Россия. История. Территория России в эпоху раннего железного века
Террито́рия Росси́и в эпо́ху ра́ннего желе́зного ве́ка, исторический очерк территории Российской Федерации в эпоху раннего железного века.
Железный век – 3-я из технологических макроэпох, наступившая за эпохой раннего металла (энеолит и бронзовый век). Смена бронзового века железным знаменует рубеж, с которого развитие металлургии и металлообработки претерпевает кардинальные изменения и приводит к вытеснению медных и бронзовых орудий и оружия железными. Этот процесс особенно быстро протекал на Кавказе и в степях Восточной Европы. Напротив, в лесных и лесостепных районах Северной Евразии в начале эпохи железа цветная металлообработка достигает расцвета, и лишь в конце раннего железного века железо полностью вытесняет медь и бронзу из производства орудий и оружия. Концом раннего железного века стали Великое переселение народов и крушение античной цивилизации. В Средневековье чёрная металлургия поднимается на новую ступень: при восстановлении железа из руд достигается температура плавления железа.
Основные вехи освоения железа на территории России и сопредельных территориях
Эпоха раннего железа на территории России в целом определяется в рамках начала 1-го тыс. до н. э. – 1-й половины 1-го тыс. н. э. Однако первые железные и биметаллические (отдельные части изготавливались из бронзы) орудия и украшения (ножи, тёсла, кольца, обоймы и др.) появились на юге Восточной Европы и Саяно-Алтайском нагорье ещё в раннем и среднем бронзовом веке (конец 4-го – 3-е тыс. до н. э.). Они были изготовлены кузнецами ямной и афанасьевской культур из метеоритного железа с помощью холодной и горячей ковки.
Вместе с тем опыт использования метеоритного железа никак не повлиял на начавшиеся в позднем бронзовом веке усилия по выработке кричного железа, т. е. на зарождение собственно чёрной металлургии. Этот процесс на территории России и прилегающих регионов интенсивнее всего протекал в Закавказье и на юге Восточной Европы, а также в Волго-Камье, Центральном и Восточном Казахстане (колхидская, кобанская, срубная, сабатиновская, белозерская, бондарихинская, маклашеевская, алексеевско-саргаринская культуры).
В 9–8 вв. до н. э. в Восточной Европе завершился период первичного освоения железа. Широко распространились биметаллические предметы, в частности кинжалы и мечи, рукояти и навершия которых отливались из бронзы по индивидуальным моделям, а клинки делались из железа. Они стали прототипами более поздних выполненных полностью из железа кинжалов и мечей. Наиболее распространённым было простое (ненауглероженное) железо и случайно науглероженное в горне (т. н. сырцовая сталь). Наряду с восточноевропейской традицией использования железа и сырцовой стали в Северное Причерноморье, на Северный Кавказ и в Волго-Камье проникала закавказская традиция намеренного науглероживания, или цементации, железного изделия или заготовки.
В 8–7 вв. до н. э. в Восточной Европе распространились такие технологические приёмы, как цементация всей поверхности изделия или его рабочей части, формовочная ковка с помощью специальных обжимников и штампов, кузнечная сварка (как внахлёст, так и методом пакетирования), дифференцированная термообработка и т. д. Передовыми районами железообработки в этот период на территории России и прилегающих регионов были Предкавказье и Закавказье, лесостепное Поднепровье и южнотаёжное Волго-Камье. К этому же времени можно отнести и начало эпохи железа в лесостепной и лесной зонах Восточной Европы, исключая глубинные таёжные и тундровые территории.
На территории Урала и Сибири эпоха железа раньше всего наступила в степном, лесостепном и горно-лесном регионах – в рамках культур т. н. скифо-сибирской культурно-исторической общности и в иткульской культуре. В таёжных районах Сибири и на Дальнем Востоке в середине – 2-й половине 1-го тыс. до н. э. ещё фактически продолжался бронзовый век, но памятники этого времени были тесно взаимосвязаны с культурами раннего железного века (исключая северную часть тайги и тундру) и поэтому рассматриваются в контексте именно этой эпохи.
Следующий важный сдвиг в развитии чёрной металлургии и кузнечного дела на территории Восточной Европы относится к концу 1-го тыс. до н. э. – началу 1-го тыс. н. э. и характеризуется резким ростом количества автономных локальных центров железоделательного производства и широким распространением добычи и обработки железа.
