Литовцы
Лито́вцы (самоназвания: lietuvis – литовец; lietuvė – литовка; lietuviai – литовцы), балтийский (балтский) народ, основное население Литовской Республики.
Численность в Литве 2,4 млн человек (2021, перепись). За пределами Литвы проживают в США (632,1 тыс. человек литовского происхождения; 2019, данные Бюро переписи), Бразилии (более 200 тыс. человек литовского происхождения; начало 2000-х, оценка), Великобритании (144 тыс. человек; 2013, оценка Национальной статистической службы), в Канаде (59,3 тыс. человек литовского происхождения; 2016, перепись), Германии (54,4 тыс. человек; 2021, оценка Statista), Норвегии (49,7 тыс. человек; 2022, данные Центрального статистического бюро Норвегии), Ирландии (36,7 тыс. человек литовского происхождения; 2011, перепись), Российской Федерации (13,2 тыс. человек, в том числе 4,3 тыс. в Калининградской области; 2020, перепись), Латвии (23,7 тыс. человек; 2023, данные Управления по делам гражданства и миграции Латвийской Республики), Польше (7,9 тыс. человек; 2011, перепись), Белоруссии (5,3 тыс. человек; 2019, перепись) и в других государствах Европы. Общая численность около 3,6 млн человек (2022, оценка).
В 1923 г. в Литве проживали 1,7 млн литовцев (84 % населения республики). В период между переписями с 1959 по 1989 гг. численность литовцев в СССР увеличилась с 2,3 млн до 3,1 млн человек, в том числе в Литовской СССР – с 2,2 млн до 2,9 млн человек.
Этноним «литовцы» связан с более древним наименованием средневековой группы балтского населения – «литва». По одной гипотезе, это название восходит к латинскому litus – «берег» и реконструируемому кельтскому *Litava – «прибрежная страна», по другой – к наименованию правого притока Няриса (Вилии) – реки Летавка (Летава), расположенной в центре формирования средневекового Литовского государства.
В антропологическом отношении среди литовцев преобладают представители валдайского и неманского вариантов среднеевропейской малой расы.
На территории Литвы сложилось 5 исторических регионов, название которых связано с наименованием проживающих здесь этнографических групп литовцев. В среднем течении реки Неман, на юге и юго-востоке Литвы проживают дзуки; на юге, северо-востоке – аукштайты; на северо-западе – жемайты; в Клайпедском уезде, а в прошлом также на севере и востоке Восточной Пруссии – малолитовцы (летувининки, прусские литовцы); в Занеманье – сувалки (сувалкийцы, судавы, судувы). В составе сувалков существует разделение на занавиков, проживающих на севере региона, и капсов, населяющих его южную часть.
Большинство литовцев являются католиками, есть небольшое количество лютеран, реформатов. В последние годы увеличилось число приверженцев национального неоязыческого движения «Ромува».
Литовский язык относится к балтийской группе индоевропейской языковой семьи. Его формирование началось в 13 в. в рамках Великого княжества Литовского. Первые письменные памятники датируются началом 16 в. В литовском языке выделяются два наречия: аукштайтское и жемайтское. В каждом из них имеются диалекты с группами говоров: восточный, западный и южный (дзукийский) в аукштайтском; западный, северный и южный в жемайтском. В основе литературного литовского языка лежат западноаукштайтский диалект. Письменность создана на основе латиницы. Попытка внедрения с 1864 г. кириллической графики оказалась неудачной и была прекращена в 1904 г.
Исторический очерк
Формирование литовцев происходило в результате консолидации балтского (балтийского) населения в период Средневековья на территории Великого княжества Литовского. В состав литовского этноса кроме собственно литвы (южная часть междуречья Немана и Вилии) вошли предки аукштайтов (территории регионов Аукштайтия, Дзукия и Сувалкия), жемайтов (территория Жемайтии и запада Аукштайтии), часть куршей (часть Жемайтии к западу от реки Юра), скальвов (низовья Немана), земгалов и селов (на севере), судавов, или ятвягов (запад Дзукии), а также пруссов (Восточная Пруссия).
