Самнер Джон Берд
Са́мнер Джон Берд (John Bird Sumner) (25.2.1780, Кенилуэрт, графство Уорикшир – 6.9.1862, дворец Аддингтон, Лондон), британский церковный и государственный деятель, клирик Объединённой церкви Англии и Ирландии. Епископ Честерский (1828–1848), 91-й архиепископ Кентерберийский (1848–1862).
Ранние годы
Джон Берд Самнер родился в семье Роберта Самнера, настоятеля приходской церкви Святого Николая в Кенилуэрте, и его супруги Ханны Самнер, урождённой Берд. Роберт был сыном священника Джона Самнера, директора элитного Итонского колледжа, а Ханна приходилась двоюродной сестрой известному британскому политическому и религиозному деятелю У. Уилберфорсу. Джон был старшим ребёнком в семье. У него было трое братьев – Роберт, Чарлз Ричард, впоследствии епископ Уинчестерский, и Генри Хамфри, а также сестра Мария.
Начальное образование Самнер получил дома, а среднее – в Итонском колледже, где в тот период заместителем директора был его дядя – Х. Самнер. В 1798 г. продолжил обучение в Кембриджском Кингс-колледже, прево́ (главой) которого был тот же Х. Самнер. В Кембридже продемонстрировал большие академические способности. В ноябре 1798 г. стал стипендиатом, а 5 ноября 1801 г. – членом своего колледжа. В 1800 г. Самнер удостоился престижной награды за сочинённую им латинскую поэму, в 1802 г. получил ещё одну награду – за успехи в богословии. В этот период он находился под влиянием известного священника-англоевангелика Ч. Симеона, который, как и двоюродный дядя Самнера У. Уилберфорс, принадлежал к известному кружку религиозных и социально-политических деятелей, известному как «Клэпемская секта». Благодаря общению с Симеоном Самнер, семья которого и так была близка к евангелическому течению в Церкви Англии, стал убеждённым англоевангеликом.
Священник
В 1802 г. Самнер вернулся в Итон в качестве заместителя директора и оставался на этом посту 15 лет, до 1817 г. 6 марта 1803 г. епископ Солсберийский Дж. Дуглас рукоположил Самнера в сан диакона, а в 1805 г. – в сан священника. Со времени учёбы в Итоне Самнер сохранил негативное отношение к «палочным порядкам», царившим в этой школе. На своей новой должности он никак не мог повлиять на них и потому свёл свое участие в жизни Итона к необходимому минимуму. Тем не менее ученики любили Самнера за доброту и человечный подход, в шутку называя его Пышечкой. Всё свободное время Самнер отдавал социальному служению, которое считал важнейшим делом Церкви. Он посещал больных и бедных, живших поблизости от Итона, и часто служил в храме при местной богадельне.
В годы работы в Итоне Самнер написал две свои главные книги – «Апостольская проповедь на примере посланий апостола Павла» («Apostolic Preaching Considered in an Examination of St. Paul’s Epistles», 1815) и «Рассуждение о сотворении мира и нравственных чертах Творца» («A Treatise of the Records of Creation and the Moral Attributes of the Creator», 1816). Первая книга завоевала большую популярность в качестве пособия по истории древней Церкви. Она была переведена на французский язык и при жизни автора выдержала 10 изданий. В «Рассуждении...» Самнер пытался доказать совместимость принципов христианского равенства с жёсткой социально-иерархической системой английского общества периода промышленной революции. Он сочетал мальтузианство с кальвинизмом (обычно не свойственным Самнеру), утверждая, что бедность – это «естественное состояние» абсолютного большинства людей, искать выход из которого греховно; дело богатых при этом – всячески облегчать жизнь бедняков. Книги привлекли к фигуре Самнера общественное внимание и оказали существенное влияние на богословие викторианской Англии. В 1817 г. Самнер стал членом Итон-колледжа. В 1818 г. освободился богатый приход в Мейплдареме, патронаж над которым принадлежал Итону; Самнер стал его настоятелем и оставался им до 1828 г.
