Культура плиточных могил
Культу́ра пли́точных моги́л, археологическая культура бронзового и раннего железного веков в степях и лесостепях на территории Восточной и Центральной Монголии, Южного Забайкалья, Северо-Западной Маньчжурии (степи Барги). Памятники известны на западе до Котловины Больших Озёр (Западная Монголия), на севере – в Прибайкалье, на юге – до предгорий Наньшаня. Названа по наиболее распространённому типу погребальных сооружений культуры – плиточным могилам. Выделена по материалам Забайкалья Г. П. Сосновским в конце 1930-х гг. Существуют разные варианты датировки культуры: 16–6 (3) вв. до н. э., начало 1-го тыс. – 3 в. до н. э., 7–3 вв. до н. э., 8 в. до н. э. – 2 в. н. э. При наиболее ранней и протяжённой датировке выделяются тологойский (16–13 вв. до н. э.), чулутский (13–8 вв. до н. э.), ацайский [8–6 (3) вв. до н. э.] периоды.
Памятники культуры представлены плиточными могилами, временными стоянками (стационарные поселения редки), наскальными рисунками, жертвенниками, кладами бронзовых изделий и многочисленными случайными находками разных предметов. Помимо основного типа захоронений (плиточные могилы) встречаются фигурные могилы (на территории Монголии некоторые авторы выделяют их в особую культуру Тэвш). Кроме того, ведутся дискуссии о принадлежности к культуре плиточных могил погребений дворцовского типа. Их отличают курганные кладки (иногда с прямоугольными оградами внутри них), более глубокие могильные ямы и богатый инвентарь. Вероятно, это могилы представителей знати культуры плиточных могил. Известны разные варианты расположения погребений на могильниках: параллельные ряды цепочек плиточных могил, беспорядочное расположение могил на местности, одиночные могилы. Захоронения, как правило, индивидуальные. Умерших укладывали в вытянутом положении на спине головой на восток, реже с отклонениями к северу или югу. Сопроводительный инвентарь представлен в основном фрагментами керамики, украшениями, принадлежностями убора, реже орудиями труда. В могилах очень редко встречаются предметы вооружения и детали конской сбруи, но в погребениях ацайского этапа, синхронного скифскому времени, процент этих изделий возрастает. Захоронения знати характеризуются большим типологическим разнообразием вещей, предметами престижности. Аналогии сопроводительному инвентарю культуры плиточных могил, известны в основном в степной зоне Евразии от Причерноморья до Северо-Восточного Китая от периода развитой бронзы до скифского времени. Среди погребений встречаются и безинвентарные. Украшения, принадлежности одежды и предметы туалета представлены бусами, бляшками-пуговицами, пряжками, пронизками, нашивными бляшками, подвесками, зеркалами, обоймочками, поясными пластинами, кольцами, браслетами разных типов из пирофиллита, перламутра, бронзы, камня, кости, а также раковинами-каури. Орудия труда включают игольники и иглы, ножи, литейные формы, льячки, кельты, пряслица из бронзы, кости, глины; каменные оселки, точильца, песты, зернотёрки, кольца-утяжелители от мотыг, скребки, скрёбла, пластины. Наиболее распространённые предметы вооружения – наконечники стрел, концевые накладки луков, кинжалы, боевые ножи из бронзы. Принадлежности конской сбруи (псалии), рукояти плетей из бронзы и кости. Керамическая посуда имеет баночную и горшковидную форму, следы выколачивания и заглаживания. Орнамент наносился в гребенчатой, накольчатой и валиковой технике в верхней части сосудов. Особую группу составляли сосуды-триподы (на трёх ножках), характерные для культур Восточной Азии. С культурой плиточных могил соотносятся наскальные рисунки т. н. селенгинского типа (наносились краской на основе охры) с изображениями людей, пятен, птиц хищных пород, оградок, крестообразных фигур, нередко образующих сложные композиции. Семантика петроглифов связана с культом плодородия.
В основе хозяйства – кочевое и полукочевое скотоводство. Стадо состояло в основном из лошадей и мелкого рогатого скота, в меньшем количестве разводили крупный рогатый скот и верблюдов (находки костей последних в могилах единичны). Совершались сезонные и внутрисезонные перекочёвки. Роль земледелия, охоты, рыболовства и собирательства была незначительна. Высоким уровнем развития характеризовалось бронзолитейное производство. В конце существования культуры плиточных могил появилась металлургия железа. Известны погребения литейщиков, в которых найдены орудия труда, связанные с добычей, обработкой руды и выплавкой изделий. Разнообразные предметы из кости, рога, камня, глины указывают на наличие развитого домашнего производства, связанного с обработкой мясомолочной продукции, шерсти и кожи. Общественный строй определяется как патриархально-родовой, который к концу существования культуры плиточных могил находился в процессе разложения.
Формирование культуры плиточных могил произошло в середине 2-го тыс. до н. э. вследствие трансформации селенгинско-даурской культуры раннего бронзового века Южного Забайкалья и Монголии в результате смены оседлого пастушеско-земледельческого хозяйственного уклада кочевым и полукочевым скотоводством. Переход к подвижному образу жизни был вызван формированием резко континентального климата.
В конце 2-го – начале 1-го тыс. до н. э. с наступлением фазы засушливости в регионе Монголии и Южного Забайкалья произошли крупномасштабные миграции носителей культуры плиточных могил на запад до Котловины Больших Озёр в Западной Монголии на территорию культуры керексуров, на север – в остепнённые районы таёжного Прибайкалья и в южном направлении – до предгорий Наньшаня и районов к северу от Ордоса. Одновременно происходило передвижение на территорию культуры плиточных могил населения культуры керексуров. Географически культура плиточных могил занимала срединное положение между культурами Южной Сибири, Саяно-Алтая, Казахстана, Средней Азии и культурами Восточной Азии, контактируя с теми и другими. Вследствие этого в культуре плиточных могил присутствуют черты, с одной стороны, отсутствующие в западных степных культурах, но присутствующие в восточных (например, триподы), а с другой – отсутствующие в культурах восточноазиатского населения, но присутствующие в западных культурах (например, валиковая керамика).
В антропологическом отношении носители культуры плиточных могил характеризуются признаками северной сибирской ветви большой монголоидной расы: черепа брахикранные с низким сводом, высота лица в среднем умеренная или большая, лицо очень плоское, с широким уплощённым переносьем и слабо выступающими носовыми костями. По мнению антропологов (в частности, исследованием антропологического материала плиточных могил занимались И. И. Гохман и Г. Ф. Дебец) выделение носителей культуры плиточных могил произошло на основе антропологического типа, известного по материалам неолита – раннего бронзового века Забайкалья и Восточной Монголии. В конце бронзового – начале раннего железного веков в результате этнических контактов с мигрировавшим в Западное Забайкалье и Центральную Монголию европеоидным населением культуры керексуров (археологически прослеживаются этапы враждебного противостояния, мирного сосуществования и этнического смешения) началось формирование особенностей антропологического типа центральноазиатской расы у населения культуры плиточных могил. Антропологи отмечают участие носителей культуры плиточных могил в формировании антропологического типа хунну, в этногенезе монголов и бурят.