Возникшее в начале 13 в. Великое княжество Литовское вскоре столкнулось с натиском на земли балтов Тевтонского (позднее Ливонского) ордена. Через два года после заключения в 1385 г. Кревской унии государственной религией стало католичество и началась христианизация литовцев. Победа армии Великого княжества Литовского в Грюнвальдской битве 1410 г. приостановила экспансию Тевтонского ордена на восток и повлекла возвращение в состав Литвы Жемайтии. После заключения в 1569 г. Люблинской унии с Польшей усилилась полонизация литовской знати.
В результате разделов Речи Посполитой бо́льшая часть территории Литвы была включена в состав Российской империи. Литовское дворянство принимало участие в польских восстаниях 1830–1831 и 1863–1864 гг., окончившихся поражением восставших. Их последствием стала политика русификации (так, с 1863 преподавание велось только на русском языке, с 1864 вместо латинского для литовского языка использовался русский гражданский шрифт). Из-за аграрного перенаселения началась миграция литовцев в крупные промышленные центры Российской империи, в страны Западной Европы, а также в Северную и Южную Америку. После революции 1905–1907 гг. литовский язык стал преподаваться в начальных и средних школах, было основано Литовское научное общество (1907–1940).
В 1918 г. было создано независимое литовское государство, которое в 1940 г. было включено в состав СССР. В 1941 и 1948–1951 гг. происходили массовые аресты и депортации литовцев (в том числе в Сибирь). В 1944–1946 гг. состоялось массовое переселение из Литвы в Польшу поляков и литовцев из Польши в Литву. Благодаря присоединению Виленской (1939) и Мемельской (1945) областей территория Литвы увеличилась на треть. В 1990 г. Литва вышла из состава СССР и провозгласила восстановление независимости.
Этнографическое описание
Хозяйство
Главное место в хозяйстве занимало земледелие. Во 2-й половине 16 – начале 17 вв. литовцы перешли к трёхпольной системе земледелия. Основные сельскохозяйственные культуры – рожь, ячмень, овес, пшеница, горох, лён, конопля, гречиха (на востоке Литвы). Из овощей выращивались капуста, свёкла, морковь, огурцы, лук, чеснок, в 1-й половине 19 в. распространился картофель. Для вспашки земли использовались coxa (žagré) с одной или двумя полицами и рало (arklas), а с конца 19 в. их вытеснил плуг (plūgas). Для поверхностной обработки земли применялась плетёная или рамная борона (akėčios), а для укатывания засеянного участка – деревянный каток (volas). До начала 19 в. главными тягловыми животными служили волы, затем лошади. Орудиями уборки урожая были зубчатый серп (pjantuvas), полукоса (dalgele) и коса (dalgis). Серп большее распространение получил на востоке Литвы, полукоса – в центральной части, коса – в западных районах. Зерновые культуры сушили в риге, а обмолачивали до конца 19 в. цепом (spragilas, kultuvas). В Жемайтии и на севере Аукштайтии в середине 19 в. появился одноконный каток для молотьбы (rulis).
Вторым по значимости занятием являлось животноводство. В хозяйстве держали крупный рогатый скот, лошадей, овец, коз, свиней, из птиц преобладали куры и гуси. Для выпаса на пастбищный период нанимали пастуха.
Во 2-й половине 19 в. сельскохозяйственное производство стало специализироваться и приобретать рыночную направленность. В хозяйствах помещиков и зажиточных крестьян внедрялись четырёхпольный севооборот и минеральные удобрения. В окрестностях крупных городов расширилось товарное огородничество и животноводство. Зерно, лён, кожи, мясо, масло, сыр стали поставляться в Ригу и Петербург, а также на экспорт. В межвоенный период интенсивное развитие получили свиноводство и коневодство, расширились посевные площади картофеля и пшеницы, товарное значение приобрело садоводство, в южных и центральных районах Литвы – выращивание сахарной свёклы.
Рыболовство составляло основу хозяйства жителей Куршской косы и Балтийского взморья, а для населения внутренних районов являлось подсобным занятием.
