«Клэпемская секта»
«Клэ́пемская се́кта» (англ. Clapham Sect; «Клэпемские святые», англ. Clapham Saints; Клэпемская группа, англ. Clapham Group), группа влиятельных религиозных и социально-политических деятелей, в большинстве принадлежавших к евангелическому течению внутри Церкви Англии. Действовала вокруг церкви Пресвятой Троицы в деревне Клэпем (Клапем, ныне район в юго-западной части Лондона) в 1780–1840-х гг., хотя периодом наибольшей активности группы были 1792–1815 гг. Особую известность «Клэпемская секта» приобрела благодаря тому, что в её среде сложилось Церковно-миссионерское общество (ЦМО).
Официального или хотя бы общепринятого наименования группа в годы своего существования не имела, все её названия были введены позже, причём слова «секта» и «святые» в названиях носили шуточный характер. Существует предположение, что первым слово «секта» в отношении Клэпемской группы употребил в качестве шутки литературный критик С. Смит (см. Howse. 1952. P. 187–188); в письменном виде этим словом группу впервые назвал её многолетний участник Джеймс Стивен в газете Edinburgh Review в 1844 г. (The Edinburgh Review. 1844. Vol. 80, № 161. P. 251–307).
В реальности «Клэпемская секта» не имела никаких признаков сектантства: деятельность группы носила открытый характер, а все её участники были уважаемыми и состоявшимися членами британского истеблишмента и почти все принадлежали к Церкви Англии; повестка «секты» носила нравственный и социально-политический характер и не включала каких-либо неортодоксальных религиозных учений или практик.
Формирование группы и её участники
Ключевая роль в предыстории группы принадлежала настоятелю Троицкого храма (1754–1759) Генри Венну-cтаршему (отец Джона Венна и дед Генри Венна-младшего) и богатому купцу и филантропу Джону Торнтону. Последний, сделав состояние на торговле с Российской империей, после вступления в брак в 1753 г. пережил религиозное обращение и стал тратить большие средства на благотворительность и социальную деятельность. В своём доме в Клэпеме он предоставил квартиру известному аболиционисту и реформатору Уильяму Уилберфорсу, который позже стал одним из наиболее известных членов «секты».
Начало активного этапа истории «Клэпемских святых» связано с сыновьями Венна и Торнтона – Джоном Венном и Генри Торнтоном. В 1793 г. Джон Венн по протекции Генри Торнтона стал настоятелем Троицкого храма в Клэпеме, где прослужил до своей кончины в 1813 г. Здесь Джон Венн приобрёл и реконструировал построенную в 1770 г. городскую усадьбу Баттерси-Райз, которая стала местом встреч «секты». Генри Торнтон возвёл поблизости ещё два особняка, где разместились политики, парламентарии и убеждённые англоевангелики Эдвард Элиот и Чарлз Грант, который был также главой Британской Ост-Индской компании. После кончины Гранта (1798) дом занял Уилберфорс. Торнтон и Венн намеренно создавали своего рода общину англоевангеликов, которые могли бы, живя поблизости друг от друга, совместно молиться в Троицком храме, много общаться и размышлять над общественными и благотворительными проектами.
В ближайшие несколько лет рядом с ними поселились известные борцы против рабства: юрист Джеймс Стивен, будущий сооснователь Лондонского университета Закари Маколей, бывший генерал-губернатор Бенгалии (1793-1798) Джон Шор, барон Тейнмаут. С самого раннего периода существования группы частым гостем в Баттерси-Райз был один из основателей аболиционистского движения, известный учёный Гранвилл Шарп.
Джон и Генри Торнтоны, Джон и Генри Венны, Уилберфорс, Грант, Маколей, Шарп, Шор и Стивен составили ядро Клэпемской группы; их имена увековечены в мемориальной табличке, установленной на месте снесённой в 1907 г. усадьбы Баттерси-Райз, где эти люди поименованы как «служители Христовы, иногда называемые "Клэпемской сектой"».
Помимо «отцов-основателей», в «секту» входил целый ряд известных общественных и церковных деятелей того периода. Среди них были сын Джона Венна – священник Генри Венн-младший, в будущем многолетний глава ЦМО; главный секретарь Британского и иностранного библейского общества священник Джон Оуэн; сын Закари Маколея – политик и писатель Томас Бабингтон Маколей; поэт и священник Томас Гисборн.
