Антропософия
Антропосо́фия (от антропо... и греч. σοφία – мудрость), учение о духовной природе человека и мира и методах их постижения, созданное немецким философом Р. Штайнером и ставшеe идейной основой инициированного им движения. Термин впервые засвидетельствован в анонимном сочинении, приписанном ангелу Арватилу [«О магии, или пневматике древних» (Arbatel. De magia seu pneumatica veterum), 1565], встречается у ряда философов и учёных 17–19 вв. (в том числе у Р. Фладда, К. Экхарстхаузена, И. Трокслера, Ф. В. Й. Шеллинга, И. Германа Фихте), был заимствован Р. Штайнером из сочинения австрийского философа Р. Циммермана «Очерк антропософии» (1882). Как самостоятельное движение антропософия окончательно оформилась в начале 20 в.: международное Антропософское общество было основано в 1912 г., после того как созданная Р. Штайнером и М. Я. Сиверс немецкая секция Теософского общества была исключена из него (вследствие несогласия её членов с провозглашением Д. Кришнамурти мессией).
Восприняв рациональную методологию новоевропейской науки и философии, антропософия отделяет факты и феномены, установленные научным исследованием, от их материалистической интерпретации и дополняет их данными «сверхчувственного» познания. «Под антропософией я понимаю научное изучение духовного мира, которое сознаёт как односторонность познания одной лишь природы, так и односторонность расхожей мистики и которое, прежде чем пытаться проникнуть в сверхчувственный мир, развивает в познающей душе силы, ещё не деятельные при обычном сознании и в обычной науке, что и делает возможным само это проникновение» (Р. Штайнер). Эти высшие способности включают в себя ступени «имагинации» и «инспирации» – соответственно образного и внеобразного, смыслового восприятия сверхчувственного – и «интуиции», непосредственного знания его. Ведущая роль в сверхчувственном познании отводится интеллектуальной интуиции («восприятию чистых идей») и новому, подотчётному уму ясновидению, которое противопоставляется архаичному «инстинктивному» ясновидению прошлого. Предпосылкой этого познавательного восхождения является нравственное возрастание личности. В качестве «науки о духе» (Geisteswissenschaft) антропософия предполагает, что результаты её исследования должны излагаться в общедоступной понятийной форме и восприниматься как гипотезы, подлежащие проверке.
В переосмыслении методологии естествознания антропософия исходит из естественно-научных взглядов И. В. Гёте (в этом смысле Р. Штайнер называл антропософию «гётеанством 20-го столетия»), ставя задачу обнаружения «первофеноменов», воплощающих в своей самоочевидности тот или иной закон природы, выведения всего многообразия частных органических форм из общего морфологического типа (гётевская идея метаморфоза растений и животных).
В составе человека выделяются уровни физического, эфирного и астрального тел (соответствующие неорганическому, растительному и животному царствам), ядро души (неповторимое Я), и далее – три высших духовных принципа, в современном состоянии скрытые в его низшей природе и подлежащие развитию в будущем. Уже в морфологическом строении человека обнаруживается троякая «чувственно-сверхчувственная форма» связи его души и тела: основой мысли и внешнего восприятия служат нервная и сенсорная системы, основой чувства – дыхание и кровообращение, основой воли – метаболизм и движение конечностей. Эволюционные идеи Ч. Дарвина и Э. Геккеля сочетаются в антропософии с выдвинутой Г. Э. Лессингом гипотезой реинкарнации: «Тело подлежит закону наследственности; душа подлежит судьбе, созданной ею самой. Эту самим человеком созданную судьбу называют его кармой. Дух же подлежит закону перевоплощения, или реинкарнации» (см. в книге: Штайнер Р. Теософия. Москва, 1915. С. 67). В ходе истории возрастает индивидуализация человека от воплощения к воплощению.
В антропософской концепции циклического существования Солнечной системы геологическую и биологическую историю Земли дополняет картина духовной эволюции бесплотных и полубесплотных предков людей (гипербореи, лемурийцы, жители Атлантиды, предшествовавшие появлению современного, «послепотопного» человечества), которую сменяет земное историческое развитие, вплетённое в деятельность 9 чинов небесной иерархии (имена их Р. Штайнер заимствует из сочинения Дионисия Ареопагита).
Христология, как и значительная часть сверхчувствительных знаний антропософии, почерпнута Р. Штайнером из провиденциальной «мировой памяти», хранящей «летопись вселенной»: нисшедший через «врата Солнца» надмирный Логос (Христос), воплотившийся в человека Иисуса при его крещении в Иордане, открывает «мистерией на Голгофе» новый космический эон и становится Духом Земли.
В 1917 г. Р. Штайнер выдвинул проект реформы общественной жизни на путях независимого развития трёх автономных (не подчинённых одна другой) сфер – духовной (культура), правовой и хозяйственной, основанных соответственно на принципах «свободы», «равенства» и «братства» (реализующегося в добровольных экономических ассоциациях). В 1923 г. в Дорнахе (Швейцария) Штайнер основал Гётеанум – Свободную высшую школу духовного знания. В 1935–1945 гг. деятельность Всеобщего антропософского общества была запрещена в Германии и на оккупированных ею территориях. Русское антропософическое общество, основанное в 1913 г., в 1923 г. не получило разрешения на продолжение своей деятельности, последователи антропософии подвергались в СССР преследованиям; в 1990 г. учреждены Антропософское общество в России (с центром в Москве), а также «София» – петербургская ветвь Всеобщего антропософского общества.
Идеи антропософии получили практическое воплощение в педагогике, основанной на концепции семилетних стадий развития личности, в медицине (особые фармацевтические технологии, в том числе производство противораковых препаратов омелы, методы восстановления динамического равновесия между тремя функциональными системами пациента на основе видоизменённого Р. Штайнером закона подобия С. Ханемана – то, что в «нижней», двигательной сфере организма в больших дозах вызывает болезнь, в «верхней», головной сфере в малых дозах лечит, и наоборот), в лечебной педагогике и социальной терапии (помощь взрослым с отклонениями в развитии), в искусстве (органическая архитектура), в сельском хозяйстве (биодинамический метод агротехники, учитывающий взаимное влияние биоритмов растений, животных и насекомых, а также ритмов фаз Луны; регенерация почвы без применения минеральных удобрений). В 1962 г. земледельцами-антропософами М. Споком, М. Ричардсом и биологом Р. Карсоном было начато движение в защиту окружающей среды. Разработанная Р. Штайнером и его последователями эвритмия – искусство движения, воплощающее в пластической форме звучание речи и музыки, – нашла применение в педагогической и терапевтической практике, а также в сценических постановках.
Влияние антропософии испытали многие представители художественной интеллигенции (Андрей Белый, М. А. Волошин, В. В. Кандинский, М. А. Чехов, Б. Вальтер, А. Шёнберг, Ле Корбюзье, С. Беллоу и др.). При участии Р. Штайнера в 1922 г. протестантским пастором Ф. Риттельмайером была основана Община христиан – движение за религиозное обновление (литургическая реформа и т. д.), получившее распространение в Европе, а после 2-й мировой войны – в США и других странах мира (центры – в Штутгарте и Берлине).