Дополнительным источником дохода являлось бортничество, сохранявшееся до 19 в., когда оно оказалось вытесненным пасечным пчеловодством. До конца 19 в. существовал обычай совместного владения одним роем пчел, причём отношения совладельцев (bičiuoliai) были близки к родственным.
Охота утратила своё значение для хозяйства к середине 19 в. Охотились преимущественно в зимний период: устраивали облавы с флажками на волка, травили ядом, ловушками, петлями и сетями добывали мелкого зверя, куропаток и голубей, на крючковую снасть ловили уток.
Ремёсла
В период Средневековья в городах Литвы сформировалось сословие ремесленников и возникла цеховая организация, просуществовавшая до конца 19 в.
Крестьяне в основном изготовляли одежду, утварь, инвентарь для собственных нужд. Женщины пряли и ткали из льна и шерсти, произведённых в своём хозяйстве. В домашних условиях преимущественно шили и одежду, хотя имелись и портные, работавшие по заказу.
Изготовлением орудий труда, мебели, сооружением жилых и хозяйственных построек занимались мужчины. Имелись и ремесленники, специализировавшиеся на производстве определённых изделий: самопрялок, деревянных башмаков. Среди плотников, работавших на заказ, в конце 19 – начале 20 вв. выделялись две группы: возводившие стены и стропила и занимавшиеся отделкой жилища.
Гончарное ремесло получило развитие на западе Литвы, а на востоке изготовлением глиняных изделий в домашних условиях нередко занимались женщины.
Поселение и жилище
Большинство литовцев ныне проживают в городах, часть которых возникла в период Средневековья. Основным традиционным типом сельского поселения является деревня. Для населённых пунктов с многовековой историей характерна кучевая планировка со свободным расположением усадеб. Деревни с уличной планировкой появились в 16 в. Разный генезис имеют хутора. Часть из них, преимущественно на западе Литвы, существовала с древнейших времён, другие возникли в 16 в. в ходе волочной реформы, но больше всего их появилось в ходе преобразований со 2-й трети 19 в. по 1930-е гг. В советский период строились посёлки, являющиеся центральными усадьбами колхозов.
Традиционные деревенские усадьбы отличались от хуторов более чёткой планировкой. Жилище располагалось торцевой стороной к улице, с небольшим отступом от неё для устройства цветника. Хозяйственные постройки ставились, образуя открытый двор, при этом клеть находилась напротив жилища. Ригу сооружали на значительном удалении от прочих помещений. На хуторах хозяйственные постройки располагались более свободно. Жилой дом находился в центре, длинной стороной к югу или западу. Для Жемайтии нередким было параллельное расположение клети, жилища и хлева. В Занеманье, а также повсеместно с 20 в. хозяйственные постройки образовывали квадратный открытый двор. Крестьянские усадьбы обносились забором, в котором устраивались въездные ворота.
Старинным жилищем литовцев был нумас (numas) – бревенчатая однокамерная постройка без потолка, с массивной, четырёхскатной крышей, покрытой соломой. В центре устраивался открытый очаг, дым от которого выходил через треугольное дымовое отверстие в крыше. В таком помещении вместе с людьми находился скот. Впоследствии к нумасу стали пристраивать камору для отдыха семьи, помещение для скота и навес (liepis). С 16 в. нумас в качестве жилища стал служить только летом, а в основном использовался как кухня, кладовая или хлев.
На востоке Литвы на смену нумасу пришла курная изба с сенями, развившаяся в аукштайтский тип жилища, а в других районах на его основе сформировались жемайтский и занеманский типы.
Жемайтский дом (troba) имел внушительные размеры, но выглядел приземисто из-за невысоких стен, которые вертикально обшивались досками. Литовцы. Дом (troba). Деревня Шюпиляй, Шяуляйский уезд (Литва). Между 1940 и 1950. Музей литовской литературы имени Майрониса, Каунас.Полувальмовая крыша крылась соломой. Среднюю часть жилища занимали сени, куда можно было попасть с обеих продольных сторон постройки. В их центре располагалось отопительное сооружение каминас (kaminas) – каменная камера с сужающимися кверху стенами, переходящими в дымоход. От каминаса обогревались жилые помещения, находившиеся по обе стороны сеней. С течением времени в комнатах стали устраивать плиты с обогревательными стенками и печи-голландки. Жилые каморы разделялись продольными капитальными стенами на две части, а внутри них делались перегородки, благодаря чему образовывались многочисленные помещения.
