Пьяноборская культура
Пьянобо́рская культу́ра, археологическая культура середины 2 в. до н. э. – начала (1-й половины) 3 в. н. э. в Прикамье, от нижнего течения реки Вятка до нижнего течения реки Белая. Поскольку круг культур этого времени в Волго-Уралье (пьяноборская, кара-абызская, гляденовская) имеет сходные черты, некоторые исследователи собственно пьяноборские древности именуют чегандинской культурой, а пьяноборской называют культурно-историческую общность этого (и более позднего, до 5 в. включительно) времени в Прикамье. Другие предложенные наименования (Р. Д. Голдина) не встретили поддержки.
Первые находки, позже отнесённые к пьяноборским древностям, были обнаружены в середине 19 в. (эполетообразная застёжка у села Княжпогост на реке Вымь; ныне определяется как принадлежащая азелинской культуре). Культура названа по находкам в конце 19 в. у села Пьяный Бор Елабужского уезда Вятской губернии (ныне село Красный Бор, Агрызский район, Татарстан, Россия). Большое значение имела поездка А. А. Спицына в Прикамье в 1898 г. Долгое время разновременные находки рассматривались в рамках единой эпохи (М. Г. Худяков, А. П. Смирнов), не столько по материалам раскопок, сколько по эффектным вещам, происходящим из многочисленных кладов [Трошковский, Мандыкский, Чегандинский, Ахтиальский, Исенбаевский, Каракулинский (найденный в 1929)]. В основе современных представлений – работы В. Ф. Генинга (1959) и Б. Б. Агеева (1983). Большинство вопросов (происхождение, периодизация, динамика внутреннего развития, хозяйство, керамический комплекс) остаются нерешёнными.
Поселенческие памятники изучены слабо. Типично «гнездовое» расположение памятников. Характерны мысовые городища с простой (поперечной) системой фортификации, селища. Большие площади раскопаны на городищах Чеганда II, Зуевы Ключи I. На однослойном городище Тойгузино II зафиксированы остатки штурма (незахороненные скелеты, пожар) в результате локального конфликта, после которого жизнь на поселении продолжилась. Культурный слой беден находками (кроме керамики) на городищах и, особенно, на селищах. Из-за особенностей почв стратиграфические наблюдения затруднены. Изучено несколько жилищ, более многочисленны хозяйственные постройки, ямы (часто без находок, даже керамики; культурная принадлежность определяется только по общей атрибуции памятника).
Широко изучены могильники (около 20), в том числе переходные к следующей эпохе (Афонинский, Бирский, Тарасовский), по 200–400 захоронений. Топография различна: мысы, террасы, дюны, холмы (хронологическая или локальная специфика не выделяется). Могилы расположены рядами. Ямы простые, неглубокие. Индивидуальные трупоположения; групповые известны, но крайне редки. В могилах сохраняются деревянные конструкции («гробы», «носилки», «рамы»). Около половины изученных захоронений безынвентарны. В остальных вещи расположены в порядке ношения, реже – особыми способами: пояса, разогнутые гривны – вытянуты вдоль тела, некоторые украшения – в туеске («жертвенный комплекс») (эти традиции стали характерны для населения региона в следующую эпоху).
Характерные элементы костюма – пояса с эполетообразной застёжкой (часто с многочисленными бронзовыми накладками, иногда – с крупными дисковидными бляхами), без наконечников. В костюме (головном уборе, украшения в области груди, на обуви) обильно использовались различные бронзовые нашивные накладки, в том числе «прорезные», бляшки разных размеров. Типичное украшение – бронзовые (самый поздний вариант – железные) височные подвески в виде знака вопроса. Многочисленны привозные бусы (стекло, раковина), чаще мелкие, цветовая гамма различна, включая золотостеклянные. В развитый период в костюм включаются бронзовые фибулы сарматских типов.
В мужских могилах – орудия труда, охоты, конская сбруя, оружие, в том числе среднесарматских и андреевско-писеральских типов.
Керамика практически не изучена. К пьяноборским относятся округлодонные сосуды серых оттенков с прямым или отогнутым венчиком, орнаментированные рядом ямок по шейке.
Для развитого периода характерны клады, включающие как местные бляшки, подвески, так и привозную металлическую посуду римского происхождения.
Специально хозяйство носителей пьяноборской культуры практически не изучалось. Основа – скотоводство и охота (костные остатки на поселениях). Переработка зерновых предполагается, но доказательств недостаточно. Занятие земледелием сомнительно.
Между поздними памятниками предшествующих культур ананьинского круга и ранними памятниками пьяноборской культуры существует хронологическая лакуна в 200–300 лет. Концепции участия кара-абызской культуры в сложении пьяноборской не имеют достаточных доказательств. Ранние пьяноборские могильники (до нашей эры) практически безынвентарны, несколько отличаются погребальным обрядом (применение огня). Ядром формирования является территория нижнего и среднего течения реки Сюнь (левый приток Белой).
Изменения происходят на рубеже эр или в 1 в. н. э. под влиянием усиливающихся контактов с носителями среднесарматской культуры и памятников андреевско-писеральского типа. В 1–2 вв. (узкая датировка: 2-я половина 1 – 1-я половина 2 вв.) носители пьяноборской культуры активно контактировали с населением памятников андреевско-писеральского типа, что прослеживается по заимствованиям в комплексе вооружения.
«Классический» облик пьяноборской культуры складывается ко 2 в. н. э., характеризуется обильными бронзовыми украшениями (в том числе сотни мелких бляшек, массивные эполетообразные застёжки и др.) и широким распространением привозных стеклянных, каменных и раковинных бус (женские могилы), охотничьим и воинским снаряжением (мужские могилы).
В пределах 2 в. н. э. происходят серьёзные изменения (причины неясны), вызвавшие разделение общества. Часть носителей пьяноборской культуры, сохраняя характерные черты материальной культуры, осваивает зону устья реки Кама (Ковали II, Кибячи II, Калкомерка II), среднего течения Вятки (Ошки, Городище), проникая и дальше на запад до Среднего Поочья. Другая часть остаётся на прежних местах обитания (Среднее Прикамье, нижнее течение Белой), где постепенное накопление инноваций приводит к формированию на местной основе мазунинской культуры. Отдельные (видимо, небольшие) группы продвигаются на восток, в Сибирь. Фиксируются контакты в южном направлении.
Поздние комплексы (1-я половина 3 в.) отражают постепенную трансформацию местной материальной культуры в период и под воздействием становления позднесарматской культуры.