«Основа общего наукоучения»
«Осно́ва о́бщего наукоуче́ния» (нем. «Grundlage der gesamten Wissenschaftslehre»), первое крупное самостоятельное сочинение И. Г. Фихте (опубликовано в 1794–1795), где излагаются идея и основоположения его наукоучения, а также выводятся производные от них положения теоретической и практической философии.
История создания
Ещё до выхода в свет труда «Основы общего наукоучения» Фихте опубликовал в 1794 г. другое программное, но значительно меньшее по объёму и степени проработанности сочинение – «О понятии наукоучения, или так называемой философии» («Über den Begriff der Wissenschaftslehre oder der sogenannten Philosophie»), в котором он уже декларировал необходимость создания философии как наукоучения. Здесь он заявил, что философия в таком качестве сама должна быть наукой, а именно наукой о науке вообще. Её задача – ответить на вопрос о том, как возможна сама наука, т. е. как возможны содержание и форма науки. Таким образом, по отношению к другим наукам она должна выступить наукой наук. Но никакая наука не может быть таковой, не имея основоположения. Поэтому другим наукам основоположения должно давать наукоучение, а наукоучение должно давать основоположения себе само. У него может быть не больше трёх основоположений: 1) безусловного и по форме, и по содержанию, 2) безусловного только по форме и 3) безусловного только по содержанию. Именно этот замысел Фихте и реализовал более детально в работе «Основа общего наукоучения», которая создавалась и публиковалась сначала в виде отдельных листов параллельно чтению философом курса по наукоучению (в Йенском университете в 1794–1795; каждый раздел непосредственно перед новой лекцией). В связи с этим название трактата имеет также подзаголовок: «на правах рукописи для слушателей» («als handschrift für seine Zuhörer»).
Структура и основные идеи
«Основа общего наукоучения» в его 1-м издании состоит из предисловия и трёх частей, насчитывая в общей сложности 11 параграфов, которые имеют сложное внутреннее деление и крайне неравномерно разделены по частям книги.
В предисловии к 1-му изданию Фихте заявил, что он открыл путь, на котором «философия может достигнуть положения очевидной науки» (Фихте. 1993. С. 68), говоря также и о том, что пока он не использует устоявшуюся терминологию.
Первая часть трактата носит название «Основоположения всего наукоучения» и содержит в себе три параграфа (§ 1–3). Здесь Фихте утверждает, что «мы должны отыскать абсолютное первое, совершенно безусловное основоположение всего человеческого знания» (Фихте. 1993. С. 73). Но отыскание не означает доказательства: это основоположение не может быть ни доказано, ни определено, поскольку оно является первым основоположением. Первое основоположение должно выражать исходное дело-действие (Tathandlung), «которое не встречается и которого нельзя встретить среди эмпирических определений нашего сознания, которое, напротив того, лежит в основании всякого сознания и только одно делает его возможным» (Фихте. 1993. С. 73). Дело-действие мыслится Фихте как такая деятельность, которая есть свой собственный результат, и такой результат, который есть не что иное, как исполняющаяся деятельность.
Первое основоположение формулируется Фихте как «Я = Я», или «Я есмь Я». Оно имеет «безусловную и непосредственную значимость» (Фихте. 1993. С. 77). Такое «Я есть потому, что оно положило себя» и «Я полагает самого себя просто потому, что оно есть» (Фихте. 1993. С. 79). Одним из важнейших для становления всей последующей трансцендентальной и вообще идеалистической философии новаторств Фихте является определение им Я в качестве абсолютного субъекта. Фихте пишет: «То, бытие (сущность) чего состоит единственно только в том, что оно полагает себя самого как сущее, есть Я, как абсолютный субъект» (Фихте. 1993. С. 79).
Второе основоположение фиксирует имманентное противоречие, содержащееся в абсолютном Я. Состоит оно в том, что Я, сохраняя тождество с собой, вместе с тем и отличается от самого себя как субъект и предикат суждения Я = Я. Это основоположение формулируется следующим образом: «…несомненно Я безусловно противополагается некоторое не-Я» (Фихте. 1993. С. 88). Его можно записать и так: «Я не = Я, но Я = не-Я и не-Я = Я» (Фихте. 1993. С. 91).
Разрешение выявленного фундаментального противоречия может быть достигнуто только за счёт того, что будет признано: в самом Я и Я, и не-Я взаимно определяют, ограничивают друг друга. Поэтому «как Я, так и не-Я полагаются как делимые» (Фихте. 1993. С. 93). При этом Я как ограниченное через не-Я получает у Фихте особое наименование: интеллигенция (Intelligenz), трактуемая им в качестве «представляющего Я». Когда в Я полагается реальность не-Я, в нём Я отрицается, и, наоборот, полагание в Я не-Я отрицает в нём реальность Я. Такое разрешение фиксируется в третьем основоположении, которое является безусловным по содержанию и обусловленным по форме: «Я противополагаю в Я делимому Я – делимое не-Я» (Фихте. 1993. С. 95).