Корпус занеманского жилища (grinčia) был вытянутой формы, с высокими стенами, вертикально обшитыми досками. Невысокая пологая крыша покрывалась черепицей, тёсом или соломой. Внутрь можно было попасть через крыльцо, пристроенное к фасаду, либо через вход в передней или торцевой стене. Планировка жилища отличалась асимметричностью. Одну половину дома занимало рабочее помещение, в центре располагалась кухня с сенями перед ней. Вторая половина состояла из спальни и помещения для гостей. В комнате имелась печь, устье которой находилось в сенях, и лежанка, нагревающаяся от плиты. Каминас был небольших размеров и устраивался на чердаке.
Аукштайтская изба пиркя (pirkia) имела трёхкамерную планировку: изба – сени – камора (или светлица). Крыша обычно двухскатная, реже полувальмовая или четырёхскатная, покрывалась соломой. В дом попадали через крыльцо, пристраиваемое к сеням. В избе находилась русская печь, поэтому в зимнее время здесь жила вся семья, а камора как жилое помещение использовалась летом. Со временем в ней стали сооружать печи-голландки. У зажиточных крестьян на северо-востоке Аукштайтии строились дома с крестообразным планом за счёт удлинения поперечных капитальных стен сеней.
Традиционное жилище в 20 в. активно стало вытесняться домами городского типа, квадратными в плане, с застеклённым крыльцом и погребом. Строительным материалом служила древесина, значительно реже кирпич. Стены горизонтально обшивались досками. Под двухскатной крышей, покрывавшейся тёсом, черепицей или железом, иногда устраивали мансардную комнату.
Важной постройкой являлась бревенчатая клеть (klétis, svirnas), которая служила хранилищем зерна и продуктов питания, а летом могла использоваться как спальня. Повсеместно бытовали двухкамерные клети, в Аукштайтии и Дзукии преобладали однокамерные постройки, а в Жемайтии – с многокамерными помещениями.
Лошадей и крупный рогатый скот держали на скотном дворе (tvartas), состоявшем из конюшни и хлева. Для западной и центральной частей Литвы в 19 в. были характерны скотные дворы-загоны П-образной формы с воротами (diendaržis, laidaras). С 1920-х гг. здесь, а также в Занеманье распространились кирпичные или глинобитные хлева.
Бани (pirtis) в виде небольших срубных построек чаще встречались на востоке Литвы, а в Занеманье их не было вообще.
Одежда
Женский костюм включал рубаху, юбку, передник, лиф, пояс, головной убор, обувь и украшения.
Длинная холщовая рубаха (marškiniai) обычно сшивалась из двух частей: верха, изготовленного из тонкого полотна, и низа из грубой домотканины. Некоторые части рубахи вышивались белой ажурной гладью или украшались тканым геометрическим или стилизованным растительным орнаментом красного, синего или белого цвета. Во 2-й половине 19 в. в некоторых районах Литвы приобрела популярность вышивка по канве крестом красной и черной бумагой.
Поверх рубахи надевали от двух до четырёх широких и длинных, присборенных у пояса юбок (sijonas) из льняной, шерстяной или полушерстяной ткани разнообразной орнаментации и расцветки. Передники (prijuosté) делали из льняной, шерстяной или хлопчатобумажной домотканины либо из покупной материи. Благодаря узорам, выполненным в разной технике, они выглядели нарядно. Преимущественно в праздники надевали безрукавку – лиф (liemené) из домотканого шерстяного или полушерстяного материала или из покупной ткани. К концу 19 в. их вытеснили белые холщовые лифы, поверх которых надевали кофты. Обязательной деталью традиционного костюма были различной ширины тканые пояса (juosta) с разноцветными кистями на концах. Самыми распространёнными женскими украшениями до конца 19 в. являлись бусы (karoliai) из серебра, янтаря, кораллов или стекла.
