Шенгелая Николай Михайлович
Шенгела́я Никола́й Миха́йлович (ნიკოლოზ მიხეილის ძე შენგელაია) [26.7(8.8).1903, село Обуджи, Кутаисская губерния, ныне в Цаленджихском муниципалитете края Самегрело-Земо-Сванети, Грузия – 4.1.1943, Тбилиси], российский и грузинский режиссёр, заслуженный деятель искусства (1935).
В 1919–1920 гг. учился на физико-математическом (по другим данным, на юридическом) факультете Тифлисского университета (не окончил).
С 1922 г. занимался литературной деятельностью, выступал как поэт.
С 1924 г. работал ассистентом режиссёра в съёмочной группе К. А. Марджанишвили (фильм «Буревестники», 1924, не сохранился), в том же качестве сотрудничал с Ю. А. Желябужским (фильм «Дина Дза-Дзу», 1926). В 1925 г. в числе других режиссёров приглашён в Баку в Азербайджанское фотокиноуправление (ныне «Азербайджанфильм») для оказания помощи в развитии национальных кадров.
В 1927 г. дебютировал в качестве сценариста в психологической драме «В трясине» (сценарий написан совместно с С. Д. Клдиашвили, режиссёр И. Н. Перестиани) и трагикомедии Д. С. Клдиашвили «Мачеха Саманишвили» (сценарий написан совместно с П. С. Морским).
Как режиссёр дебютировал в 1927 г. мелодрамой «Гюлли» (сценарий совместно с М. К. Калатозовым и Л. Ф. Пушем, режиссура совместно с Пушем). Фильм был попыткой отойти от привычных приёмов кинематографа 1920-х гг., где внутри мелодраматических сюжетов существовал «классовый» подход к реальности, и выстроить драматическую историю, насыщенную живыми характерами. В основе разворачивающейся на экране трагедии не столько заданная схема, сколько ряд роковых обстоятельств, приводящих к гибели героини в финале.
Следующий фильм – «Элисо» (1928, сценарий совместно с С. М. Третьяковым), рассказывающий о пробуждении национального сознания у горцев, принёс Шенгелая широкое признание и вошёл в историю кино как эталонное произведение на подобную тему.
Фильм «26 комиссаров» (1932, сценарий совместно с А. Г. Ржешевским) создан в традициях экспрессивного историко-революционного кино 1920-х гг., где сложный сюжет подменяется хаотичным по драматургии рядом плакатных образов и констант. Тема шпиономании и поиска диверсантов стала главенствующей в фильмах «Золотистая долина» (1937, сценарий совместно с Л. М. Киачели) и «Родина» (1939, сценарий совместно с Г. Д. Мдивани), снятых в стиле классического соцреализма 1930-х гг.
В годы Великой Отечественной войны поставил фильмы «В чёрных горах» (1941, короткометражный) и «Он ещё вернётся» (1943, завершён Д. Д. Антадзе и Нато Вачнадзе), отражающие тему борьбы с фашистами.
В 1938 г. избран депутатом Верховного совета Грузинской ССР.
Сталинская премия 2-й степени за достижения последних 6–7 лет (вручена в 1941) за ленты «Элисо» (1928) и «Золотистая долина» (1937).
Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1939).
Жена – Нато Вачнадзе, сыновья – Г. Н. Шенгелая, Э. Н. Шенгелая.