Россия. История. Территория России в эпоху раннего железного века
Террито́рия Росси́и в эпо́ху ра́ннего желе́зного ве́ка, исторический очерк территории Российской Федерации в эпоху раннего железного века.
Железный век – 3-я из технологических макроэпох, наступившая за эпохой раннего металла (энеолит и бронзовый век). Смена бронзового века железным знаменует рубеж, с которого развитие металлургии и металлообработки претерпевает кардинальные изменения и приводит к вытеснению медных и бронзовых орудий и оружия железными. Этот процесс особенно быстро протекал на Кавказе и в степях Восточной Европы. Напротив, в лесных и лесостепных районах Северной Евразии в начале эпохи железа цветная металлообработка достигает расцвета, и лишь в конце раннего железного века железо полностью вытесняет медь и бронзу из производства орудий и оружия. Концом раннего железного века стали Великое переселение народов и крушение античной цивилизации. В Средневековье чёрная металлургия поднимается на новую ступень: при восстановлении железа из руд достигается температура плавления железа.
Основные вехи освоения железа на территории России и сопредельных территориях
Эпоха раннего железа на территории России в целом определяется в рамках начала 1-го тыс. до н. э. – 1-й половины 1-го тыс. н. э. Однако первые железные и биметаллические (отдельные части изготавливались из бронзы) орудия и украшения (ножи, тёсла, кольца, обоймы и др.) появились на юге Восточной Европы и Саяно-Алтайском нагорье ещё в раннем и среднем бронзовом веке (конец 4-го – 3-е тыс. до н. э.). Они были изготовлены кузнецами ямной и афанасьевской культур из метеоритного железа с помощью холодной и горячей ковки.
Вместе с тем опыт использования метеоритного железа никак не повлиял на начавшиеся в позднем бронзовом веке усилия по выработке кричного железа, т. е. на зарождение собственно чёрной металлургии. Этот процесс на территории России и прилегающих регионов интенсивнее всего протекал в Закавказье и на юге Восточной Европы, а также в Волго-Камье, Центральном и Восточном Казахстане (колхидская, кобанская, срубная, сабатиновская, белозерская, бондарихинская, маклашеевская, алексеевско-саргаринская культуры).
В 9–8 вв. до н. э. в Восточной Европе завершился период первичного освоения железа. Широко распространились биметаллические предметы, в частности кинжалы и мечи, рукояти и навершия которых отливались из бронзы по индивидуальным моделям, а клинки делались из железа. Они стали прототипами более поздних, выполненных полностью из железа кинжалов и мечей. Наиболее распространённым было простое (ненауглероженное) железо и случайно науглероженное в горне (т. н. сырцовая сталь). Наряду с восточноевропейской традицией использования железа и сырцовой стали в Северное Причерноморье, на Северный Кавказ и в Волго-Камье проникала закавказская традиция намеренного науглероживания, или цементации, железного изделия или заготовки.
В 8–7 вв. до н. э. в Восточной Европе распространились такие технологические приёмы, как цементация всей поверхности изделия или его рабочей части, формовочная ковка с помощью специальных обжимников и штампов, кузнечная сварка (как внахлёст, так и методом пакетирования), дифференцированная термообработка и т. д. Передовыми районами железообработки в этот период на территории России и прилегающих регионов были Предкавказье и Закавказье, лесостепное Поднепровье и южнотаёжное Волго-Камье. К этому же времени можно отнести и начало эпохи железа в лесостепной и лесной зонах Восточной Европы, исключая глубинные таёжные и тундровые территории.
На территории Урала и Сибири эпоха железа раньше всего наступила в степном, лесостепном и горно-лесном регионах – в рамках культур т. н. скифо-сибирской культурно-исторической общности и в иткульской культуре. В таёжных районах Сибири и на Дальнем Востоке в середине – 2-й половине 1-го тыс. до н. э. ещё фактически продолжался бронзовый век, но памятники этого времени были тесно взаимосвязаны с культурами раннего железного века (исключая северную часть тайги и тундру) и поэтому рассматриваются в контексте именно этой эпохи.
Следующий важный сдвиг в развитии чёрной металлургии и кузнечного дела на территории Восточной Европы относится к концу 1-го тыс. до н. э. – началу 1-го тыс. н. э. и характеризуется резким ростом количества автономных локальных центров железоделательного производства и широким распространением добычи и обработки железа.