Экспозиция этих основоположений выступает вместе с тем и дедукцией категорий кантовской трансцендентальной логики, а именно принадлежащих группе категорий качества: реальности (Я), отрицания (не-Я) и ограничения (ограниченные Я и не-Я). Дальнейшее развёртывание наукоучения у Фихте представляет собой дедукцию прочих категорий и понятий кантовской философии.
Основоположение о взаимном ограничении друг другом делимого Я и делимого не-Я создаёт возможность для выведения первых положений теоретической и практической философии.
Первому из них посвящена 2-я часть работы «Основы общего наукоучения» под названием «Основание теоретического знания», которая состоит только из одного, но довольно внушительного по объёму и сложного по своей структуре параграфа (§ 4). Здесь Фихте показывает, что третье основоположение наукоучения заключает в себе две логические возможности: 1) «Я полагает не-Я как ограниченное через Я» (Фихте. 1993. С. 112) и 2) «Я полагает себя самого ограниченным через не-Я» (Фихте. 1993. С. 113). Эти тезисы выступают первыми положениями практической и теоретической философии соответственно.
В случае теоретической философии Я не должно определять, но само является определяемым через не-Я. Анализируя соотношение Я и не-Я, основанное на этом положении, Фихте дедуцирует такие кантовские категории, как взаимодействие, субстанция и акциденция, причина и действие. Он даёт также специфическое объяснение того, что у Канта считалось аффектацией чувственности, вещью самой по себе, показывая при этом, что «не-Я обладает для Я реальностью <…> лишь постольку, поскольку Я находится в состоянии аффекта» (Фихте. 1993. С. 123). Среди прочего можно особо выделить рассмотрение Фихте в этой части таких понятий, как деятельность и страдание в Я и не-Я, отчуждение (Entäußern), толчок (Anstoß), т. е. воздействие лежащего вне деятельности Я основания, лишающего его возможности дальнейшего распространения, т. е. конституирующего его конечность, его характер интеллигенции, воображение, способное объединить противоположности Я и не-Я, конечного и бесконечного и др. Он также даёт здесь разъяснения таким понятиям, как созерцание и представление, – дедукции последнего посвящён довольно большой блок во 2-й части трактата. Вместе с понятием представления Фихте даёт и своё весьма оригинальное определение понятиям способности суждения и рассудка.
Третья часть труда носит название «Основание науки практического» и включает в себя семь параграфов (§ 5–11). В первом положении такой науки содержится противоположность, связанная с противоборством между представляющим, ограниченным Я (интеллигенцией) и Я как безусловно положенным, неограниченным. Практическая способность и есть то, что может их объединять, снимая тем самым противоположение. Разрешение противоположности достигается за счёт того, что «Я будет через себя самого определять то до сих пор ещё неизвестное не-Я, которому приписывается толчок, благодаря которому Я становится интеллигенцией» (Фихте. 1993. С. 247). Получается, что Я само полагает то самое не-Я, которое его ограничивает, но вместе с тем оно как Я, определяя не-Я, преодолевает его. При этом, как оказывается, затем в качестве полагающего Я снова вынуждено его полагать. Развёртывая проблематику практической философии, Фихте раскрывает содержание таких понятий, как стремление, чувство, желание, побуждение и др. В общей сложности в рамках этой части он формулирует – наряду с первым – семь положений практического наукоучения. В итоге он приходит к выводу, что взаимное определение Я и не-Я возможно только при безусловном условии побуждения ради побуждения, т. е. абсолютного закона (категорического императива). Но побуждение может также взаимно определяться с действием. Только такое действие, взаимно определённое с побуждением, может проявляться в чувствах одобрения и удовлетворения, свидетельствующих о гармонии Я и не-Я.
Несмотря на достаточно детальную проработку и значительный по сравнению с другими посвящёнными наукоучению трудами Фихте объём, трактат оставляет впечатление некоторой незавершённости. Приведение противоположности Я и не-Я к тождеству изначального Я через отношение побуждения и действия выглядит всё же несколько декларативно: не вполне понятно, почему Я должно прекратить полагание не-Я, а затем и его определение через Я. Тем не менее «Основа общего наукоучения» остаётся центральным произведением среди прочих работ Фихте, посвящённых наукоучению. Она является также одним из самых проработанных его трудов, как опубликованных при жизни, так и изданных посмертно. В силу этого трактат до сих пор служит основным материалом для реконструкции замысла и устройства его философской системы, по крайней мере систематической философии Фихте раннего периода его интеллектуальной биографии.
Кроме того, «Основа общего наукоучения» оказала ключевое влияние – как по своему содержанию, так и по форме изложения – на философию времён перехода от кантовского типа философствования к послекантовскому немецкому идеализму и дальнейшее развитие последнего. Этот труд Фихте считается одним из центральных и репрезентативных произведений, созданных в рамках данного философского направления вообще. Довольно сильное воздействие эта работа имела и на становление романтической мысли, которую Гегель вообще считал формообразованием, примкнувшим к философии Фихте. Прежде всего, здесь следует указать на Ф. Шлегеля. Некоторые понятия, используемые здесь Фихте, в модифицированном виде продолжили свою жизнь в других философских направлениях (например, понятие отчуждения у Гегеля и в марксизме или понятие толчка в неокантианстве).