Хань
Хань (кит. традиционный 漢, кит. упрощённый 汉, пиньинь Hàn), империя в Древнем Китае в 202 г. до н. э. – 220 г. н. э. (с перерывом). Основана Лю Баном (Гао-цзу), выходцем из южного царства Чу, возвысившимся во время восстания против власти империи Цинь. В 206 г. до н. э., после взятия столицы Цинь – Сяньяна, Лю Бан получил от вождя восставших Сян Юя в удел области Ханьчжун (юго-запад современной провинции Шэньси) и титул Хань-вана (что впоследствии повлияло на название империи). Вскоре вступил в борьбу с Сян Юем, завершившуюся в 202 г. победой. Лю Бан провозгласил себя императором и начал строительство новой столицы в Чанъани.
Новая империя во многом опиралась на опыт уничтоженной Лю Баном империи Цинь; введённые в 200 г. до н. э. Законы девяти статей почти дословно повторяли циньские статуты. Однако на первых порах ханьским императорам не удалось добиться централизации власти, схожей с Цинь: бо́льшая часть лучших земель империи была пожалована в удел сподвижникам Лю Бана; к 195 г. они были заменены представителями рода Лю. Удельная система позволяла компенсировать слабое развитие разрушенной войнами административной инфраструктуры, сгладить ряд проблем, связанных с центробежными тенденциями в бывших уделах эпохи Сражающихся царств (именно на этих землях были созданы уделы; под властью центра оставались преимущественно земли Цинь). Внешняя политика Лю Бана была также не слишком успешной. Южный Китай, завоёванный Цинь, попал под власть государства Наньюэ (Намвьет). В 200 г. армия Хань была разбита хунну, после чего с кочевниками пришлось заключить т. н. договор о мире и родстве, согласно которому Хань обязывалась выплачивать хунну ежегодную дань зерном и шёлком. Преемники Лю Бана старались вести миролюбивую внешнюю политику и сосредоточивать все силы на укреплении экономики и центральной власти. В 154 г. до н. э. было подавлено Восстание семи ванов, что позволило ограничить права удельных правителей.
Пик могущества Хань пришёлся на время правления Лю Чэ (У-ди; 141–87 до н. э.), который значительно расширил территорию империи, а также провёл ряд важных реформ в области государственной религии и идеологии, экономики и налогообложения. После смерти У-ди империя, внешне сохраняя свою мощь, постепенно ослабела из-за династических конфликтов, приводивших к тому, что трон занимали преимущественно малолетние правители, вынужденные уступать реальную власть родственникам по материнской линии или царедворцам. Итогом этого явился приход к власти Ван Мана, который вначале стал регентом, а в 8 г. н. э. провозгласил себя правителем новой империи Синь. Радикальные и непродуманные реформы нового императора и стихийные бедствия в империи привели к обострению внутриполитической ситуации. Повсеместно стали вспыхивать восстания, многие из которых возглавляли члены дома Лю. В 23 г. повстанцы взяли Чанъань, Ван Ман погиб. В 25 г. на трон взошёл один из вождей восставших – Лю Сю (Гуан У-ди), перенёсший столицу в Лоян, из-за чего 2-я половина эпохи Хань именуется Восточной Хань (в отличие от первой – Западной).
Несмотря на богатство Восточной Хань (оно базировалось на торговле шёлком по Великому шёлковому пути, а также на необременительной, но эффективной налоговой эксплуатации огромного населения), коррумпированность чиновничества и накопившиеся противоречия привели к восстанию «Жёлтых повязок», за которым последовало множество других выступлений, подавить которые в полной мере не удалось практически до конца эпохи Хань. Власть на местах перешла в руки военачальников, которые лишь номинально подчинялись императору, потерявшему реальную власть и ставшему марионеткой в руках генералов. После отречения от престола императора Лю Се (Сянь-ди) началась эпоха Троецарствия.
Хань впервые удалось надолго объединить под своей властью весь Китай, идея о едином государстве как норме впервые стала частью китайского мировоззрения. Многовековое единство страны позволило во многом унифицировать культуру господствующих слоёв, создать интеллектуальную элиту, отождествлявшую себя с империей в целом, а не с той или иной областью или уделом. В китайскую традицию эпоха Хань вошла как своеобразный золотой век, к которому столетиями апеллировали апологеты единства страны.