В 1820 г. Самнер окончательно простился с Итоном, поскольку епископ Даремский Ш. Баррингтон сделал его пребендарием своего собора. Место пребендария Самнер сохранял до своего восшествия на Кентерберийскую кафедру. Служение пребендария было необременительным, и бо́льшую часть своего времени Самнер проводил в Мейплдареме. Он зарекомендовал себя образцовым настоятелем: не покидал прихода без необходимости, часто и усердно совершал богослужения, регулярно произносил содержательные проповеди, посещал прихожан. Во 2-й половине 1820-х гг. Самнер регулярно выступал и проповедовал на встречах всех крупных религиозных, просветительских и благотворительных обществ Англии.
Продвижению Дж. Самнера способствовал его брат Чарлз, который был законоучителем детей королевской фаворитки маркизы Э. Конингем. Он представил Дж. Самнера королю Георгу IV, которому тот понравился. В 1827 г. Самнеру дважды предлагали епископские кафедры (Уинчестерскую, Содорскую и Мэнскую), и оба раза он ответил отказом. Однако в 1828 г. по настоянию премьер-министра А. Уэлсли, герцога Веллингтона, Самнер согласился стать епископом Честерским. Архиерейская хиротония состоялась в Бишопторпском дворце – резиденции архиепископов Йоркских (Честерская епархия принадлежит к Йоркской церковной провинции Церкви Англии), причём среди совершавших рукоположение архиереев был Чарлз Самнер.
Епископ Честерский
Честерская епархия в этот период охватывала Ланкашир, Чешир и Уэстморленд, составлявшие один из наиболее промышленно развитых регионов Англии. Население здесь росло быстро. Так, число жителей Манчестера в 1821–1851 гг. увеличилось вдвое – с 740 до 1606 тыс. человек, причём большинство из них составляли рабочие. Уровень нищеты был очень высоким: по свидетельству самого Самнера, в Манчестере и Солфорде в бараках жили 10 % рабочих, а в Ливерпуле – седьмая часть всего населения. Но и те рабочие, кто жил в домах, имели ужасные условия: лишь четверть из них могли позволить себе спать на кровати (Scotland. 1995. P. 46). Религиозно-нравственное состояние этих людей было удручающим. Они оторвались от традиционного сельского образа жизни, а в новых местах проживания чаще всего не было храмов и священников. Многие рабочие были настроены резко против государственной Церкви, которую они считали частью правящего класса.
Самнер подошел к руководству епархией как архиерей «нового типа», отдающий себе отчет в том, что англиканство стремительно перестаёт быть верой абсолютного большинства англичан и что государственный статус и традиции Церкви Англии могут создавать ей помехи в служении. Будучи евангеликом, Самнер считал, что каждый человек, независимо от того, в какой церкви он был крещён, должен пережить личное обращение к Богу – лишь в этом случае он может считаться полноценным христианином. Его требования к духовенству были очень высоки. Традиционно от священника Церкви Англии ожидалось регулярное совершение богослужений, обучение детей своего прихода катехизису и наставление прихожан в нравственности, но Самнер считал, что священник должен также посвящать себя проповеди Евангелия и социальному служению. Стратегия Самнера как епархиального архиерея включала в себя строительство и расширение храмов (особенно в бедных районах), поддержку духовенства, развитие образования, а также практику вовлечения мирян в служение Церкви, что было очень нетрадиционно для Церкви Англии.
Только за первые четыре года на кафедре Самнер открыл почти 50 новых церквей. Он считал, что темпы роста населения требуют ежегодно создавать пять новых приходов со своими храмами и священниками. В 1834 г. епископ организовал Честерское епархиальное общество храмоздания (Chester Diocese Church Building Society), которое финансировало открытие новых церквей. В Манчестере, где потребность в храмах была особенно велика, возникло собственное подобное общество. За время пребывания Самнера во главе епархии там было построено 244 новых храма. Многие из них были очень большими и дорогими в содержании, что делало епископа мишенью для критики.
В отношении духовенства Самнер видел себя в роли «пастыря пастырей», полагая, что его забота о священниках будет мотивировать их иметь попечение о своих прихожанах. Епископ имел список всех своих священников, в котором были не только сведения о храмах и материальном положении, но и информация о здоровье и особых потребностях как священника, так и его близких. Ситуация в епархии требовала увеличения количества духовенства, однако это означало, что не все новые священники смогут иметь университетское образование. Для обучения более бедных кандидатов Самнер реорганизовал колледж в Сент-Биз и открыл ещё один – в Беркенхеде (1846).