Зимой верхней одеждой служили домотканые суконные сермяги (serméga) и овчинные шубы (kаiliniai) или полушубки. Частью верхней одежды являлось накидываемое на плечи шерстяное или льняное покрывало (skara).
Для гаммы традиционного литовского женского костюма в основном характерны сочетания красного и зелёного, чёрного и красного, белого и синего цветов.
Девушки заплетали волосы в две косы, а женщины подстригали или укладывали жгутом вокруг головы. К концу 19 в. женщины также стали заплетать косы. Девичьими головными уборами служили венки из цветов руты, из тканых поясов, парчовых или шёлковых лент с основой из плотной бумаги и бересты, мягкие перевязи, платки. Для замужних женщин был характерен полотенчатый головной убор – намитка (nuometas). В 1-й половине 19 в. популярность приобрели платки и чепцы, а с начала 20 в. платки вытеснили все остальные головные уборы.
В литовском традиционном женском костюме на основании покроя, цветовой гаммы и техники изготовления тканей выделяются шесть региональных комплексов: жемайтский, аукштайтский, дзукский, клайпедский, капский и занавикский.
На протяжении 19 – начала 20 вв. традиционная женская одежда постепенно вытеснялась из повседневного обихода городскими элементами. Изменились покрой и расцветка юбок. Передники остались только в костюме женщин старшего поколения. Праздничной деталью костюма стали блузки. Покупные ткани потеснили домотканину. С 1930-х гг. в моду вошли праздничные платья, английские костюмы, пальто.
Основными элементами мужского костюма являлись рубаха, штаны (kelnés), жилет и кафтан (trinyčiai). Мужские рубахи были холщовыми, имели отложной или стоячий воротник и длинные рукава на манжете. Воротник, манжеты и грудь украшались растительным или геометрическим орнаментом, вышитым крестом по канве чёрной и красной ниткой или нашивками из белой хлопчатобумажной ткани. На востоке Литвы рубахи носили навыпуск, подпоясанными тканым поясом, на западе – заправленными в длинные, узкие штаны. Для тёплого периода штаны шили из полотна, для холодного – из сукна или полушерстяной материи. Из аналогичных тканей изготавливали и жилеты. Верхней наплечной одеждой служили кафтаны из серого сукна, украшавшиеся тесьмой или чёрным шнуром, а также овчинные шубы и полушубки.
Головными уборами мужчин в летний период были соломенные шляпы и круглые картузы с козырьками фабричного производства, зимой – меховые шапки.
Мужской костюм в 19 – начале 20 вв. изменился меньше, чем женский, поскольку свою этническую специфику утратил раньше. Городское влияние отразилось в смене традиционных кафтанов на пиджаки, покрой которых со временем менялся под воздействием моды.
Традиционная повседневная обувь до конца 19 в. – лыковые лапти (vyžos) и кожаные постолы (naginés). На западе Литвы, наряду с постолами, получили распространение долблёные деревянные башмаки (klumpés). Праздничной мужской обувью были кожаные сапоги с высокими голенищами, женской – кожаные полуботинки на каблуке. В начале 20 в. получила широкое распространение валяная обувь с галошами.
Пища
В основе пищевого рациона литовцев – продукты сельскохозяйственного производства. Из ржаной, ячменной и пшеничной муки пекли хлеб. Из круп, муки и картофеля варили каши. Популярными были борщ, щи, молочные супы, разнообразные похлёбки, заправленные мукой или крупой. Для приготовления многих блюд использовались овощи. Важным продуктом являлся картофель. Его ели с молоком и молочными продуктами, варили клёцки, готовили картофельные блины. Из молока делали сыры. Сливочное масло обычно копили для продажи на базаре. В глиняном горшке запекали с куриными яйцами молозиво (krekenys). Мясо, в основном свинину, употребляли в ограниченном количестве. В пищу шли также дары леса.
