Юхновская культура
Ю́хновская культу́ра, археологическая культура 6 в. до н. э. – первых веков н. э. в среднем течении рек Десна и Сейм, верховье Оки, бассейнах рек Ипуть и Беседь (притоки Сожа). Выделена М. В. Воеводским в конце 1940-х гг. Названа по раскопкам Д. Я. Самоквасова в 1870-х гг. Западного и Восточного городищ близ села Юхново (ныне Новгород-Северский район, Черниговская область, Украина).
Поселения представлены в основном мысовыми городищами площадью не более 0,5 га, реже – селищами (Арельское поселение). С напольной стороны городища укреплены одним (реже двумя или тремя) валом и рвом, на ранних этапах валы отсутствовали; склоны мысов часто эскарпировались. Длинные наземные столбовые жилища со стенами из плетня, обмазанного глиной, с глинобитным полом. На городищах Кузина Гора, Случевск, Благовещенская Гора выявлены т. н. жилые стены по краю площадки городищ, выполнявшие также оборонительную функцию. Иногда встречаются отдельно стоящие небольшие наземные прямоугольные в плане столбовые дома или полуземлянки. Хозяйственные ямы вне жилых помещений, а также внутри длинных домов. Очаги – на полу или в ямке; редко встречаются завалы сильно обожжённой глины (вероятно, остатки печей). Культурный слой городищ насыщен прослойками золы.
Погребения обнаруживаются редко. На площадках городищ выявлены трупоположения, вытянутые на спине, в ямах, в том числе под курганом, а также трупосожжения в ямках. Погребальный инвентарь редок (фрагменты керамики, глиняные блоки, т. н. грузила). Предположительно, с юхновскими городищами связаны единичные кремации за их пределами.
Керамика – лепная, на днищах единичных сосудов (Курское Посеймье) отмечены следы осей гончарных кругов, использовавшихся в качестве поворотного столика при ручной лепке. Посуда представлена в основном слабопрофилированными горшками удлинённых пропорций, с узким дном. Орнамент в виде вдавлений наклонной палочкой, реже – округлых ямок, отпечатков ногтя, зубчатого штампа, проколов под венчиком, «жемчужин». Менее распространены сосуды баночной формы и миски.
Характерны глиняные блоки яйцевидной или шаровидной формы, скорее всего ритуального назначения, украшенные ямками или глубокими пальцевыми вдавлениями. Так называемые грузила из глины биконической или шаровидной формы неправильных очертаний с отверстиями или с несквозными осевыми углублениями часто интерпретируются в качестве грузил для рыболовных сетей. «Рогатые кирпичи» с украшенными ямками или прочерченными линиями боковыми поверхностями. Распространены миниатюрные сосуды, пряслица, погремушки из глины. Среди других находок – иглы, рукояти, проколки, подвески, стрелы, редко псалии, гарпуны и др. (из кости и рога); ножи, зубильца, тёсла, булавки (из железа); гвоздевидные и посоховидные булавки, умбоновидные подвески, браслеты латенского типа, стрелы скифского типа (из бронзы).
В основе хозяйства – скотоводство (крупный рогатый скот, свинья, лошадь) и земледелие (просо, ячмень, пшеница) при весомой роли охоты и рыболовства.
Вопросы происхождения и периодизации юхновской культуры остаются предметом дискуссий. В. А. Ильинская связывала происхождение юхновской культуры с бондарихинской культурой (Ильинская. 1957. С. 522–523). В. П. Левенок наряду с влиянием со стороны бондарихинской культуры указал на генетическую связь юхновской культуры с белогрудовской и связанной с ней чернолесской культурами (Левенок. 1963. С. 80). В. А. Падин видел истоки юхновской культуры в памятниках позднего бронзового века Среднего Подесенья, близких позднесрубным (Падин. 1966. С. 150).
В развитии юхновской культуры В. П. Левенок выделял ранний (6–5 вв. до н. э.), средний (5–3 вв. до н. э.) и поздний (2 в. до н. э. – 1 или 2 в. н. э., возможно 4 в.) этапы, подчёркивая непрерывность её развития (Левенок. 1963. С. 89–92). Д. В. Каравайко также прослеживает три этапа, но верхнюю хронологическую границу определяет рубежом 1 в. до н. э. – 1 в. н. э. (Каравайко. 2012. С. 142–144). По мнению А. И. Дробушевского, юхновская культура в классическом виде прекратила своё существование не позднее 2 в. до н. э. в связи с расселением на её территории носителей традиций зарубинецкой культуры (Дробушевский. 2008). В 1 в. до н. э. – 1 в. н. э. в среднем течении Десны (за исключением Новгород-Северского Полесья), по рекам Судость и Ипуть отмечено развитие древностей типа верхнего слоя городища Полужье, в которых наряду с сохранявшимися элементами юхновской культуры (слабопрофилированные горшки, орнаментация вдавлениями наклонной палочкой и др.) распространилась специфическая керамика с высоким отогнутым наружу венчиком, орнаментированным пальцевыми вдавлениями по краю (Амброз. 1964. С. 59–62). На основе этой традиции, а также под влиянием традиций, связанных с зарубинецкой культурой, около середины – 2-й половины 1 в. н. э. в Подесенье сформировались древности типа Почеп.
Открытой остаётся также проблема границ между юхновской и синхронными ей культурами. В Курском Посеймье население городищ 6–5 вв. до н. э. находилось под скифским влиянием. Не исключается проникновение юхновских традиций вплоть до верховьев Оки и Западной Двины. На территории Белоруссии, в междуречье Беседи и Ипути вплоть до правобережья среднего течения реки Сож, отмечается взаимное проникновение милоградской и юхновской культур или их элементов. При этом на некоторых памятниках юхновские слои перекрываются милоградскими.
Носителей юхновской культуры чаще всего связывают с балтами. Разными исследователями предлагалось соотносить юхновскую культуру с упомянутыми Геродотом племенами меланхленов (В. А. Ильинская, О. Н. Мельниковская) и будинов (Б. А. Рыбаков, С. Е. Рассадин).