Хоули Уильям
Хо́ули Уи́льям (англ. William Howley) (12.2.1766, деревня Ропли, графство Хэмпшир, Великобритания – 11.2.1848, Ламбетский дворец, Лондон), британский церковный и государственный деятель, клирик Объединённой церкви Англии и Ирландии. Епископ Лондонский (1813–1828), 90-й архиепископ Кентерберийский (1828–1848).
Ранние годы
Уильям Хоули родился в семье приходского священника деревень Бишопс-Саттон и Ропли, которого также звали Уильям Хоули, и его супруги Мэри Хоули, урождённой Гонтлеттс, дочери состоятельного виноторговца из Уинчестера. Позже в семье появился ещё один ребёнок, Мэри.
Среднее образование Хоули получил в старинной, основанной в 1382 г. средней школе Уинчестер-колледж в Уинчестере. В 1779 г., когда Хоули было 12 лет, благодаря своим способностям он смог получить стипендию Ордена Подвязки. Стипендиаты жили отдельно от прочих учеников и слушали дополнительные курсы лекций по классическим языкам и литературе. В 1783 г. он поступил в оксфордский Нью-колледж. В 1787 г. Хоули получил степень бакалавра, а в 1791 г. – магистра свободных искусств, после чего стал членом колледжа и преподавателем. Помимо латинского и греческого языков, которыми Хоули овладел ещё в школе, в Оксфорде он выучил немецкий, итальянский и испанский, а также брал уроки древнееврейского языка. Богословие он изучал под руководством профессора Дж. Рандолфа, будущего епископа Лондонского.
Священник и епископ
20 декабря 1789 г. епископ Честерский У. Кливер рукоположил Хоули в сан диакона; 19 декабря 1790 г. Оксфодский епископ Э. Смоллуэлл рукоположил его в священники.
В 1792 г. Хоули стал капелланом известного ирландского аристократа Дж. Гамильтона, маркиза Аберкорна. Маркиз занимал важное место при дворе короля Великобритании Георга III, принадлежал к партии тори и был активным союзником премьер-министра У. Питта Младшего, которому помогал деньгами. Хоули было поручено обучение сына и наследника Аберкорна, Джеймса Гамильтона. В доме Аберкорна Хоули познакомился и подружился с Дж. Гамильтон-Гордоном, графом Абердином, будущим министром иностранных дел и премьер-министром Великобритании, который в 1805 г. женился на одной из дочерей маркиза, Катарине.
В 1794 г. Хоули стал членом Уинчестер-колледжа. В 1796 г., после кончины отца, назначен настоятелем прихода Бишопс-Саттон и Ропли. В качестве поддержки от Уинчестер-колледжа он дополнительно занимал место настоятеля в двух приходах, по отношению к которым колледж имел право патроната – в Андовере (1802–1811) и в Брэдфолд-Певерелле (с 1811). В 1804 г. назначен каноником и казначеем Оксфордского кафедрального собора, а в 1809 г. – профессором богословия Оксфордского университета. В качестве соборного казначея успешно реорганизовал управление принадлежавшими ему землями, чем увеличил доходы собора. В этот период Хоули какое-то время был наставником будущего короля Нидерландов Вильгельма II.
В августе 1813 г. премьер-министр Р. Б. Дженкинсон, граф Ливерпуль, предложил Хоули освободившееся после смерти Рэндолфа место епископа Лондонского. Этот выбор был отчасти вынужденным – до Хоули три кандидата отказались занять Лондонскую кафедру. Архиерейская хиротония Хоули состоялась 3 октября того же года в домовом храме Ламбетского дворца в Лондоне. Её возглавил архиепископ Кентерберийский Ч. Меннерс-Саттон.
Лондонская епархия в этот период была самой сложной для управления во всей Церкви Англии. Её территория была огромной и включала столицу страны, Лондон, население которого ещё в 1750 г. составляло около 650 тыс. человек, на рубеже 18–19 вв. перевалило за 1 млн, а в 1813 г. приблизилось к отметке в 1,5 млн. В обязанности Лондонского епископа также входила забота обо всех заграничных приходах и епархиях Церкви Англии – как в Европе, так и в британских колониях. На фоне быстрого роста населения столицы особенно острыми проблемами были плюрализм (от лат. pluralis – множественное число), т. е. занятие одним священником сразу нескольких приходов, и отсутствие настоятеля на своём приходе. Настоятели-плюралисты, получавшие значительные средства, нанимали безместное духовенство на несколько приходов, а иногда и на все; порой так поступали даже те настоятели, у кого был лишь один достаточно богатый приход. Сами они проводили время в посторонних занятиях. Занятие нескольких приходов, как и право не проживать на своём приходе, требовало специального разрешения от епископа. Выдача этих разрешений часто осуществлялась исходя из личных предпочтений архиерея или же просто за деньги. Хоули полностью пересмотрел все разрешения, выданные его предшественниками, и отменил многие из них, а также ограничил выдачу новых.