Из напитков получили распространение хлебный квас, позднее чай и кофе. Праздничным напитком было домашнее пиво из ячменного солода.
Социальная организация и семья
До конца 19 – начала 20 вв. у литовцев сохранялись традиции взаимопомощи, совместного обсуждения и решения общедеревенских вопросов, участия в семейных и календарных праздниках. Потерпевшим ущерб от несчастных случаев, болезней, стихийных бедствий соседи оказывали материальную помощь. Для выполнения трудоёмких работ устраивались толоки (talka). После их окончания хозяин предлагал для участников совместного труда угощение (pabaigtuvés). На востоке и юго-востоке Литвы организовывались посиделки (vakaronés), на них собирались девушки и женщины, которые занимались прядением, шитьём и ткачеством. До конца 19 в. существовал обычай сябровства – установления дружеских отношений между соседями или знакомыми и совместного владения роем пчёл или мелкими животными, обычно овцами.
До 2-й половины 19 в. в связи с системой подворного налогообложения у литовцев преобладала большая семья, которую возглавлял отец или старший брат. Из-за юридических сложностей нередко раздел хозяйства производился по устной договорённости в рамках крестьянского двора. При этом семьи женатых братьев жили в отцовском доме, совместно трудились, но владели своей долей произведённого и питались отдельно. Для литовцев был характерен майорат, по которому хозяйство отца переходило к старшему сыну. Он был обязан содержать своих пожилых родителей и выдать определённую долю деньгами и натурой выделяющимся братьям и выходящим замуж сёстрам.
При заключении брака ведущее значение имел хозяйственный расчёт. За девушкой давали два вида приданого: kraitis и pasoga. Первый вид включал различные предметы домашнего обихода и одежду и считался личной собственностью невесты. Пасога состояла из денег, скота, земли, сельскохозяйственного инвентаря и служила основой нового хозяйства, а её размер зависел от воли отца. В литовском обществе действовал институт примачества – при вступлении в брак мужчина переходил в родительский дом жены.
Литовская свадьба включала три основных составляющих: сватовство (piršlybos), собственно свадьбу (vestavés) и послесвадебное посещение дочерью своих родителей (sugražtai). Согласие на брак сторона жениха получала после смотрин его хозяйства. При обручении, означавшем окончательное заключение брачного договора, между молодыми происходил обмен подарками.
Рождение ребенка сопровождалось различными обрядами, посещением роженицы старшими женщинами деревни, которые приносили угощения. Празднованием сопровождалось имянаречение. После церковного крещения с гостей собирали деньги для повитухи. Заканчивались крестины «вывозом» повитухи, которую сажали в корыто или на борону.
В похоронной обрядности литовцев устойчиво сохранялись традиционные дохристианские элементы. Покойник 2–3 дня оставался в доме. Рядом с ним находился кто-нибудь из родственников или близких. До начала 19 в. в гроб клали орудия труда, украшения, деньги, хлеб. В день похорон устраивались поминки (pakastynés), при которых оставлялось место для души покойного. Поминовение совершалось также на 7, 9 и 40-й день и в годовщину смерти, а также в праздник умерших (vélines – 2 ноября). Для душ покойных родственников до середины 19 в. накануне важных церковных праздников на ночь оставляли дома на столе угощение.
На могилу обычно устанавливали крест. В прошлом намогильные памятники представляли собой деревянные столбы со стилизованными головками коня или птицы, а в Жемайтии встречались деревянные часовенки со скульптурами святых.
Праздники
Одним из важнейших календарных праздников считалось Рождество (Kalėdos). В Сочельник (Kūčios) устраивался ужин с традиционными блюдами: овсяным киселём, пареным горохом или пшеницей с мёдом, мелкими пшеничными сухариками со сладким маковым молоком, грибами и селёдкой. Рождественско-новогодний период сопровождался молодёжными гаданиями, карнавальными шествиями ряженых.
