Теософского общества из Бомбея в Адьяр. Этот период частично описан в серии заметок об Индии «Из пещер и дебрей Индостана. Письма на родину», написанных Блаватской под псевдонимом Радда-Бай и опубликованных М. Н. Катковым сначала в журналах «Московские ведомости» и «Русский вестник», а затем отдельными изданиями. В период сотрудничества Блаватской с изданиями Каткова (1879–1886) были также опубликованы другие 2 произведения – «Дурбар в Лахоре» (1881) и «Загадочные племена на "Голубых Горах"» (1883). В центре повествования «Из пещер и дебрей...» – путешествие теософской делегации по Индии, а также многочисленные описания природы и достопримечательностей, традиций, нравов, религиозных обрядов и исторических событий. Блаватская впервые описала своего учителя – махатму Мориа – как одного из местных спутников делегации в образе Раджа-йога Гулаба Лалла Синга. Написанные на основе нескольких поездок по Индии, путевые очерки Блаватской отражают глубокие познания автора о религиях Востока и понимание политической ситуации в Индии. Британская колониальная политика неоднократно подвергается беспощадной критике как наносящая огромный урон Индии. Блаватская ратовала за освобождение Индии от колониального гнёта и за восстановление доступа индийцев к Ведам, что привлекло внимание британских колониальных властей и стало причиной враждебности христианских миссионеров. Произведения Блаватской об Индии пользовались большой популярностью в России и многократно переиздавались.
В 1884 г. Блаватская приехала в Европу, но вскоре вернулась в Индию для защиты репутации Теософского общества в связи с «делом Куломбов» – бывшей экономки и её мужа, через мадрасский «Журнал Христианского Колледжа» (Madras Christian College Magazine) обвинивших её в фальсификации писем махатм и других видах мошенничества. В 1885 г. из-за дальнейшего осложнения отношений с администрацией британской колонии, отказа членов Теософского общества отстоять репутацию Блаватской и Теософского общества в суде и резкого ухудшения состояния здоровья Блаватская была вынуждена покинуть Индию.
Возвращение в Европу
С 1885 г. и до своей смерти в 1891 г. Блаватская живёт в Европе и создаёт свой второй фундаментальный теософский труд – «Тайная доктрина. Синтез науки, религии и философии» («The Secret Doctrine: The Synthesis of Science, Religion and Philosophy», 1888), открывает эзотерическую секцию Теософского общества, основывает журнал «Люцифер» (Lucifer) и пишет ряд статей и трудов по теософии на английском и французском языках. Публикация «Отчёта Ходжсона» в 1885 г., составленного по заказу британского Общества психических исследований (далее – ОПИ) (Society for Psychical Research) на основе недоказанных обвинений четы Куломб и на непроверенных показаниях свидетелей, надолго очернила репутацию Блаватской и Теософского общества. Отчёт был официально признан ошибочным только в 1986 г. по результатам экспертизы, проведённой членом ОПИ Верноном Харрисоном.
Основные сочинения
«Разоблаченная Изида»
В 1877 г. Блаватская публикует на английском языке свой первый теософский труд «Разоблаченная Изида. Универсальный ключ к тайнам древней и современной науки и теологии» («Isis Unveiled: A Master-Key to the Mysteries of Ancient and Modern Science and Theology»). В предисловии Блаватская следующим образом определяет главную задачу этого монументального труда: «признание герметической философии, древней вселенской религии мудрости, являющейся единственным ключом к Абсолютному в науке и теологии» (Блаватская. 2017. С.32). В 1-м томе – «"Непогрешимость" современной науки» – критикуется непризнание современной наукой древних оккультных знаний и магии. Во 2-м томе – «"Непогрешимость" религии» – даётся сравнительный анализ мировых религий и подвергаются критике религиозные догмы церквей как институций. Например, проблематичным называется не само учение Христа, а «богословское христианство, главный противник свободной мысли». Уже в этой работе содержатся в зачаточном состоянии многие темы, которые Блаватская впоследствии разовьёт в своих многочисленных статьях и особенно во втором теософском труде – «Тайная доктрина» (1888). Несмотря на то что «Разоблаченная Изида» написана с привлечением сотен источников и демонстрирует широчайшую эрудицию автора, Блаватская утверждала, что не является автором «Разоблаченной Изиды» в традиционном смысле, поскольку бо́льшая часть текста была передана ей учителями. Книга пользовалась большим успехом и переиздавалась много раз в разных странах мира.