Также Хоули более строго подошёл к образовательному уровню кандидатов в клир. В начале 19 в. для того, чтобы стать священником Церкви Англии, было желательно иметь образование не ниже бакалавра. Однако и те, кто не имел этой степени, могли пройти краткий курс подготовки в одном из колледжей и получить сертификат «минимального соответствия», нужный для рукоположения. Такие «недоучившиеся» кандидаты в клир назывались литератами (англ. literates, буквально «грамотные»). Хоули сделал наличие степени бакалавра обязательным требованием для рукоположения в Лондонской епархии; литератам он позволял становиться священниками только для служения в колониях.
Архиепископ Кентерберийский
В 1828 г., после кончины архиепископа Ч. Меннерс-Саттона, Хоули стал его преемником на Кентерберийской кафедре. Его назначение было предсказуемо: премьер-министр А. Уэлсли, герцог Веллингтон, член партии тори, нуждался в таком союзнике, как Хоули. Новый архиепископ был убеждённым сторонником «Высокой церкви» в старом значении этого понятия, т. е. сторонником англиканской ортодоксии, включавшей строгую церковную дисциплину, негативное отношение к диссентерам, тесный союз с государством. Последователи «Высокой церкви», включая Хоули, считали себя преемниками епископов елизаветинской эпохи и «каролинских богословов». Благодаря своему охранительству и подозрительности по отношению к любым низовым проявлениям религиозной жизни «высокоцерковники» заслужили прозвище «высокие сухари» (англ. high and dry). Важной чертой «старой» «Высокой церкви» было резко негативное отношение к католикам и протестантам-диссентерам. Именно это привлекало в Хоули герцога Веллингтона, который резко выступал против намечавшейся в стране католической эмансипации, т. е. предоставления католикам полноты гражданских прав.
Хоули последовательно выступал в парламенте против отмены законов, ограничивавших права религиозных меньшинств. Однако он не мог остановить крупные преобразования, начавшиеся в Великобритании в этот период. В 1828–1829 гг. диссентеры и католики получили право занимать любые государственные должности и избираться в парламент. Избирательная реформа 1832 г. (против которой Хоули также выступал) увеличила число людей с правом голоса с 2–4 % до 7,1 % населения. Число в парламенте англикан, даже номинальных, неуклонно сокращалось. В 1836 г. в Великобритании, вновь при оппозиции со стороны архиепископа и иерархии, была введена государственная регистрация актов гражданского состояния – в качестве альтернативы церковной регистрации, которую могла вести лишь Церковь Англии. Это ещё больше приблизило страну к нормам светского государства. Таким образом, Хоули оказался противником почти всех реформ, проведённых парламентом, что вызвало широкие антицерковные протесты по всей стране. Иллюстрацией консервативных позиций Хоули в эпоху преобразований служит тот факт, что он был последним архиепископом Кентерберийским, носившим парик.
В 1830-е гг. Церковь Англии под руководством Хоули предприняла шаги по выходу из кризиса. В 1835 г. парламент создал Церковную комиссию (англ. Ecclesiastical Commission), что улучшило ситуацию со своевременным принятием законов, касающихся государственной церкви. До появления комиссии они рассматривались в порядке общей очереди, которой приходилось ждать годами. Создание этого органа положило начало системе самоуправления Церкви Англии, что отвечало идеалам «Высокой церкви». Во многом благодаря Церковной комиссии в Англии значительно ускорилось строительство новых храмов, особенно в рабочих кварталах городов; в 1835–1850 гг. их было возведено более 2 тыс. Законы 1836–1838 гг. установили годовое содержание для архиереев в размере от 4 до 15 тыс. фунтов стерлингов, запретили одному священнику иметь более двух приходов и улучшили положение беднейшего духовенства. Теми же законами была изменена епархиальная структура Церкви Англии. К 1836 г. Церковь Англии создала несколько епархий в колониях, но в самой Англии с эпохи Реформации существовало лишь 26 исторических епархий. Одной из причин этого было обязательное членство английских архиереев в палате лордов. В ходе реформы 1836 г. было принято решение, что Церковь Англии может, с разрешения парламента, открывать новые епархии, но число епископских мест в верхней палате останется равным 26. Аналогичным образом выросло количество приходов. В начале 19 в. в Англии и Уэльсе их было около 10 тыс.; в 1850 г. – почти 17,5 тыс. Численный рост не смог побороть неравномерность в географическом распределении церквей: в исторических центрах городов и терявших население деревнях их было много, в пригородах и рабочих кварталах – мало.