На Масленицу (Užgavénés) также устраивался карнавал с различными персонажами, в том числе изображавшими противоборство зимы и весны. Олицетворением зимы на западе Литвы являлось Moré в виде чучела в старой женской одежде, посаженного на колесо и прикреплённого к полозу саней. Завершение праздника знаменовалось сжиганием этого персонажа.
Днём первого выгона скота на пастбище и вспашки начальной борозды являлся День святого Георгия (Jurginės) – 23 апреля (6 мая).
В Пасху (Velykos) красили и били яйца, жгли костры, обливали друг друга водой, хлестали ветками можжевельника или берёзы, качались на качелях.
В Троицу (Trejybė) при входе в дом ставились берёзки, а интерьер жилища украшался зелёными ветками. Накануне этого праздника пастухи вешали на рога коровам венки, получая за это от хозяев яйца, масло, муку и другие продукты, из которых на следующий день готовилось угощение.
В канун Иванова дня (Joninés) начинались народные гуляния. Центральным событием праздника было устройство костров или сжигание поднятых на шестах смоляных бочек. Молодёжь качалась на качелях, танцевала, трапезничала у костра. Существовали представления о возможности найти цветок папоротника, дающий богатство, и об особой целебности трав, собранных в Иванову ночь. К этой дате приурочивалось и начало сенокоса.
На западе Литвы одним из значительных праздников считался Мартинов день (Šventojo Martyno diena), отмечавшийся 11 ноября; в этот день происходил расчёт с работниками, нанятыми деревенской общиной, – старшим пастухом и деревенским кузнецом.
Устное творчество
Устное творчество литовцев представлено песнями – трудовыми (земледельческими и связанными с домашними работами), календарными, семейно-обрядовыми, лирическими и военно-историческими, также инструментальными наигрышами, хороводами, танцами.
В музыкально-поэтической стилистике сохраняются местные различия. Наиболее древние трудовые и обрядовые песни – у аукштайтов и дзуков. Наиболее архаичный слой – полифоническая музыка аукштайтов сутартинес (женское пение вдвоём – двяине, втроём – тряине, вчетвером – кятурине; мужская ансамблевая игра на однородных духовых инструментах), сопровождавшая любые виды коллективного труда, обряды, хороводы и танцы; к 20 в. осталась лишь в некоторых областях Аукштайтии. У дзуков сохранились старинные обрядовые качельные песни (календарные и свадебные), песни о животных и растениях, узкообъёмные лады (в том числе ангемитоника), одиночное (женское или мужское) пение; характерны хоровое унисонное и антифонное пение, напевная мелодика (преимущественно лирического типа, с распевами слогов); в западных областях Дзукии встречаются двух- и трёхголосные песни в семиступенной диатонике. Фольклор жемайтов отличается разнообразием песенных типов и исполнительских традиций. Значительную часть народной музыки Жемайтии составляют лирические песни, многоголосие позднего, гомофонно-гармонического типа. В пределах одного жанра встречаются песни разных стилевых слоёв; например, среди пастушеских песен – и архаические (с призывными возгласами Ralioo!), и мелодически развитые трёхголосные с лирической тематикой.
С записей жемайтского фольклора (сначала текстов, затем текстов с напевами, затем инструментальных мелодий) началось развитие литовской фольклористики в конце 18 в. «Заповедные» области старинного фольклора в Дзукии и Аукштайтии открыты в 20 в.
Среди традиционных музыкальных инструментов литовцев: цитровидный канклес (см. в статье Кантеле); аэрофоны – язычковый бирбине, пастуший рог ожрагис, продольная флейта лумздялис, волынка дуда; различные мембранофоны, идиофоны. Многоствольная флейта скудучяй, деревянные натуральные трубы рагай, тримитай, даудитес – ансамблевые инструменты. В т. н. сельских капеллах используются народные разновидности скрипки, струнный бас, гармоника и др.
Богат сказочный фольклор, повлиявший на профессиональное искусство (на сюжет сказки «Эгле – королева ужей» создан одноимённый балет Э. Бальсиса, поставлен в 1960, Вильнюс). Многочисленны этиологические предания и реликты древних мифов (о громовнике Перкунасе и др.).