Историко-культурная ситуация на территории России и сопредельных территориях в эпоху раннего железа
Именно в рассматриваемый период народы, жившие на будущей российской территории, главным образом в степной зоне, впервые попали в поле зрения авторов письменных текстов (древнегреческих, древнеримских, ассирийских, аккадских, персидских и древнекитайских). В этот же период в Восточной Европе появились первые государства. В 7–6 вв. до н. э. в Северном Причерноморье возникли первые греческие колонии, основанные главным образом выходцами из Милета (Ольвия, Пантикапей, Мирмекий, Феодосия и др.). Греческая колонизация Северного Причерноморья достигла особенного размаха в 5–4 вв. до н. э. и стала источником мощного влияния античной культуры на народы Восточной Европы. В начале 5 в. до н. э. в Северном Причерноморье и Приазовье возникло греческое Боспорское царство со столицей в Пантикапее. В 5 в. до н. э. выходцами из Гераклеи Понтийской был основан Херсонес Таврический. В северопричерноморских степях известно также Скифское царство (царство Атея; 4 в. до н. э.).
Историко-культурные процессы на территории России в период раннего железного века протекали по-разному, в зависимости от природных зон.
Степная зона
К началу железного века в степях Евразии на основе степных культур бронзового века сформировалась система кочевого скотоводства. В европейской части степей в предскифское время сложилась первая кочевническая культура (середина 9 – начало 7 вв. до н. э.), которая может с известной долей вероятности отождествляться с историческими киммерийцами, совершавшими в конце 8 – 7 вв. до н. э. военные походы в Закавказье и Переднюю Азию и известными по переднеазиатским (прежде всего ассирийским) и древнегреческим письменным источникам. Киммерийская культура находилась в тесном контакте с оседлыми земледельческо-скотоводческими племенами восточноевропейской лесостепи, Крыма, Северного Кавказа и южнотаёжного Волго-Камья [чернолесская, бондарихинская, кизил-кобинская, протомеотская, кобанская, постмаклашеевская (раннеананьинская) культуры].
Скифская эпоха
В конце 8 – начале 7 вв. до н. э. на пространстве евразийских степей от Придунавья до Монголии сформировались новые археологические культуры, которые при всём своём многообразии могут рассматриваться в качестве составных частей единой культурно-исторической общности, условно именуемой «скифский мир», или «скифо-сибирский мир». Их отличает специфический комплекс вещей (т. н. скифская триада): сходные формы вооружения, конского снаряжения и зооморфного декоративно-прикладного искусства – т. н. скифского (скифо-сибирского) звериного стиля. Носители культур «скифо-сибирского мира» (собственно скифская археологическая культура, «савроматская» археологическая культура, культуры сако-массагетского круга, пазырыкская, уюкская и тагарская культуры) – преимущественно европеоиды (иногда с элементами монголоидности), говорившие в основном на языках иранской группы индоевропейских языков (это относится к скифам, савроматам, сакам и массагетам; принадлежность носителей археологических культур в южносибирских регионах к той или иной языковой группе менее ясна). Они занимались главным образом кочевым скотоводством и практиковали в основном погребения под курганами по обряду трупоположения.
Собственно скифы – это различные близкородственные племена северной (по другой версии, южной) подгруппы восточных иранских языков, известные по многочисленным древнегреческим и переднеазиатским (прежде всего ассирийским) письменным источникам. В них, в частности, сообщается о вытеснении скифами киммерийцев, о завоевательных походах скифов через Кавказ в Переднюю Азию в 7 в. до н. э. и об их временном господстве в этом регионе, о неудачном походе против скифов персидского царя Дария I в конце 6 в. до н. э., о консолидации скифских племён в 4 в. до н. э. под главенством царя Атея, о вытеснении и истреблении скифов сарматами в начале 3 в. до н. э.
Скифам и подчинённым им племенам принадлежала западная часть ареала «скифо-сибирского мира» – Северное Причерноморье и Приазовье. Некоторые памятники скифской археологической культуры (на её ранней стадии) выявлены также на Северном Кавказе. Скифы в основном известны по курганам, среди которых выделяются грандиозные по размерам и богатству инвентаря курганы знати (т. н. царские курганы) 7–6 вв. до н. э. на Северном Кавказе (Краснознаменские, Келермесские, Ульские) и конца 5 – рубежа 4 и 3 вв. до н. э. в Нижнем Поднепровье (Солоха, Чертомлык, Александропольский, Огуз, Толстая Могила и др.) и в Крыму (Куль-Оба). В конце 5 – 4 вв. до н. э. у скифов в степной зоне появились единичные поселения, в том числе крупные, такие как Каменское (возможная столица Скифского царства) и Елизаветовское. Со скифами связан ряд крупных городищ в лесостепной зоне Среднего Поднепровья (Бельское, Большое Ходосовское, Каратульское), однако основу населения в них составляли нескифские оседлые племена, подчинённые скифам или находившиеся под их культурным влиянием.
