Культурно-историческая общность гребенчато-ямочной керамики
Культу́рно-истори́ческая о́бщность гребе́нчато-я́мочной кера́мики, культурно-историческая общность финальной стадии неолита – эпохи раннего металла (4-е – начало 1-го тыс. до н. э.) в Зауралье и Западной Сибири. Выделена М. Ф. Косаревым в 1970-х гг. в лесостепной и таёжной зонах бассейнов Оби и Иртыша. Самые восточные находки – на Среднем Енисее (Минусинская котловина); впервые обнаруживший гребенчато-ямочную керамику в этом регионе Ал. В. Виноградов назвал её «карасёвской» (по раскопкам у озера Карасёво).
Керамику этой общности отличают сосуды, вся поверхность которых покрыта полосами узоров, выполненных оттисками гребенчатого штампа или насечек и разделённых горизонтальными рядами овальных и круглых ямочных вдавлений. По одной версии, происхождение общности гребенчато-ямочной керамики автохтонно, по другой – её появлению предшествовали поздненеолитические зауральские культуры с ямочно-гребенчатой керамикой (андреевская), оставленные мигрантами из Волго-Окского междуречья (балахнинская культура, культуры ямочно-гребенчатой керамики и др.).
Древнейший – финальнонеолитический – этап общности гребенчато-ямочной керамики представлен памятниками екатерининского и явленского типов лесостепного и южно-таёжного Приишимья и Прииртышья. В начальную пору эпохи раннего металла общность гребенчато-ямочной керамики распространилась на широких пространствах лесостепей Приишимья, Притоболья, Прииртышья, Барабы и далее на восток, вплоть до Минусинской котловины. Среди опорных памятников в Приишимье и Притоболье – поселения Байрык-Иска 1, Ипкуль 2 и 8, Пеньки 1 и 2 (М. Ф. Косарев отнёс их к байрыкскому этапу); в Барабе – поселения Венгерово 3, Старый Тартас 1, могильники Погорелка и Сопка 2/3а.
Жилища представлены полуземлянками подпрямоугольной и овальной формы, площадью от 24 до 64 м2, с одним или несколькими углублёнными очагами подквадратной формы, системой столбовых ям. Хозяйственные ямы внутри и вне жилищ. Лёгкие стенки жилищ изготавливались из тонких жердей, не утеплялись завалинкой. Изученные к настоящему времени могильники – грунтовые, могильные ямы подпрямоугольной формы глубиной 0,5–1 м, часто очень узкие, имитирующие лодку. В захоронениях в урочище Татарский Увал выявлены деревянные обкладки. Погребения одиночные, парные и коллективные; трупоположения вытянуты на спине головой на север и северо-восток. Встречаются вторичные захоронения. Отмечены случаи использования охры (засыпка дна могилы или костяков), огня (обожжённые кости скелета, кострища над могилами). Сопроводительный инвентарь различен по объёму, керамика, каменные и костяные орудия в целом аналогичны найденным на поселениях.
Керамические сосуды крупных размеров, слабопрофилированных форм, с острым или круглым дном, полностью покрытые гребенчато-ямочными узорами. Из камня (кварцит, кремень, яшма) изготавливались наконечники стрел разнообразных форм, наконечники дротиков, ножи, скребки, скобели, ножевидные пластины, топорики, а также абразивы, нуклеусы и др. Широко использовались кость и рог. В одном из жилищ поселения Венгерово 3 обнаружены 3 бронзовых изделия, в том числе остриё бронзового ножа; на Татарском Увале найден бронзовый пластинчатый двулезвийный нож.
Основу хозяйства общности гребенчато-ямочной керамики финальной стадии неолита – начальной поры эпохи раннего металла составляли рыболовство и охота.
Традиция гребенчато-ямочной керамики продолжилась в обозначенном регионе в период среднего (развитого) и позднего бронзового века (согласно периодизации М. Ф. Косарева, укоренившейся в археологии Западной Сибири). К эпохе средней бронзы относятся памятники одиновского типа лесостепного и южно-таёжного Обь-Иртышья. В бассейнах Конды и Средней Оби выделены полымьятский и кульёганский типы памятников (в ряде работ они рассматриваются как самостоятельные археологические культуры).
В начале позднего бронзового века ареал общности расширился на север – до низовьев Печоры, п-овов Ямал и Таймыр. Памятники представлены стационарными поселениями, сезонными стоянками и святилищами, сходны по материальной культуре и хозяйству (рыболовство и охота). Отличия прослеживаются в деталях декора керамики. Развивалась металлообработка, в числе прочего – под влиянием традиций сейминско-турбинского транскультурного феномена. Испытывала влияние культур степей и лесостепей, в первую очередь фёдоровской культуры андроновской культурно-исторической области. Это привело к формированию андроноидных культур (сузгунской и еловской), сохранивших традиции местного орнаментального канона, в основе которого лежит сплошное декорирование разнонаклонными оттисками гребенчатого или гладкого штампа, ямками, фигурными штампами. В конце эпохи бронзы более выразительной стала локальная специфика. В западной части рассматриваемого ареала иногда в качестве самостоятельной выделяют общность крестовой, или крестово-струйчатой, керамики, генетически связанную с общностью гребенчато-ямочной керамики (атлымская, лозьвинская, барсовская, гамаюнская культуры).
Культурно-историческая общность гребенчато-ямочной керамики явилась основой формирования таёжных культур Западной Сибири раннего железного века и Средневековья, сохранявших в керамике орнаментальные традиции этой общности. Так, в Сургутском Приобье прослежена генетическая связь белоярской культуры начала железного века с барсовской и атлымской культурами и её последующая трансформация в кулайскую культуру (общность). Последняя переросла в древности карымского, наиболее раннего (4–6 вв. н. э.) этапа обь-иртышской культурно-исторической общности. Тем самым обь-иртышская культурно-историческая общность является средневековой наследницей культурно-исторической общности гребенчато-ямочной керамики. В Нарымском Приобье сложение кулайской культуры (общности) Л. А. Чиндина связывает с еловской и молчановской культурами, отмечая возрождение в раннекулайской керамике «ямочно-гребенчатых традиций». В Нижнем Приобье локальный вариант кулайской культуры (общности) представлен усть-полуйской культурой, эволюция которой привела к сложению нижнеобской культуры обь-иртышской культурно-исторической общности.
Носителей общности гребенчато-ямочной керамики нередко относят к предкам самодийских народов. Однако ряд культур раннего железного века, генетически связанных с этой общностью (в частности, кулайскую), а также обь-иртышскую культурно-историческую общность, в том числе на последнем, сайгатинском этапе, связывают с обскими уграми. Поэтому следует допустить полиэтничность носителей общности гребенчато-ямочной керамики.