Самым необычным шагом Самнера в качестве епархиального архиерея стало активное вовлечение мирян в церковную деятельность. Такой подход противоречил традиции Церкви Англии и воспринимался как «сектантский», поскольку миряне-проповедники были частым явлением среди диссентеров, в первую очередь методистов. Для Самнера было очевидно, что приходские священники просто не в состоянии оказывать достаточно внимания всем жителям своих приходов, которые в Честерской епархии были очень обширны. В 1829 г. Самнер писал: «Пусть священники в густонаселенных районах… выберут людей с достоинствами и хорошей репутацией, и поручат им определённые дела: посещать и инспектировать школы, молиться с пожилыми и больными и читать для них, поддерживать сирот и вдов» (цит. по: Scotland. 1995. P. 54). Работа помощников-мирян не только возымела значительный эффект (сотни сирот были устроены в школы), но и дала Самнеру обратную связь с паствой, снабдила его сведениями об истинном состоянии массы бедняков. Это повлияло на взгляды епископа. После принятия в 1834 г. Закона о бедных, отменившего пособия и расширившего систему работных домов, Самнер отошёл от идеи о том, что бедность – данное свыше естественное состояние, и стал высказывать мысли, что бедность – это зло, и беднякам следует не смиряться с ней, а стремиться изменить своё положение.
Самым важным условием для выхода людей из нищеты и нравственной деградации Самнер считал образование детей, хотя бы минимальное. Он провёл исследование в одном из городов своей епархии (Блэкберне) и выяснил, что школу посещают лишь 20 % детей (Scotland. 1995. P. 57). Государственного школьного образования в Англии в то время не существовало, однако еще в 1811 г. в Англии возникло Национальное общество распространения религиозного образования (НОРРО), которое за несколько лет сформировало первую сеть школ, охватывавшую всю страну. К 1860-м гг. в стране было более 12 тыс. школ, основанных или связанных с НОРРО. В начале пребывания Самнера на Честерской кафедре мест в школах было несколько больше, чем желающих в них учиться. Исходя из этого, Самнер был убеждён, что в необразованности детей виноваты исключительно их родители, которые не отправляют детей в школу либо из-за непонимания, зачем это надо, либо из-за «эгоизма», который якобы заставлял родителей отправлять детей на заработки. Несмотря на такие взгляды, Самнер охотно сотрудничал с фабрикантами, которые были готовы содействовать образованию своих работников из числа детей и подростков. Действия епископа привели к притоку учеников в школы. В сотрудничестве с НОРРО за всё время пребывания во главе Честерской епархии Самнер открыл здесь 671 дневную школу, не считая очень большого числа вечерних и воскресных школ. Важнейшим достижением Самнера в сфере образования стало создание в 1839 г. при его непосредственном участии Честерского образовательного колледжа (Chester Training College) – первого в Великобритании учебного заведения, специально предназначенного для подготовки школьных учителей; в 2005 г. этот колледж был преобразован в Честерский университет.
Содействуя развитию образования, Самнер настаивал, что оно не должно становиться светским, сохраняя отчётливо англиканский характер. Он считал, что руководство школами следует сохранять в руках священников государственной Церкви, и отступал от этого принципа лишь по необходимости.
Самнер постоянно объезжал свою епархию, проповедуя в приходских храмах и под открытым небом, совершая конфирмации порой над многими сотнями подростков за один раз. Иногда его поездки по епархии, от прихода к приходу, длились по несколько месяцев. Епископ с легкостью нарушал сложившиеся устои: менял границы приходов и архидиаконских округов, установленные в 16 в., упрощал и сокращал богослужебные последования, раздавал разрешения на совершение богослужений в частных домах. Там, где не было возможности образовать новый приход, Самнер создавал «церковные дистрикты» со своими храмами – всего при нем было открыто 233 такие церкви общей вместимостью около 195 тыс. человек. В 1847 г. по инициативе Самнера были изменены епархиальные границы: Ричмондский архидиаконский округ перешел в Рипонскую епархию, а из части Честерской епархии была образована новая епархия с кафедрой в Манчестере. Деятельность Самнера на Честерской кафедре получила высокую оценку местного духовенства, гражданских властей, парламента. Его называли «народным епископом». Самнер, однако, черпал собственные представления об архиерейском служении в идеалах евангельского возрождения 2-й половины 18 в. Он верил в незыблемость общественной иерархии, был патерналистом и, за исключением несвойственной английскому епископату 18 в. скромности быта, был довольно консервативен и даже старомоден. Так, он продолжал носить парик и оставил эту привычку, лишь заняв Кентерберийскую кафедру.