В тесном контакте со скифской археологической культурой находились создатели оседлых земледельческо-скотоводческих культур Северного Кавказа, существовавших более длительное время и отличавшихся высокоразвитым ремеслом. Это меотская археологическая культура в бассейне Кубани (9/8 в. до н. э. – 3/4 в. н. э.), племена которой оставили многочисленные поселения и погребения, и кобанская культура Центрального Предкавказья (13–4 вв. до н. э.).
К востоку от скифской археологической культуры располагалась зона савроматской археологической культуры. Савроматы – ираноязычный народ, размещавшийся, согласно письменным источникам, в западной части ареала савроматской археологической культуры – в районе низовьев Дона и Волги (в целом культура данного круга достигала Урала и реки Тобол).
На территории Южной Сибири находились археологические культуры скифоидного облика, этнонимы создателей которых неизвестны. Это прежде всего пазырыкская культура на Алтае с великолепными захоронениями знати в Пазырыкских, Башадарских, Туэктинских, Ак-Алахинских и других курганах, в которых благодаря вечной мерзлоте сохранились мумии, бальзамированные тела погребённых, останки лошадей, изделия из дерева, ткани, войлока и др.; уюкская культура (по мнению других исследователей, это не одна, а две последовательные культуры – алды-бельская и саглынская) в Туве и на близлежащих территориях, наиболее яркими памятниками которой являются курганы Аржан 1 (древнейший «царский» курган скифо-сибирской общности) и Аржан 2; тагарская культура в Минусинской котловине (среднее течение Енисея) – культура со смешанным кочевническо-скотоводческим и оседло-земледельческим населением, до 5 в. до н. э. не знавшая производства железа, но знаменитая своими бронзовыми изделиями.
Памятники скифо-сибирской общности в Средней Азии можно связать с известными по персидским и древнегреческим источникам саками и массагетами, а также, возможно, с исседонами (тасмолинская культура Центрального Казахстана).
В 1-й половине 1-го тыс. до н. э. между таёжным Прибайкальем на севере, предгорьями Няньшаня на юге, Котловиной Больших Озёр (Западная Монголия) на западе и степями Барги и бассейном реки Аргунь на востоке распространилась культура плиточных могил. Взаимодействуя с соседними западными степными культурами и культурами Восточной Азии, она восприняла ряд их черт; впоследствии культура плиточных могил участвовала в сложении культуры хунну Забайкалья и Монголии, а по данным антропологии, население культуры плиточных могил было одним из истоков физического типа хунну.
Сармато-гуннская эпоха
Следующий (после скифского) период раннего железного века в степях Евразии обычно условно именуется сармато-гуннской эпохой и датируется примерно 3 в. до н. э. – 4 в. н. э.
Переход от скифской к сармато-гуннской эпохе ознаменован существенными переменами в материальной культуре и искусстве. Совершенствуются формы вооружения: мечи-акинаки скифского типа, как правило, короткие, вытесняются длинными всадническими мечами; на смену господствовавшим ранее медным и бронзовым втульчатым и черешковым наконечникам стрел, некогда заимствованным у киммерийцев, скифов и саков армиями Ближнего и Среднего Востока, постепенно приходят массивные железные наконечники с черешковым креплением к древку; короткий сигмовидный лук скифского типа уступает место более длинному дуговидному луку. Развивается конское снаряжение: появляются шпоры; наряду со стержневидными псалиями, предназначенными для крепления удил к ремням оголовья, часто употребляются крупные кольца; совершенствуется седло. В «зверином стиле» развивается тенденция к чистому орнаментализму.
Данный период в северопричерноморских и северокаспийских степях, а также на Северном Кавказе связан с господством сарматских археологических культур. Название связано с известным из античных текстов именем этнического ядра этой общности – сарматов, ираноязычных кочевников-скотоводов, родственных савроматам. Элементы раннесарматской культуры начали формироваться в Южном Приуралье с конца 5 в. до н. э. в контексте савроматской археологической культуры.