«Тайная доктрина»
«Тайная доктрина» – один из сложнейших эзотерических текстов, насыщенный цитатами из сотен трудов и объясняющий устройство всего сущего. Согласно Блаватской, цель написания «Тайной доктрины» – «доказать, что Природа не есть "случайное сочетание атомов" и указать человеку его законное место в схеме Вселенной; спасти от извращения архаические истины, являющиеся основою всех религий; приоткрыть до некоторой степени основное единство, откуда все они произошли; наконец, показать, что оккультная сторона Природы никогда ещё не была доступна науке современной цивилизации» (Блаватская. 2005. С. 19). «Тайная доктрина» открывается прологом, в котором Блаватская формулирует 3 основные истины. Первая утверждает, что «существует лишь Единая, Абсолютная Действительность, которая предшествует всему проявленному и условному Сущему» (Блаватская. 2005. С. 70), которое, в свою очередь, имеет двойственную природу. Второе положение касается цикличности, смены миров, «подобно правильному возвращению прилива и отлива» (Блаватская. 2005. С. 73). Третий принцип – тождественность всех душ с «Всемирной Превышней Душой». Согласно учениям о реинкарнации и карме, индивидуальная душа проходит через бесчисленные воплощения, прежде чем стать единой с Духом, или Атманом. В подтверждение этих и других положений Блаватская приводит параллели из разных религиозных традиций – каббалы, индуизма, буддизма, зороастризма и т. д. Согласно Блаватской, «Тайная доктрина» – это комментарии к сокровенному тексту «Книги Дзиан», написанной на древнем языке сензар. В 1-м томе («Космогенез») приводится 7 разделов, или «станц», подразделённых на шлоки, во 2-м томе («Антропогенез») – 12 станц. В обоих томах каждая шлока снабжается подробным комментарием и дальнейшими объяснениями на основе «учений мудрости» и научных теорий, включая теорию эволюции. После «Тайной доктрины» Блаватская написала трактат в формате вопросов и ответов – «Ключ к теософии» («The Key to Theosophy», 1889), кратко объясняющий основные постулаты теософии и устройство теософской организации. В том же году выходит «Голос безмолвия» («The Voice of the Silence», 1889), по утверждению Блаватской – перевод сокровенного текста «Книги Золотых Правил», руководства для учеников тибетских «мистических школ».
Наследие
Несмотря на слабое здоровье, в последние годы жизни Блаватская работала по 12 часов в день, редактировала журналы, общалась с интересующимися теософией, например с Махатмой Ганди, и писала многочисленные статьи. Блаватская умерла в Лондоне 8 мая 1891 г. и была кремирована. Её прах хранится в трёх урнах: в Нью-Йорке, Лондоне и штаб-квартире Теософского общества в Адьяре в Индии. 8 мая отмечается последователями теософии во всём мире как «День Белого Лотоса». Несмотря на популярность её произведений в России, оценка наследия Блаватской на родине до сих пор неоднозначна и её труды недостаточно изучены. Это связано с тем, что они были практически недоступны русскоязычным читателям до 1990-х гг., а также с негативной оценкой её жизни и творчества в различных публикациях, вышедших ещё при её жизни и вскоре после её смерти, например в романе – «разоблачении» «Современная жрица Изиды» (1892) беллетриста Всеволода Соловьёва (1849–1903). В начале 21 в. в России и во всём мире успешно действуют различные организации, основанные на принципах теософии.