Архиепископ Кентерберийский
В феврале 1848 г., когда скончался архиепископ Кентерберийский У. Хоули, более половины архиереев Церкви Англии находились в конфликте с правительством из-за назначения новым епископом Херефордским оксфордского профессора богословия Р. Д. Хампдена. Его подозревали в отступлениях от англиканской ортодоксии и, что было еще хуже, в том, что он не поддерживал «корпоративную солидарность» епископата, выступавшего на стороне партии тори против политических реформ 1820–1830-х гг. Это объединяло Хампдена с Самнером, который в 1832 г. оказался одним из трёх архиереев, поддержавших новый закон об избирательной реформе. Таким образом, после смерти Хоули правительство графа Дж. Рассела не имело большого выбора в плане того, кто мог бы занять кафедру примаса всей Англии. Кроме того, Самнер, который был популярен в народе, пользовался поддержкой королевы Виктории и принца Альберта и пребывал тогда в возрасте 68 лет, казался хорошим кандидатом, обещавшим править не слишком долго. Назначение Самнера последовало в марте 1848 г.; его интронизация в Кентерберийском соборе состоялась 28 апреля того же года. Это был первый за очень долгое время случай, когда Кентерберийский архиепископ участвовал в собственной интронизации лично, а не присылал представителя. Первое, что сделал Самнер в качестве архиепископа, – совершил архиерейскую хиротонию Хампдена.
В качестве правящего архиерея Кентерберийской епархии Самнер продолжал стратегию, начатую им в Честере. Кентерберийская епархия не нуждалась в новых храмах так сильно, как Честерская. Тем не менее за своё 14-летнее правление Самнер открыл здесь 30 новых церквей общей вместимостью 11 тыс. человек. От священников архиепископ требовал произносить не менее двух проповедей каждый воскресный день (утром и вечером). Он завершил создание Сент-Огастинс-колледжа, предназначенного для подготовки духовенства, в первую очередь для служения в колониях.
Период пребывания Самнера на Кентерберийской кафедре был отмечен рядом важных событий, оказавших влияние на английскую церковную историю. К их числу относятся возрождение части средневековой обрядности, возобновление созыва конвокаций Кентерберийской и Йоркской провинций, дискуссия о крещении («дело Горема») и дискуссия о дарвинизме («дело альманаха "Essays and Reviews"»). Также на период правления Самнера пришлось восстановление в Англии римско-католической иерархии, сопровождавшееся острыми религиозно-общественными дискуссиями.
Оксфордское движение началось в 1833 г. с проповеди священника Дж. Кибла, в которой тот осуждал решение правительства о сокращении числа епархий государственной Церкви Ирландии. Его участники, резко выступая против секуляризации британского общества, указывали на Реформацию как на исток этого процесса. Они видели выход в частичной ревизии итогов Реформации и возвращении Церкви Англии к «религии сердца», выражением которой служила богатая обрядность, почитание Богородицы и святых, молитвы за умерших, монашество и другие элементы дореформационной (т. е. римско-католической) церковной практики, что вызывало протест части епископата и народа.
Самнер выступал не только против «ритуализма», как называлось движение по возрождению обрядности, но и против ряда богословских положений, разделявшихся как «оксфордцами», так и «старой» «Высокой церковью». Он отрицал решающую роль каких бы то ни было церковных священнодействий в деле оправдания человека перед Богом, проповедуя оправдание одной лишь верой. Он отрицал представление о трёхстепенной иерархии как необходимом признаке Церкви – Самнер придерживался зафиксированного в «Книге общественного богослужения» определения Церкви как собрания верующих. Наконец, он был против приписывания священникам особой сакраментальной роли в христианской общине. С начала 1850-х гг. Самнер вступил в переписку с несколькими известными священниками-ритуалистами (среди которых были У. Додсуорт и Дж. Денисон), с умеренных позиций отстаивая реформационное наследие англиканства. Наконец, сама королева Виктория обратилась к архиепископу с требованием «предпринять меры… для подавления новшеств и беспорядка» (цит. по: Scotland. 1995. P. 118). Несмотря на это и на сильную личную неприязнь Самнера к ритуализму, он оказался бессилен подавить эту тенденцию. Преследования лишь укрепили ритуализм, и к 1-й четверти 20 в. литургическая эстетика Церкви Англии несколько приблизилась к римско-католической.