Историко-культурная ситуация на территории России и сопредельных территориях в эпоху раннего железа
Именно в рассматриваемый период народы, жившие на будущей российской территории, главным образом в степной зоне, впервые попали в поле зрения авторов письменных текстов (древнегреческих, древнеримских, ассирийских, аккадских, персидских и древнекитайских). В этот же период в Восточной Европе появились первые государства. В 7–6 вв. до н. э. в Северном Причерноморье возникли первые греческие колонии, основанные главным образом выходцами из Милета (Ольвия, Пантикапей, Мирмекий, Феодосия и др.). Греческая колонизация Северного Причерноморья достигла особенного размаха в 5–4 вв. до н. э. и стала источником мощного влияния античной культуры на народы Восточной Европы. В начале 5 в. до н. э. в Северном Причерноморье и Приазовье возникло греческое Боспорское царство со столицей в Пантикапее. В 5 в. до н. э. выходцами из Гераклеи Понтийской был основан Херсонес Таврический. В северопричерноморских степях известно также Скифское царство (царство Атея; 4 в. до н. э.).
Историко-культурные процессы на территории России в период раннего железного века протекали по-разному, в зависимости от природных зон.
Степная зона
К началу железного века в степях Евразии на основе степных культур бронзового века сформировалась система кочевого скотоводства. В европейской части степей в предскифское время сложилась первая кочевническая культура (середина 9 – начало 7 вв. до н. э.), которая может с известной долей вероятности отождествляться с историческими киммерийцами, совершавшими в конце 8 – 7 вв. до н. э. военные походы в Закавказье и Переднюю Азию и известными по переднеазиатским (прежде всего ассирийским) и древнегреческим письменным источникам. Киммерийская культура находилась в тесном контакте с оседлыми земледельческо-скотоводческими племенами восточноевропейской лесостепи, Крыма, Северного Кавказа и южнотаёжного Волго-Камья [чернолесская, бондарихинская, кизил-кобинская, протомеотская, кобанская, постмаклашеевская (раннеананьинская) культуры].
Скифская эпоха
В конце 8 – начале 7 вв. до н. э. на пространстве евразийских степей от Придунавья до Монголии сформировались новые археологические культуры, которые при всём своём многообразии могут рассматриваться в качестве составных частей единой культурно-исторической общности, условно именуемой «скифский мир» или «скифо-сибирский мир». Их отличает специфический комплекс вещей (т. н. скифская триада): сходные формы вооружения, конского снаряжения и зооморфного декоративно-прикладного искусства – т. н. скифского (скифо-сибирского) звериного стиля. Носители культур «скифо-сибирского мира» (собственно скифская археологическая культура, «савроматская» археологическая культура, культуры сако-массагетского круга, пазырыкская, уюкская и тагарская культуры) – преимущественно европеоиды (иногда с элементами монголоидности), говорившие в основном на языках иранской группы индоевропейских языков (это относится к скифам, савроматам, сакам и массагетам; принадлежность носителей археологических культур в южносибирских регионах к той или иной языковой группе менее ясна). Они занимались главным образом кочевым скотоводством и практиковали в основном погребения под курганами по обряду трупоположения.
Собственно скифы – это различные близкородственные племена северной (по другой версии, южной) подгруппы восточных иранских языков, известные по многочисленным древнегреческим и переднеазиатским (прежде всего ассирийским) письменным источникам. В них, в частности, сообщается о вытеснении скифами киммерийцев, о завоевательных походах скифов через Кавказ в Переднюю Азию в 7 в. до н. э. и об их временном господстве в этом регионе, о неудачном походе против скифов персидского царя Дария I в конце 6 в. до н. э., о консолидации скифских племён в 4 в. до н. э. под главенством царя Атея, о вытеснении и истреблении скифов сарматами в начале 3 в. до н. э.
