Афанасьевская культура
Афана́сьевская культу́ра, археологическая культура раннего бронзового века (конец 4-го – середина 3-го тыс. до н. э.) в предгорьях, горных долинах и степях Саяно-Алтая, Монголии, Синьцзяна и Восточного Казахстана. Отдельные материалы афанасьевского и ямно-афанасьевского облика выявлены в Центральном Казахстане и Узбекистане. Выделена С. А. Теплоуховым в начале 1920-х гг. по материалам раскопок могильника под Афанасьевой горой на Среднем Енисее. Представлена курганными могильниками (Афанасьева Гора, Карасук 3, Усть-Куюм, Нижний Тюмечин 1, Первый Межелик 1 и др.), поселениями открытого типа (Тепсей 10, Тоора-Даш, Кара-Тенеш, Малый Дуган, Узнезя 1), обитаемыми пещерами (Денисова, Каминная) и гротами (Све-Таг), святилищами (Кара-Коба 1, Кучерла 1) и медными рудниками (Владимировка).
Могильники включают от одного до 40–50 курганов (в Минусинских степях обычно 10–12). Погребальные сооружения в виде колец со стенками из плитняка, рваного камня, уложенных плашмя или вертикально врытых плит. С восточной стороны от ограды могут располагаться детские могилки. В Горном Алтае в центре кольца 1 могила, на Енисее – 1–2 и, редко, больше, перекрытых бревенчатым накатом или каменными плитами. В погребениях 1, реже 2 человека, на спине с согнутыми в коленях ногами или скорченно на боку. На Енисее, в отличие от Горного Алтая, изредка встречаются коллективные захоронения. Сопроводительный инвентарь – глиняная и деревянная посуда (от последней сохранились медные оковки), песты, жезлы, тëрочники, колотушки, медные ножи и шилья, изделия из рога, украшения из камня, кости, меди, метеоритного железа, серебра и золота. Глиняная посуда яйцевидной или шаровидной формы обычно с острым или округлым дном, часто украшена гребенчатым штампом, оттиски которого могут составлять ряды т. н. качалки (шагание с прокатыванием инструмента с выгнутым рабочим краем).
Достоверно зафиксированных конструкций стационарных жилищ пока не известно. Очаги небольшие, оконтурены камнями для накопления большого объёма золы, в которую устанавливались сосуды. На поселениях и в пещерах найдены керамика, каменные, костяные и медные орудия, кости животных. Пещеры, вероятно, использовались пастухами как загоны для содержания скота. В глубине Денисовой и Каминной пещер культурный слой состоит в основном из перегноя овечьих копролитов.
В основе хозяйства – скотоводство. Носители афанасьевской культуры – первые горняки и металлурги в центре Азии. Многие черты культуры (домашние животные, погребальный обряд, металлургия), принадлежность к европеоидному типу и данные палеогенетики свидетельствуют о связях между происхождением афанасьевской и ямной культур. Однако до сих пор остаётся неизвестным, откуда именно произошла миграция племён, оставивших памятники афанасьевской культуры. Дальнейшая судьба этих племён не вполне ясна, но не исключено, что афанасьевская культура связана с формированием более поздних культур бронзового века Саяно-Алтая.