Фитингоф-Шель Борис Александрович
Фитинго́ф-Шель Бори́с Алекса́ндрович (нем. Boris Alexandrovich Fitinhoff-Schell) [14(26).8.1829, Моршанск – 13(26).9.1901, Санкт-Петербург], российский композитор, музыкальный критик, общественный деятель; барон.
Биография
Б. А. Фитингоф-Шель – барон из прибалтийских немцев, сын действительного статского советника, городничего в Моршанске, отставного штабс-капитана 1-й артиллерийской бригады Александра Адама Иоганна Фёдоровича фон Фитингоф-Шеля (1794–1862) и баронессы Софьи Поликарповны Фитингоф-Шель (в девичестве Папковой). Один из 5 детей в семье. Баронесса С. П. Фитингоф-Шель происходила из тамбовского дворянского рода Папковых: её отец – генерал-майор российской армии Поликарп Афанасьевич Папков (1756–1817), её дядя (брат отца) Пётр Афанасьевич Папков (1772–1853) – генерал-майор российской армии, санкт-петербургский обер-полицейский, таганрогский градоначальник. С 1844 г. семья жила в Петербурге.
С раннего детства обучался игре на фортепиано у матери, ученицы Дж. Филда, придерживаясь гамм, экзерсисов и этюдов И. Б. Крамера. Это способствовало развитию у Фитингоф-Шеля хорошей техники игры на инструменте и пробудило в нём страсть к сочинительству, которая строго пресекалась матерью (его готовили к военной службе). Одно из первых произведений, «Мазурку», он сочинил в 9 лет (1838). Вопреки запретам родителей, занятия музыкой становились для Фитингоф-Шеля целью и смыслом жизни. Первые частные уроки он брал у В. Ф. Фракмана, теорию музыки изучал самостоятельно по книгам А. Б. Маркса и Ф.-Ж. Фетиса. В 1844 г. состоялось его знакомство с А. Гензельтом: 15-летний Фитингоф-Шель исполнил ему «Хроматический галоп» Ф. Листа. В конце 1840-х гг. познакомился с А. С. Даргомыжским.
Несмотря на значительные успехи в музыке, как и было намечено родителями, Фитингоф-Шель поступил в артиллерийское училище, по окончании которого служил в гвардейской артиллерии, участвовал в Крымской войне (1853–1856). В 1855 г. был переведён на службу в Москву, где пробыл в течение 3 лет. В звании штабс-капитана 1-й артиллерийской бригады вышел в отставку, в 1858 г. вернулся в Санкт-Петербург и купил особняк на набережной Кутузова, 4. В этом доме он организовывал встречи «Клуба ярых ревнителей» («Le club des enragés»), членами которого стали видные музыканты и поэты: А. С. Даргомыжский, Н. С. Мартынов, Г. В. Кугушев, Н. С. Пименов, В. П. Опочинин, А. Л. Миллер, И. Штарк, И. А. Панаев, В. А. Соллогуб и др. После отставки сочинял большое количество музыки, главным образом камерной, консультировался с Даргомыжским и другими музыкантами.
В 1860-х гг. путешествовал по Европе, провёл две зимы в Германии, познакомился с иностранными композиторами и музыкантами.
В 1868–1872 гг. Фитингоф-Шель – один из директоров Русского музыкального общества. Стремительно расширяющийся круг общения нашёл отражение на страницах уникального Альбома автографов, бережно пополняемого Фитингоф-Шелем на протяжении всей жизни; альбом стал основой его будущих воспоминаний «Мировые знаменитости».
Известность Фитингоф-Шелю принесли оперы «Мазепа» (1859) и «Тамара» (1886), балеты «Гарлемский тюльпан» (1887) и «Золушка» (1893). Широкой популярностью у современников пользовались романсы, камерные инструментальные сочинения. Сочинения Фитингоф-Шеля отличались филигранной инструментовкой и богатством мелодики, звучание оркестра – красочностью.
Фитингоф-Шель публиковал в периодической печати свои воспоминания о встречах со знаменитыми деятелями искусства. Отдельным изданием вышла его книга воспоминаний «Мировые знаменитости (1848–1898)» (Санкт-Петербург. 1899; печаталась по главам в «Московских ведомостях»), посвящённая встречам автора с выдающимися современниками – М. И. Глинкой, А. С. Даргомыжским, Дж. Россини, Г. Берлиозом, Р. Вагнером, А. Дюма-отцом и др.
В последние годы, испытывая финансовые трудности, Фитингоф-Шель активно публиковал фрагменты собственных воспоминаний в периодической печати, предлагал дирекции Императорских театров новые сочинения, которые по разным причинам не были приняты к постановке.
Его первая жена – Софья Михайловна Веригина (1822–1879), дочь генерал-майора Михаила Федотовича Веригина (1771–1848) и Александры Фёдоровны Веригиной (1790–1855), племянница статс-дамы Натальи Федотовны Плещеевой (1768–1855), вдовы вице-адмирала С. Плещеева. Вторая жена – Ольга Павловна Толстая, урождённая Дегай (1845–1910), дочь сенатора, статс-секретаря, тайного советника Павла Ивановича Дегая (1792–1849) и Анны Николаевны Депрерадович [в первом браке была замужем за инженер-генерал-майором Григорием Матвеевичем Толстым (1816–1870)].