В 4–3 вв. до н. э. савроматская археологическая культура Южного Приуралья, Заволжья и Волго-Донского междуречья трансформировалась в раннесарматскую. В 3–2 вв. до н. э. ареал раннесарматской культуры значительно расширился на запад в связи с походами сарматов, вытеснивших скифов из Северного Причерноморья в низовья Днепра и в Крым, где возникла т. н. позднескифская культура и позднескифское царство со столицей в Неаполе-на-Салгире (Неаполе Скифском). Часть скифов, возможно, переместилась в низовья Южного Буга, Днестра и Дуная.
В 1 в. н. э. в рамках сарматской общности усилились аланы, которые на рубеже 1 и 2 вв. н. э. подчинили себе остальные сарматские племена (периоды среднесарматской и позднесарматской культур). После нашествия гуннов в конце 4 в. н. э. позднесарматская культура как единое целое исчезла (часть сарматов была уничтожена, часть вошла в гуннский союз). При этом отдельные элементы позднесарматской культуры влились в раннесредневековую культуру евразийских кочевников.
В степях Сибири и в Прибайкалье период конца 1-го тыс. до н. э. – начала 1-го тыс. н. э. ознаменовался постепенным расширением влияния племенных объединений, известных по древнекитайским источникам как народ хунну (сюнну). Культура хунну первоначально сложилась к востоку от Байкала и в Монголии в 5–3 вв. до н. э. Затем в этих регионах в конце 3 в. до н. э. сформировалось хуннское протогосударство, в зависимости от которого оказались территории Прибайкалья, Тувы, Минусинской котловины и Алтая; под влиянием культуры хунну на смену традиционным культурам скифской эпохи пришли новые. Наиболее яркой южносибирской культурой сармато-гуннского времени стала таштыкская культура 2(1?) в. до н. э. – 5 в. н. э., сменившая тагарскую культуру в Минусинской котловине. Для таштыкской культуры характерны захоронения с погребальными масками как по обряду трупоположения, так и по обряду трупосожжения; в последнем случае кремированные останки могли помещать в изображавшие покойного кожаные манекены.
В 56 г. до н. э., в результате внутренних конфликтов, государство хунну разделилось на северную и южную части. Затем хуннская держава вновь объединилась, после чего в 48 г. н. э. окончательно распалась на северную и южную конфедерации племён. Южные хунну перешли под покровительство империи Хань, тогда как северные хунну сохранили независимость и в конце 1 в. н. э. начали движение на запад. Часть северных хунну позднее вошла в гуннский полиэтнический массив, хлынувший в 4 в. н. э. на территорию Европы.
Лесостепная и лесная зоны
Восточная Европа
Население лесной и лесостепной зон Восточной Европы занималось в основном животноводством и отчасти земледелием. Культуры в бассейнах Южного Буга, среднего Днепра и среднего Дона продолжали традиции более ранних местных культур переходной эпохи от бронзы к железу и вместе с тем были вовлечены в скифский культурный круг, что отразилось в распространении здесь захоронений под курганами и «скифской триады». Леса между Западным Бугом и верховьями Оки и Волги, лесостепь бассейнов Десны и Сейма были в скифское и сарматское время заселены преимущественно племенами, относимыми к балтийской или, возможно, иной ветви индоевропейских языков. Они связаны с милоградско-подгорцевской, днепро-двинской, юхновской и верхнеокской культурами и образуют особый культурный мир, отличный от культур штрихованной керамики (ранней) и западнобалтийских курганов, в которых исследователи видят предков западных и восточных балтских народов, языки которых сохранились (литовцы, латыши) или известны по письменным источникам (пруссы, ятвяги и др.).