В домах Бабингтона (Ротли-Темпл, графство Лестершир) и Гисборна (Йоксалл-Лодж, графство Стаффордшир) члены группы часто собирались в летние месяцы. К группе также принадлежали президент кембриджского Куинс-колледжа математик Исаак Милнер, которому Уилберфорс приписывал собственное обращение к «серьёзному христианству» (1785); священник Чарлз Симеон, сыгравший важную роль в популяризации социальной повестки среди англиканского духовенства; писательница, драматург и филантроп Ханна Мор, чья воспитанница Селина Миллс вышла замуж за Закари Маколея; издатель и книготорговец Джон Хатчард, чей магазин на улице Пикадилли в Лондоне был столичным «штабом» Клэпемской группы; политики Эдвард и Уильям Смиты, которые, в отличие от большинства членов «секты», были не англиканами, а унитариями и борцами за права религиозных меньшинств; основатель Общества борьбы за отмену работорговли Томас Кларксон; парламентарий Томас Фауэлл-Бакстон; дочь Генри Торнтона – Марианна Торнтон; преемник Джона Венна в качестве настоятеля Троицкого храма Клэпема – Уильям Дилтри.
В дальнейшем важную роль в поддержании идей Клэпемской группы сыграли дети, внуки и даже правнуки её участников: сын Чарлза Гранта – политик Роберт Грант; сын Джеймса Стивена, Джеймс Стивен-младший, и его супруга, дочь Джона Венна – Джейн Кэтрин Венн; их дети – юрист Джеймс Фицджеймс Стивен, историк и писатель Лесли Стивен и писательница Кэролайн Стивен, а также их племянник Алберт Венн Дайси; дочь Лесли Стивена – писательница и феминистка В. Вулф; сын Генри Венна, математик и философ Джон Венн-младший, и его сын экономист Джон Арчибалд Венн; дочь Дж. Ф. Стивена и его супруги Мэри Каннингем принципалка Ньюнем-колледжа Кэтрин Стивен; внучка Джона Венна от его дочери Кэролайн и её мужа-священника Сэмюэла Баттена – активистка и филантроп Эмилия Расселл-Герни; сыновья Уильяма Уилберфорса – священник Генри Уилберфорс, позже принявший католицизм, священник и писатель Роберт Уилберфорс и епископ Оксфордский Сэмюэл Уилберфорс; внучка Сэмюэла Уилберфорса от его сына Реджиналда Гартона Уилберфорса, женатого на Анне Денман, медик Октавия Уилберфорс; внук Закари Маколея от его дочери Ханны и её мужа Чарлза Тревельяна – политик и писатель Джордж Отто Тревельян; дети Дж. О. Тревельяна и его супруги Кэролайн Филипс – либеральные политики Чарлз Тревельян-младший и Джордж Маколей Тревельян, а также поэт Роберт Тревельян.
Деятельность
Основой деятельности группы было стремление к «практическому христианству», которое её представители понимали как преодоление пороков британского общества и развитие в нём более гуманных отношений. Значительные усилия группы были направлены на борьбу с рабством. В 1787 г. при участии Томаса Кларксона и Гранвилла Шарпа было образовано Общество борьбы за отмену работорговли. Его деятельность активно поддерживали Уилберфорс, Торнтон, Маколей и другие члены «секты». В 1807 г. торговля невольниками в британских владениях была запрещена, однако члены Клэпемской группы на этом не остановились: в 1823 г. при их участии возникло Общество за ограничение и постепенную отмену рабства в британских владениях, также известное как Лондонское антирабовладельческое общество. Благодаря его усилиям в 1833 г. во всех владениях Великобритании был запущен процесс отмены рабства, завершившийся в 1838 г.
Помимо аболиционизма, «секта» выступала за реформу британской системы уголовных наказаний (в частности, за полную отмену смертной казни), отмену принудительной вербовки людей в британский флот, улучшение заботы о людях с психическими заболеваниями, улучшение условий детского труда и вообще труда на фабриках, развитие общедоступного образования.