Скифам и подчинённым им племенам принадлежала западная часть ареала «скифо-сибирского мира» – Северное Причерноморье и Приазовье. Некоторые памятники скифской археологической культуры (на её ранней стадии) выявлены также на Северном Кавказе. Скифы в основном известны по курганам, среди которых выделяются грандиозные по размерам и богатству инвентаря курганы знати (т. н. царские курганы) 7–6 вв. до н. э. на Северном Кавказе (Краснознаменские, Келермесские, Ульские) и конца 5 – рубежа 4 и 3 вв. до н. э. в Нижнем Поднепровье (Солоха, Чертомлык, Александропольский, Огуз, Толстая Могила и др.) и в Крыму (Куль-Оба). В конце 5 – 4 вв. до н. э. у скифов в степной зоне появились единичные поселения, в том числе крупные, такие как Каменское (возможная столица Скифского царства) и Елизаветовское. Со скифами связан ряд крупных городищ в лесостепной зоне Среднего Поднепровья (Бельское, Большое Ходосовское, Каратульское), однако основу населения в них составляли нескифские оседлые племена, подчинённые скифам или находившиеся под их культурным влиянием.
В тесном контакте со скифской археологической культурой находились создатели оседлых земледельческо-скотоводческих культур Северного Кавказа, существовавших более длительное время и отличавшихся высокоразвитым ремеслом. Это меотская археологическая культура в бассейне Кубани (9/8 в. до н. э. – 3/4 в. н. э.), племена которой оставили многочисленные поселения и погребения, и кобанская культура Центрального Предкавказья (13–4 вв. до н. э.).
К востоку от скифской археологической культуры располагалась зона савроматской археологической культуры. Савроматы – ираноязычный народ, размещавшийся, согласно письменным источникам, в западной части ареала савроматской археологической культуры – в районе низовьев Дона и Волги (в целом культура данного круга достигала Урала и реки Тобол).
На территории Южной Сибири находились археологические культуры скифоидного облика, этнонимы создателей которых неизвестны. Это прежде всего пазырыкская культура на Алтае с великолепными захоронениями знати в Пазырыкских, Башадарских, Туэктинских, Ак-Алахинских и других курганах, в которых, благодаря вечной мерзлоте, сохранились мумии, бальзамированные тела погребённых, останки лошадей, изделия из дерева, ткани, войлока и др.; уюкская культура (по мнению других исследователей, это не одна, а две последовательные культуры – алды-бельская и саглынская) в Туве и на близлежащих территориях, наиболее яркими памятниками которой являются курганы Аржан 1 (древнейший «царский» курган скифо-сибирской общности) и Аржан 2; тагарская культура в Минусинской котловине (среднее течение Енисея) – культура со смешанным кочевническо-скотоводческим и оседло-земледельческим населением, до 5 в. до н. э. не знавшая производства железа, но знаменитая своими бронзовыми изделиями.
Памятники скифо-сибирской общности в Средней Азии можно связать с известными по персидским и древнегреческим источникам саками и массагетами, а также, возможно, с исседонами (тасмолинская культура Центрального Казахстана).
В 1-й половине 1-го тыс. до н. э. между таёжным Прибайкальем на севере, предгорьями Няньшаня на юге, Котловиной Больших Озёр (Западная Монголия) на западе и степями Барги и бассейном реки Аргунь на востоке распространилась культура плиточных могил. Взаимодействуя с соседними западными степными культурами и культурами Восточной Азии, она восприняла ряд их черт; впоследствии культура плиточных могил участвовала в сложении культуры хунну Забайкалья и Монголии, а, по данным антропологии, население культуры плиточных могил было одним из истоков физического типа хунну.
Сармато-гуннская эпоха
Следующий (после скифского) период раннего железного века в степях Евразии обычно условно именуется сармато-гуннской эпохой и датируется примерно 3 в. до н. э. – 4 в. н. э.
Переход от скифской к сармато-гуннской эпохе ознаменован существенными переменами в материальной культуре и искусстве. Совершенствуются формы вооружения: мечи-акинаки скифского типа, как правило короткие, вытесняются длинными всадническими мечами; на смену господствовавшим ранее медным и бронзовым втульчатым и черешковым наконечникам стрел, некогда заимствованным у киммерийцев, скифов и саков армиями Ближнего и Среднего Востока, постепенно приходят массивные железные наконечники с черешковым креплением к древку; короткий сигмовидный лук скифского типа уступает место более длинному дуговидному луку. Развивается конское снаряжение: появляются шпоры; наряду со стержневидными псалиями, предназначенными для крепления удил к ремням оголовья, часто употребляются крупные кольца; совершенствуется седло. В «зверином стиле» развивается тенденция к чистому орнаментализму.