Среди пунктов, по которым Самнер имел разногласия как с «Высокой церковью», так и с более широким кругом англиканских богословов, был вопрос отношения крещения к духовному возрождению человека. «Высокая церковь» прямо отождествляла крещение с возрождением, которое было прямым следствием преподаваемой в крещении благодати. В ранний период своей деятельности Самнер признавал, что «крещение сообщает возрождение» (Scotland. 1995. P. 87), но позже пришёл к убеждению, что само по себе крещение не возрождает духовно человека, который, следовательно, может быть крещёным, но не возрождённым. В начале правления Самнера вокруг этого вопроса разгорелся спор, связанный с именем священника Дж. К. Горема. Он отрицал всякую связь крещения с возрождением и заявлял, что крещёные младенцы не являются членами Церкви. В 1847 г. патрон представил Горема к назначению настоятелем сельского прихода близ Эксетера. Однако Эксетерский епископ Г. Филлпоттс решил, что взгляды Горема на крещение не соответствуют учению Церкви Англии, и заблокировал назначение. Отстаивая свое убеждение, Горем дошел до высшей судебной инстанции Великобритании – Судебного комитета Тайного совета, который, вопреки протестам Филлпоттса, постановил, что его взгляды совместимы с англиканством. Это решение поддержал Самнер. Филлпоттс продолжал не допускать Горема на приход и пригрозил публично отлучить своего архиепископа от Церкви. Однако Самнер, действуя по закону, приказал главе церковного суда Кентерберийской провинции исполнить решение суда, что и было проделано. Филлпоттсу пришлось уступить, так и не реализовав своей угрозы (что было бы нарушением церковных и светских законов Англии).
Незадолго до кончины Самнера в Англии разгорелась дискуссия по поводу отношения религии и науки. В марте 1860 г. под заголовком «Essays and Reviews» вышел сборник статей нескольких англиканских богословов, в известной мере представлявший собой ответ на книгу «Происхождение видов» Ч. Дарвина, которая была впервые опубликована за несколько месяцев до того. Авторы сборника (Р. Уильямс, Б. Поуэлл, Г. Уилсон, Ч. Гудвин, М. Паттисон, Б. Джоуэтт и будущий архиепископ Кентерберийский Ф. Темпл) позитивно смотрели на новые данные науки и предлагали дискуссию по таким вопросам, как соотношение традиционной библейской хронологии с научными данными и критический подход к изучению текста Библии. Это был голос умеренного, центристского течения в Церкви Англии, которое со 2-й половины 17 в. было известно как латитудинарианство, или «Низкая церковь»; в 1880-х гг., когда название «Низкая церковь» окончательное перешло к англоевангеликам, это течение стало именоваться «Широкой церковью». Уже в начале 20 в. либеральное богословие «Широкой церкви» получило значительное распространение, однако на момент выхода «Essays and Reviews» реакция епископата – в равной мере представителей «Высокой церкви» и англоевангеликов – на альманах была жёсткой. Священники Уилсон и Джоуэтт были на полгода запрещены в служении. В феврале Самнер провел в Ламбетском дворце встречу всего английского епископата и после совещания с иерархами опубликовал ответ авторам сборника, в котором выражал сомнение, что «подобные утверждения могут совмещаться с искренним принятием вероучительных формулировок Церкви» (цит. по: Scotland. 1995. P. 123). Опираясь на публикацию Самнера, епископ Солсберийский У. Гамильтон подал в церковный суд на ещё одного из авторов альманаха, гебраиста и священника Р. Уильямса, и добился его запрещения в служении на один год. Скандал вокруг «Essays and Reviews» нанес серьёзный удар по восприятию Церкви Англии среди образованных людей. Если в 17–18 вв. в Церкви видели сподвижницу науки, то ко 2-й половине 19 в. она практически утратила этот статус.