В сарматскую эпоху в Верхнем Поднепровье и на правобережье среднего Днепра в рамках зарубинецкой культуры (сформировалась в конце 3 в. до н. э.), возможно, протекали процессы славянского этногенеза. Согласно другому мнению, зарубинецкая культура относится в основном к балтам. Кроме того, она входила в зону влияния западно- и среднеевропейской латенской культурно-исторической общности, по преимуществу кельтской. Ключевое значение для этногенеза славян имели распад зарубинецкой культуры в середине – 3-й четверти 1 в. н. э. и формирование т. н. позднезарубинецкого горизонта, древности которого известны от Западного Буга до Верхнего Подонья. В 3 – начале 5 вв. н. э. дальнейшие процессы этногенеза славян проходили преимущественно в рамках киевской культуры и подольско-днепровского варианта черняховской культурно-исторической общности. Различные варианты киевской культуры сложились в Верхнем и Среднем Поднепровье, Подесенье, бассейнах Сейма и Северского Донца; с их развитием связано формирование ряда групп памятников, отражающих продвижение славянского населения на соседние (в том числе тип Заозерье – Узмень на севере, до верховий реки Великая) и отдалённые территории (тип Сиделькино – Тимяшево в Среднем Поволжье). Черняховская общность занимала территории от Нижнего Подунавья до Нижнего и Среднего Поднепровья и далее на восток до верховий Сейма и Северского Донца. Она была связана с многоэтничной (германско-сарматско-славянской) средой; снижению различий между этническими группами способствовало их политическое объединение под предводительством остроготов (держава Эрманариха, известная по письменным источникам). Черняховская общность служила мощным источником распространения культурного влияния придунайских провинций Римской империи на народы лесной и лесостепной зоны Восточной Европы.
В эту эпоху на территориях Верхнего Поднепровья, Подесенья, бассейнов верхнего течения Оки и Дона отмечаются неоднократные перегруппировки населения. На территории между зарубинецкой и юхновской культурами в различной степени под влиянием одной из них, взаимодействия их традиций, а также при участии местных традиций развивались памятники типа верхнего слоя Полужья (1 в. до н. э. – 1 в. н. э.), типа среднего слоя Тушемли (1 – начало 3 вв. н. э.), типов Почеп (около середины 1 в. н. э. и, возможно, до начала 2 в.) и Упа 2 (2/1 в. до н. э. – 1 в. н. э.). Позднее в этих областях представлены памятники типа Ново-Клеймёново (2 – начало 3 вв.), мощинской культуры (середина 3 – середина 7 вв.), типа Каширка – Сиделки (2-я треть 3 – начало 4 вв.) и другие; происхождение части из них связано также с позднескифской культурой.
К востоку и северо-востоку от протобалтских и праславянских культур, от Балтики до Среднего Поволжья, была распространена область финно-угорских лесных культур 8/7 в. до н. э. – 3/4 в. н. э. с «текстильной» и «рогожной» керамикой (культура сетчатой керамики, дьяковская, городецкая культуры, памятники типа Асва, волховского типа и др.), названной так по способу нанесения орнамента. Крупнейшие из них – дьяковская (7/6–3/2 вв. до н. э.) и позднедьяковская (3/2 в. до н. э. – 7 в. н. э.) культуры в Волго-Окском междуречье и в Верхнем Поволжье (западная часть дьяковской культуры, возможно, включала и балтское население) и городецкая культура (7/6 в. до н. э. – последние века до нашей эры) в среднем течении Оки и в Среднем Поволжье (по течению рек Сура, Цна и Мокша).
Далее к востоку, в Волго-Камье и на северо-востоке Европы, локализуется финно-угорская ананьинская культурно-историческая область 9/8 – 3 вв. до н. э., в которую входил ряд археологических культур, соотносимых с предками народов, говорящих на языках пермской и финно-волжской групп финно-угорских языков. Для них характерны гладкостенная ямочно-гребенчато-зубчатая, гребенчато-шнуровая и шнуровая круглодонная керамика и особые типы бронзовых кельтов. Основу хозяйства составляло придомное животноводство, на севере, в бассейнах Северной Двины, Мезени, Вычегды и Печоры, – охота и рыболовство. В 3–2 вв. до н. э. культуры ананьинской области эволюционировали в пьяноборскую общность (гляденовская, чегандинская, караабызская культуры).
В целом культуры финно-угорского круга в Восточной Европе характеризовались скотоводческо-земледельческой экономикой и высоким уровнем развития цветной и чёрной металлургии.
Зауралье и Сибирь
К востоку от ананьинской культурно-исторической области, в горно-лесных и таёжных районах Урала и Западной Сибири, находилась область культур, связанных с предками части угорских и самодийских народов [культурно-историческая область крестовой керамики, финал культурно-исторической общности гребенчато-ямочной керамики и наследовавшие её традициям культуры (кулайская, усть-полуйская, белоярская), а также иткульская, богочановская культуры и др.], а к югу от них – область лесостепных культур Западной Сибири, бывших северной периферией кочевнического мира и связанных с южными предками угорских народов.