Данный период в северопричерноморских и северокаспийских степях, а также на Северном Кавказе связан с господством сарматских археологических культур. Название связано с известным из античных текстов именем этнического ядра этой общности – сарматов, ираноязычных кочевников-скотоводов, родственных савроматам. Элементы раннесарматской культуры начали формироваться в Южном Приуралье с конца 5 в. до н. э. в контексте савроматской археологической культуры.
В 4–3 вв. до н. э. савроматская археологическая культура Южного Приуралья, Заволжья и Волго-Донского междуречья трансформировалась в раннесарматскую. В 3–2 вв. до н. э. ареал раннесарматской культуры значительно расширился на запад в связи с походами сарматов, вытеснивших скифов из Северного Причерноморья в низовья Днепра и в Крым, где возникла т. н. позднескифская культура и позднескифское царство со столицей в Неаполе-на-Салгире (Неаполе Скифском). Часть скифов, возможно, переместилась в низовья Южного Буга, Днестра и Дуная.
В 1 в. н. э. в рамках сарматской общности усилились аланы, которые на рубеже 1 и 2 вв. н. э. подчинили себе остальные сарматские племена (периоды среднесарматской и позднесарматской культур). После нашествия гуннов в конце 4 в. н. э. позднесарматская культура как единое целое исчезла (часть сарматов была уничтожена, часть вошла в гуннский союз). При этом отдельные элементы позднесарматской культуры влились в раннесредневековую культуру евразийских кочевников.
В степях Сибири и в Прибайкалье период конца 1-го тыс. до н. э. – начала 1-го тыс. н. э. ознаменовался постепенным расширением влияния племенных объединений, известных по древнекитайским источникам как народ хунну (сюнну). Культура хунну первоначально сложилась к востоку от Байкала и в Монголии в 5–3 вв. до н. э. С формированием в конце 3 в. до н. э. хуннского союза на подчинённой ему территории Прибайкалья, Тувы, Минусинской котловины и Алтая под влиянием культуры хунну на смену традиционным культурам скифской эпохи пришли новые. Наиболее яркой южносибирской культурой сармато-гуннского времени стала таштыкская культура 2(1?) в. до н. э. – 5 в. н. э., сменившая тагарскую культуру в Минусинской котловине. Для таштыкской культуры характерны захоронения с погребальными масками как по обряду трупоположения, так и по обряду трупосожжения; в последнем случае кремированные останки могли помещать в изображавшие покойного кожаные манекены.
В 55 г. до н. э. государство хунну разделилось на северную и южную части, последующее объединение ряда племён хунну распалось в 48 г. н. э. на южных хунну, перешедших под покровительство империи Хань, и северных хунну. В конце 1 в. н. э. северные хунну начали движение на запад. Часть из них позднее вошла в гуннский полиэтнический массив, хлынувший в 4 в. н. э. на территорию Европы.
Лесостепная и лесная зоны
Восточная Европа
Население лесной и лесостепной зон Восточной Европы занималось в основном животноводством и отчасти земледелием. Культуры в бассейнах Южного Буга, среднего Днепра и среднего Дона продолжали традиции более ранних местных культур переходной эпохи от бронзы к железу и вместе с тем были вовлечены в скифский культурный круг, что отразилось в распространении здесь захоронений под курганами и «скифской триады». Леса между Западным Бугом и верховьями Оки и Волги, лесостепь бассейнов Десны и Сейма были в скифское и сарматское время заселены преимущественно племенами, относимыми к балтийской или, возможно, иной ветви индоевропейских языков. Они связаны с милоградско-подгорцевской, днепро-двинской, юхновской и верхнеокской культурами и образуют особый культурный мир, отличный от культур штрихованной керамики (ранней) и западнобалтийских курганов, в которых исследователи видят предков западных и восточных балтских народов, языки которых сохранились (литовцы, латыши) или известны по письменным источникам (пруссы, ятвяги и др.).
В сарматскую эпоху в Верхнем Поднепровье и на правобережье среднего Днепра в рамках зарубинецкой культуры (рубеж 3 и 2 вв. до н. э. – 1 в. н. э.), возможно, протекали процессы славянского этногенеза. Согласно другому мнению, зарубинецкая культура относится в основном к балтам. Кроме того, она входила в зону влияния западно- и среднеевропейской латенской культурно-исторической общности, по преимуществу кельтской.