«Дело Горема», который добился своего через светский суд, вновь поставило перед Церковью Англии вопрос о необходимости восстановления хотя бы минимальной самостоятельности от всё более секулярной гражданской власти. Традиционными органами самоуправления Церкви Англии были конвокации – соборы духовенства Кентерберийской и Йоркской провинций, но они перестали созываться ещё в начале 18 в. Возобновление деятельности конвокаций было идеей «Высокой церкви», которая выступала за равноправие духовной и светской властей под единым верховенством монарха. В 1851 г. в парламенте началась дискуссия по этому поводу, и Самнер выступил против возврата к конвокациям. В богословском отношении он видел в них опасность клерикализации Церкви и укрепления сословной замкнутости духовенства. С позиций права архиепископ указывал, что англиканские богослужебные и вероучительные формулировки были приняты парламентом и конвокации в любом случае не смогут их изменить. Тем не менее кабинет вигов во главе с графом Дж. Расселом принял решение восстановить практику созыва конвокаций. В начале 20 в. конвокации легли в основу системы синодального управления Церкви Англии.
В сфере парламентской политики Самнер, несмотря на негативное отношение к католичеству, был сторонником предоставления католикам всех гражданских прав. В 1829 г. он поддержал закон об эмансипации католиков. При этом Самнер был противником предоставления всех гражданских прав иудеям и горячо выступал против закона 1858 г., давшего иудеям право избираться в парламент.
1 мая 1851 г. Самнер в присутствии королевы Виктории, принца Альберта и многочисленных гостей совершил торжественное богослужение в честь открытия Всемирной выставки в Лондоне.
В отличие от многих своих предшественников Самнер даже в преклонном возрасте отличался крепким здоровьем и вёл активный образ жизни. Он скончался после непродолжительной болезни 6 сентября 1862 г. и был похоронен в крипте приходской церкви Святой Марии в Аддингтоне, где после него упокоились ещё два архиепископа Кентерберийских 19 в.
Публицистическая деятельность
Самнер был одним из самых пишущих предстоятелей Церкви Англии за всю её историю. Хотя его главные труды были написаны ещё в Итоне, он продолжал литературную деятельность всю свою жизнь.
В 1827 г. Самнер опубликовал «Проповеди на главные церковные праздники» («Sermons on the Principal Festivals of the Church with Three Sermons on Good Friday») – первый из сборников своих проповедей, в котором продолжал отстаивать мальтузианские взгляды по вопросу бедности, смягчив, однако, первоначальные формулировки. В 1843 г. вышел один из основных теологических трудов Самнера – «Краткое изложение учения об оправдании верой» («Doctrine of Justification Briefly Stated»). Эта работа была направлена непосредственно против идей Оксфордского движения. В период 1831–1851 гг. вышла быстро завоевавшая популярность серия комментариев Самнера на Новый Завет.
В 1848 г. Самнер был удостоен членства в Лондонском королевском обществе. Все труды Самнера, вышедшие при его жизни, составили более 40 томов.
Семья и память
31 марта 1803 г. Самнер женился на Марианне Робертсон, дочери капитана королевского военно-морского флота Дж. Робертсона и его супруги А. Робертсон, урождённой Льюис. В браке Джона и Марианны Самнер родились девять детей: Анна (1805), Луиза-Элизабет (1806), Элиза-Мария (1808), Каролина (1811), Джорджина (1814), близнецы Каролина (1816) и Мария (1816), будущий священник Джон Генри (1821) и Роберт Джордж (1824).
Имя архиепископа Джона Берда Самнера носит одна из начальных школ в Ламбете, Лондон.
Самнер – первый архиепископ Кентерберийский, запечатлённый на фотографиях (1859, 1861, 1862). Также имеется несколько его прижизненных портретов, в том числе работы Дж. Ричмонда (1849, Национальная портретная галерея в Лондоне), И. А. Эддиса (около 1851, Ламбетский дворец, Лондон, и 1853 г., Кингс-колледж, Кембридж), М. С. Карпентер (около 1852, Национальная портретная галерея в Лондоне). Сохранились скульптурные изображения Самнера работы Г. У. Уикса (около 1862, Кентерберийский собор) и Дж. О. Адамса (1863, Национальная портретная галерея в Лондоне), выполненные вскоре после кончины архиепископа.