Основной мотивацией для членов «секты» было чувство религиозного долга. Принадлежа в основном к англоевангелическому течению, они придавали особую важность личным отношениям с Богом и воспринимали моральный императив как непосредственный внутренний призыв Бога к тому или иному действию. Также участникам группы было присуще представление о неминуемом Божием наказании общества, погрязшего в открытых и нераскаянных грехах. Так, Уилберфорс писал, что «страдания народов следует рассматривать как наказание за всенародные беззакония, а их беды и упадок – как исполнение... приговора» (Christian Observer. 1807. Vol. 6, № 64. P. 256).
Борьба за отмену рабства была неотделима от заботы о дальнейшей судьбе бывших невольников. В 1780-х гг. в Лондон прибыло несколько тысяч бывших рабов африканского происхождения, освобождённых британцами в ходе Войны за независимость США. Правительство решило переселить их в Африку, для чего по инициативе Шарпа, Томаса Кларксона и Уилберфорса в 1792 г. была устроена колония в Сьерра-Леоне. В том же году младший брат Томаса Кларксона, Джон Кларксон, основал столицу колонии Фритаун и стал её губернатором. В дальнейшем Джон оставил государственную службу и основал первую в Великобритании пацифистскую организацию – Общество содействия вечному и всеобщему миру (Society for the Promotion of Permanent and Universal Peace). В конце 1790-х гг. члены «секты» образовали аболиционистское Общество по образованию африканцев (Society for the Education of Africans), а в 1799 г. создали в Портсмуте Африканскую академию, где получали образование несколько десятков африканцев – как будущие переселенцы в Сьерра-Леоне, так и коренные жители этой страны.
В 1799 г. совместно с кружком англиканского духовенства, известным как «Эклектическое общество», члены «секты» создали Церковно-миссионерское общество, вскоре превратившееся в крупнейшую британскую миссионерскую структуру.
Члены «секты» принимали активное участие в работе основанного Джеймсом Нилдом и Генри Торнтоном Общества помощи заключённым за незначительные долги (1772). В 18 – начале 19 вв. в Великобритании даже небольшой долг грозил должнику заключением в тюрьму, выйти из которой можно было, лишь выплатив его с процентами. За первые 5 лет существования Общество помощи смогло выкупить из долговой кабалы более 14 тыс. британцев, а в начале 1830-х гг. количество тех, кому оно помогло выйти на свободу, превысило 50 тыс. Однако, даже освободившись, большинство прежних должников не имели никаких законных способов выжить. Поэтому в 1809 г. «секта» также основала Общество помощи отчаявшимся – для поддержки бывших заключённых и жителей трущоб.
Клэпемская группа старалась распространять свои взгляды в британском обществе. Будучи сами представителями высших классов, члены «секты» объясняли свою позицию как с религиозной точки зрения (как долг перед Богом), так и с вполне рациональных позиций: рабство, беспощадная эксплуатация неквалифицированных рабочих и жестокость правовой системы сковывали прогресс, невежество бедных и безответственность богатых развращали общество и готовили почву для потрясений по образцу Французской революции 18 в. Разумность аргументов и умеренность взглядов обеспечили «секте» расположение многих влиятельных людей того времени. Её инициативы поддерживали британские премьер-министры У. Питт-младший и С. Персиваль, а также архиепископ Кентерберийский Дж. Б. Самнер.
В 1802 г. член «Эклектического общества» священник Джосая Пратт совместно с Хатчардом основал журнал Christian Observer, ставший основным печатным органом «секты» и англоевангелического движения в целом. Он выходил до 1874 г.
Деятельность «Клэпемской секты» как сплочённой группы завершилась в 1840-х гг. Причинами этого были кончина многих её членов; начало Оксфордского движения, «перехватившего» социальную повестку у евангелического течения в Церкви Англии; перенаправление сил многих членов группы и англоевангеликов в целом на работу в ЦМО; масштабные социально-политические реформы 1820–1840-х гг. в Великобритании; отход ряда детей и внуков основателей движения от англиканства как в католицизм, так и в агностицизм; устаревание викторианской морали и патерналистских подходов к решению социального вопроса, характерных для группы. Тем не менее традиция и влияние «Клэпемской секты» затронули несколько поколений потомков её основателей и продолжались в Великобритании до середины 20 в., а косвенно ощущаются и в 21 в.