Творчество
Сочинения Фитингоф-Шеля имели успех у взыскательной петербургской публики, но подвергались критике в среде музыкантов-профессионалов, считавших его дилетантом. Фитингоф-Шель с особой бережностью относился к литературному первоисточнику, умело оркестровал сочинения, прислушивался к требованиям хореографа при работе над балетами.
Его первое сочинение для театра – опера «Мазепа» (в 4 действиях, 5 картинах; по поэме А. С. Пушкина «Полтава»), поставлена в Мариинском [впервые – 5(17) мая 1859, дирижёр К. Н. Лядов] и в московском Большом театрах [впервые – 24 января (5 февраля) 1866, дирижёр И. О. Шрамек]. Либретто к опере написано другом композитора – князем Г. В. Кугушевым с сохранением большинства стихов Пушкина; текст поэмы подвергся существенным сокращениям. В периодической печати оценили оригинальность музыки, где особенно удачны малороссийские мотивы, несколько хоровых песен, критика выделяла оркестровку песни Казачка. Опера не получила признания среди музыкантов, в партитуре подмечали влияние на композитора творчества А. С. Даргомыжского и Дж. Верди.
Второе крупное сочинение Фитингоф-Шеля – опера «Тамара» (по поэме «Демон» М. Ю. Лермонтова), рождение и сценическая судьба которой сопровождались многими злоключениями. Ведущую роль в судьбе этого сочинения сыграл А. Г. Рубинштейн, в то время работавший над оперой «Демон» по тому же первоисточнику. Стихотворное либретто «Тамары» создано переводчицей и писательницей К. К. Павловой. Она приступила к написанию либретто в 1860 г., и в том же году Фитингоф-Шель начал работу над партитурой, материалы к которой готовил уже несколько лет. Весной 1861 г. он вернулся из Дрездена в Санкт-Петербург и сообщил о замысле оперы своему другу В. А. Соллогубу. Это послужило поводом для ссоры, так как Соллогуб сам хотел написать сценарий. В том же году композитор подал партитуру в Дирекцию Императорских театров, но по прошествии двух лет она была возвращена автору по причине неоправданно высоких финансовых затрат на постановку. Лишь 22 апреля (4 мая) 1886 г. «Тамара» была поставлена в Санкт-Петербурге благодаря директору И. А. Всеволожскому.
Беспощадная пресса обрекла «Тамару» на краткий век существования в репертуаре Императорских театров. Композитора упрекали в плохой проработке либретто, излишнем количестве второстепенных персонажей, лишающих сюжет логической ясности. Положительно оценивали два фрагмента партитуры – увертюру и лезгинку, оригинальную в гармоническом плане и хорошо оркестрованную. При этом критики отмечали существенную разницу между операми «Мазепа» и «Тамара» в пользу последней: её хвалили за энергичность звучания, оркестровый колорит, оригинальность и изобретательность музыкальных тем.
В истории русской музыки Фитингоф-Шель наиболее известен как автор сочинений для балетного театра, написанных в поздний период творчества. Всего он создал три балета, два из которых получили признание публики, резонанс в прессе тех лет и держались в репертуаре на протяжении нескольких сезонов: «Гарлемский тюльпан» (1887) и «Золушка» (1893). Последний балет, «Джипси» (1900), был представлен лишь дважды в Большом зале Санкт-Петербургской консерватории силами любителей. Дирекция Императорских театров не приняла партитуру «Джипси» к рассмотрению.
Балеты Фитингоф-Шеля ставились лучшими хореографами своего времени (М. Петипа, Э. Чекетти), исполнителями были ведущие артисты Императорских театров. Именно в них в России дебютировали виртуозные итальянские балерины, в том числе П. Леньяни. Постановки не закрепились в репертуаре Императорских театров, но вошли в историю балетного искусства как знаковые для той эпохи.
Многие из произведений Фитингоф-Шеля имели значительный успех за рубежом, однако состоялись не все запланированные премьеры. Так, например, по причине банкротства парижского театра Opéra populaire (существовал в 1883–1884) и бегства его директора не состоялась постановка оперы «Олоферн», написанной для этого театра на французском языке (1883).
В честь 25-летия вступления на престол Александра II композитор создал гимн «Богом хранимый» (1880), исполнявшийся хорами и музыкантами войск императорской гвардии перед Зимним дворцом в Санкт-Петербурге.
Среди других сочинений: опера «Жуан ди Тенорио» (по драматической поэме А. К. Толстого «Дон Жуан», 1888); оратории «Иоанн Дамаскин» (1879), «Stabat Mater» (1876); музыкальные картины «Дон Кихот» и «Джинны» (по мотивам произведений В. Гюго); симфонии «America. Panorama. Simphonique» (1860-е гг.), «Молитва русских солдат перед боем» (1879); сочинения для виолончели («Вальс», «Идиллия», «Баркарола», «Пастораль»; созданы по совету К. Ю. Давыдова и под впечатлением от игры А. В. Вержбиловича); церковная, камерно-вокальная и камерно-инструментальная музыка.
Посмертная слава
В селе Соломинка Башмаковского района Пензенской области (в прошлом Моршанского уезда Пензенской губернии) на месте семейного склепа установлена памятная доска династии Фитингоф-Шель.