На время правления Хоули пришлось начало Оксфордского движения. Как сторонник «Высокой церкви» с её верой в апостольское преемство, иерархию и важную роль Евхаристии Хоули вначале отнёсся к нему с энтузиазмом. Среди его приближённых было несколько членов движения, таких как священник Б. Харрисон, автор части «Заметок о наших временах» (англ. Tracts for the Times), которые дали Оксфордскому движению название «трактарианского». Однако с конца 1830-х гг., когда члены Оксфордского движения стали высказывать открытую критику в адрес английской Реформации и демонстрировать признаки сближения с «папизмом», Хоули охладел к этому движению. Он также стал более сдержанно относиться к «Высокой церкви» как таковой. В 1845 г. архиепископ выпустил несколько обращений к духовенству и мирянам своей провинции, в которых призывал к строгому соблюдению указаний «Книги общественного богослужения» и предостерегал против введения в службу римско-католической обрядности, что практиковали трактариане. Также Хоули поддержал англо-прусский проект по открытию «протестантской» (фактически англиканской) епархии в Иерусалиме, против чего резко выступали как трактариане, так и сторонники «старой» «Высокой церкви». Хоули, однако, обратился с посланием к Иерусалимскому патриарху Афанасию V, в котором разъяснял, что англиканский епископ в Иерусалиме не будет заниматься прозелитизмом и посягать на авторитет православных церковных властей. На время правления Хоули пришёлся визит в Россию известного участника Оксфордского движения диакона У. Палмера. Поездка была неофициальной, но оказала важное влияние на развитие православно-англиканских отношений.
Хоули был одним из немногих архиепископов Кентерберийских, кому выпало короновать двух правящих монархов Великобритании. Георг IV умер в 1830 г., не оставив законных детей. Престол перешёл к его младшему брату Вильгельму IV, которому на тот момент было 65 лет. Он был самым пожилым человеком, занявшим британский трон, и оставался таковым до того, как в 2022 г. королём стал 73-летний Карл III. Коронация состоялась 8 сентября 1831 г. и прошла сравнительно скромно, причём вначале либерально настроенный король хотел вообще отказаться от неё. Вильгельм IV стал последним общим королём Великобритании и Ганновера. После его смерти в 1837 г. британский престол перешёл к его племяннице Виктории, тогда как ганноверские законы запрещали женщинам носить корону. Хоули был одним из двух людей (вторым был лорд-камергер Ф. Конингем), принёсших Виктории весть о кончине короля и её восшествии на трон. Её коронация прошла 28 июня 1838 г. и была отмечена многочисленными неловкостями, которые пожилой Хоули допустил, совершая богослужение. Так, он попытался надеть королевский перстень не на тот палец, на который полагалось, и травмировал руку юной королевы.
Кончина
Архиепископ мирно скончался 11 февраля 1848 г. накануне своего 82-го дня рождения. Похоронен в Ламбетском дворце в крипте приходской церкви Святой Марии в Аддингтоне, где после него упокоились ещё три архиепископа Кентерберийских 19 в.
Семья и память
29 августа 1805 г. Хоули женился на Мэри Френсис Белли, дочери чиновника Британской Ост-Индской компании. У них родилось три дочери – Мэри-Энн (1806), Энн-Джейн (1809) и Генриетта-Элизабет (1810), и два сына – Уильям-Гамильтон (1810 или 1812) и Джордж-Гордон (1814). Сыновья умерли рано, тогда как все дочери выжили и вышли замуж.
Сохранилось несколько прижизненных портретов архиепископа Хоули. Первый из них был написан Т. Лоренсом в 1816 г. и хранится в Уинчестер-колледже. Также имеются портреты работы У. Оуэна (1818 и около 1823–1825, Национальная портретная галерея в Лондоне; 1817, Фулемский дворец), мраморный бюст, созданный Ф. Чантри в 1821 г. находящийся в Йельском центре британского искусства, и ряд других.