На территории между зарубинецкой и юхновской культурами (в Верхнем Поднепровье, Подесенье и Верхнем Поочье) в различной степени под влиянием одной из них, взаимодействия их традиций, а также при участии местных традиций развивались памятники типа верхнего слоя Полужья (1 в. до н. э. – 1 в. н. э.), типа среднего слоя Тушемли (1 – начало 3 вв. н. э.), типов Почеп (около середины 1 в. н. э. и, возможно, до начала 2 в.) и Упа 2 (2/1 в. до н. э. – 1 в. н. э.).
В 3 – начале 5 вв. н. э. дальнейшие процессы этногенеза славян проходили преимущественно в рамках киевской культуры и подольско-днепровского варианта черняховской культурно-исторической общности. Последняя сложилась в лесостепной и степной зонах Поднепровья и сопредельных территорий в условиях мощного влияния со стороны римской провинциальной культуры (в особенности культуры придунайских провинций Римской империи) на ряд черт быта и хозяйства; это влияние снижало степень различий между группами, составлявшими черняховскую культурно-историческую общность. Консолидирующую роль сыграла также остготская держава Эрманариха, границы которой, судя по письменным данным, совпадали с ареалом памятников черняховской культурно-исторической общности. Таким образом, черняховская культурно-историческая общность включала в себя различные этнические группы – славянскую, германскую (готскую), иранскую (сарматскую) и др.
К востоку и северо-востоку от протобалтских и праславянских культур, от Балтики до Среднего Поволжья, была распространена область финно-угорских лесных культур 8/7 в. до н. э. – 3/4 в. н. э. с «текстильной» и «рогожной» керамикой (культура сетчатой керамики, дьяковская, городецкая культуры, памятники типа Асва, волховского типа и др.), названной так по способу нанесения орнамента. Крупнейшие из них – дьяковская (7/6–3/2 вв. до н. э.) и позднедьяковская (3/2 в. до н. э. – 7 в. н. э.) культуры в Волго-Окском междуречье и в Верхнем Поволжье (западная часть дьяковской культуры, возможно, включала и балтское население) и городецкая культура (7/6 в. до н. э. – последние века до нашей эры) в среднем течении Оки и в Среднем Поволжье (по течению рек Сура, Цна и Мокша).
Далее к востоку, в Волго-Камье и на северо-востоке Европы, локализуется финно-угорская ананьинская культурно-историческая область 9/8 – 3 вв. до н. э., в которую входил ряд археологических культур, соотносимых с предками народов, говорящих на языках пермской и финно-волжской групп финно-угорских языков. Для них характерны гладкостенная ямочно-гребенчато-зубчатая, гребенчато-шнуровая и шнуровая круглодонная керамика и особые типы бронзовых кельтов. Основу хозяйства составляло придомное животноводство, на севере, в бассейнах Северной Двины, Мезени, Вычегды и Печоры, – охота и рыболовство. В 3–2 вв. до н. э. культуры ананьинской области эволюционировали в пьяноборскую общность (гляденовская, чегандинская, караабызская культуры).
В целом культуры финно-угорского круга в Восточной Европе характеризовались скотоводческо-земледельческой экономикой и высоким уровнем развития цветной и чёрной металлургии.
Зауралье и Сибирь
К востоку от ананьинской культурно-исторической области, в горно-лесных и таёжных районах Урала и Западной Сибири, находилась область культур, связанных с предками части угорских и самодийских народов [культурно-историческая область крестовой керамики, финал культурно-исторической общности гребенчато-ямочной керамики и наследовавшие её традициям культуры (кулайская, усть-полуйская, белоярская), а также иткульская, богочановская культуры и др.], а к югу от них – область лесостепных культур Западной Сибири, бывших северной периферией кочевнического мира и связанных с южными предками угорских народов.
В лесостепной и лесной полосе Зауралья и Западной Сибири наступление раннего железного века произошло на 2–3 века позднее по сравнению с Восточной Европой. Вплоть до 5–4 вв. до н. э. сохранялась ориентация на цветную металлообработку. Переходный период завершился только в середине 1-го тыс. до н. э. Распространению железа способствовало усиление контактов аборигенного населения с ираноязычными кочевниками евразийских степей, в первую очередь с создателями савроматской археологической культуры. Так, в рамках иткульской культуры сформировался крупный очаг цветной и чёрной металлургии, снабжавший окружающие районы, в том числе савроматов и сарматов, изделиями из меди и сырьём.