В лесостепной и лесной полосе Зауралья и Западной Сибири наступление раннего железного века произошло на 2–3 века позднее по сравнению с Восточной Европой. Вплоть до 5–4 вв. до н. э. сохранялась ориентация на цветную металлообработку. Переходный период завершился только в середине 1-го тыс. до н. э. Распространению железа способствовало усиление контактов аборигенного населения с ираноязычными кочевниками евразийских степей, в первую очередь с создателями савроматской археологической культуры. Так, в рамках иткульской культуры сформировался крупный очаг цветной и чёрной металлургии, снабжавший окружающие районы, в том числе савроматов и сарматов, изделиями из меди и сырьём.
Во 2-й трети 1-го тыс. до н. э. в лесостепной зоне Западной Сибири на основе традиций местных культур позднего бронзового века сложились культуры, относящиеся к раннему железному веку: воробьёвская культура в Зауралье, носиловско-баитовская в Тоболо-Иртышье, вслед за которыми здесь утвердилась саргатская (саргатско-гороховская) культурно-историческая общность, существовавшая в конце скифского времени и в течение всей сармато-гуннской эпохи; в лесостепном Приобье сформировалась большереченско-берёзовская культура. Основу хозяйства этих культур составляло придомное и полукочевое скотоводство. В некоторых районах таёжной зоны Западной Сибири формирование культур с элементами чёрной металлургии (усть-полуйская, кулайская, белоярская и др.) относится к середине – последней трети 1-го тыс. до н. э.
Часть культур Урала и Западной Сибири переходного времени от эпохи бронзы к раннему железному веку (гамаюнская, красноозёрская, молчановская, завьяловская, карьковская, юртоборская) возникла вследствие миграций населения с нижней Оби и таёжных районов Урала и взаимодействия с лесостепными культурами Западно-Сибирской равнины (межовская, бархатовская, ирменская и др.). Для них характерно комплексное хозяйство (охота, рыболовство, придомное разведение скота). Оставшиеся в северной и средней тайге коллективы (предки атлымской, лозьвинской, барсовской, нижнеиртышской и других культур) были вынуждены перегруппироваться, объединиться и совершенствовать традиционные направления присваивающей экономики (рыболовство, охота, собирательство).
Для таёжных культур Восточной Сибири 1-го тыс. до н. э. (постымыяхтахская, пясинская, цэпаньская, усть-мильская, белькачинская и др.) характерно господство охоты и рыболовства при слабом развитии цветной металлообработки и заметном южном импорте бронзовых изделий. Производство железа началось здесь не ранее последних веков до нашей эры.
Дальний Восток
Существует проблема определения рамок эпохи раннего железа на Дальнем Востоке. В этом регионе можно говорить скорее об эпохе раннего металла, непосредственно перешедшей в Средневековье. С одной стороны, эпоха бронзы не имела здесь столь яркого выражения, как на сопредельных территориях Сибири, Китая, Кореи и Монголии, с другой – уже на рубеже 2-го и 1-го тыс. до н. э. здесь началось освоение железа, происходившее в рамках урильской культуры в Приамурье и янковской культуры в Приморье, а затем – сменившей их польцевской культуры. Более северные материковые и прибрежные культуры Дальнего Востока (лахтинская, охотская, усть-бельская и др.), как и восточносибирские, являли собой хозяйственно-культурный тип охотников и рыболовов. На крайнем северо-востоке, от Колымы до Анадырского залива, развивалась культура охотников на морского зверя (древнеберингоморская), относящаяся к предкам современных эскимосов.
Мир островных культур (о. Сахалин и Курильские о-ва) представлял собой сплав мигрантов из Восточной Сибири, которые расселялись чересполосно с палеоайнскими группами, переселившимися на Сахалин с о. Хоккайдо. На Курилах проживало смешанное население, сформировавшееся на стыке южных (палеоайнских) и северных (камчатских) народов, предположительно предков ительменов и коряков. Хронологические рамки раннего железного века на Сахалине (5 в. до н. э. – 7 в. н. э.) определяются датировками cусуйской, набильской и пильтунской культур и началом эпохи Средневековья. На Курильских о-вах эпоха раннего железа наступила не ранее начала новой эры и была связана с культурой общности пост-Дзёмон, распространённой также на востоке Хоккайдо. На севере Курильского архипелага эта эпоха изучена слабо; вероятнее всего, здесь формировались культуры, родственные древнеительменской и пост-Дзёмон.
Конец раннего железного века в степи, лесостепи и лесной зоне Северной и Центральной Азии и Восточной Европы открывает новую эпоху – эпоху Великого переселения народов.