Во 2-й трети 1-го тыс. до н. э. в лесостепной зоне Западной Сибири на основе традиций местных культур позднего бронзового века сложились культуры, относящиеся к раннему железному веку: воробьёвская культура в Зауралье, носиловско-баитовская в Тоболо-Иртышье, вслед за которыми здесь утвердилась саргатская (саргатско-гороховская) культурно-историческая общность, существовавшая в конце скифского времени и в течение всей сармато-гуннской эпохи; в лесостепном Приобье сформировалась большереченско-берёзовская культура. Основу хозяйства этих культур составляло придомное и полукочевое скотоводство. В некоторых районах таёжной зоны Западной Сибири формирование культур с элементами чёрной металлургии (усть-полуйская, кулайская, белоярская и др.) относится к середине – последней трети 1-го тыс. до н. э.
Часть культур Урала и Западной Сибири переходного времени от эпохи бронзы к раннему железному веку (гамаюнская, красноозёрская, молчановская, завьяловская, карьковская, иткульская) возникла вследствие миграций населения с нижней Оби и таёжных районов Урала и взаимодействия с лесостепными культурами Западно-Сибирской равнины (межовская, бархатовская, ирменская и др.). Для них характерно комплексное хозяйство (охота, рыболовство, придомное разведение скота). Оставшиеся в северной и средней тайге коллективы (предки атлымской, лозьвинской, барсовской, нижнеиртышской и других культур) были вынуждены перегруппироваться, объединиться и совершенствовать традиционные направления присваивающей экономики (рыболовство, охота, собирательство).
Для таёжных культур Восточной Сибири 1-го тыс. до н. э. (постымыяхтахская, пясинская, цэпаньская, усть-мильская, белькачинская и др.) характерно господство охоты и рыболовства при слабом развитии цветной металлообработки и заметном южном импорте бронзовых изделий. Производство железа началось здесь не ранее последних веков до нашей эры.
Дальний Восток
Существует проблема определения рамок эпохи раннего железа на Дальнем Востоке. В этом регионе можно говорить скорее об эпохе раннего металла, непосредственно перешедшей в Средневековье. С одной стороны, эпоха бронзы не имела здесь столь яркого выражения, как на сопредельных территориях Сибири, Китая, Кореи и Монголии, с другой – уже на рубеже 2-го и 1-го тыс. до н. э. здесь началось освоение железа, происходившее в рамках урильской культуры в Приамурье и янковской культуры в Приморье, а затем – сменившей их польцевской культуры. Более северные материковые и прибрежные культуры Дальнего Востока (лахтинская, охотская, усть-бельская и др.), как и восточносибирские, являли собой хозяйственно-культурный тип охотников и рыболовов. На крайнем северо-востоке, от Колымы до Анадырского залива, развивалась культура охотников на морского зверя (древнеберингоморская), относящаяся к предкам современных эскимосов.
Мир островных культур (о. Сахалин и Курильские о-ва) представлял собой сплав мигрантов из Восточной Сибири, которые расселялись чересполосно с палеоайнскими группами, переселившимися на Сахалин с о. Хоккайдо. На Курилах проживало смешанное население, сформировавшееся на стыке южных (палеоайнских) и северных (камчатских) народов, предположительно предков ительменов и коряков. Хронологические рамки раннего железного века на Сахалине (5 в. до н. э. – 7 в. н. э.) определяются датировками cусуйской, набильской и пильтунской культур и началом эпохи Средневековья. На Курильских о-вах эпоха раннего железа наступила не ранее начала новой эры и была связана с культурой общности пост-Дзёмон, распространённой также на востоке Хоккайдо. На севере Курильского архипелага эта эпоха изучена слабо; вероятнее всего, здесь формировались культуры, родственные древнеительменской и пост-Дзёмон.
Конец раннего железного века в степи, лесостепи и лесной зоне Северной и Центральной Азии и Восточной Европы открывает новую эпоху – эпоху Великого переселения народов.