Журавленко Павел Максимович
Журавле́нко Па́вел Макси́мович [29.6(11.7).1887, деревня Никаноровка Елисаветградского уезда Херсонской губернии, Российская империя, ныне в черте г. Кропивницкий, Кировоградская область, Украина – 28.6.1948, Ленинград, ныне Санкт-Петербург], российский певец (бас), народный артист РСФСР (1939).
Родился в крестьянской семье. По окончании Елисаветградского народного училища работал писцом в окружном суде. С 18 лет занимался пением в частной музыкальной школе у оперного певца И. Я. Долинова-Шпиндовского (Елисаветград, ныне Кропивницкий). В 1906 г. переехал в Москву, учился у А. В. Секар-Рожанского. Дебютировал на оперной сцене в Казани (1911, антреприза М. К. Максакова) в партии Варсонофьева («Хованщина» М. П. Мусоргского). В 1912–1918 гг. солист петербургского Театра музыкальной драмы, на сцене которого исполнил многие ведущие партии, ставшие впоследствии основой его репертуара (среди ролей – Черевик в первом полном исполнении оперы Мусоргского «Сорочинская ярмарка» в редакции Ц. А. Кюи, 1917).
В 1918–1948 гг. солист Государственного академического театра оперы и балета и ленинградского Малого оперного театра. Обладал гибким голосом, особенно подходившим к характерным басовым партиям. Интерпретации Журавленко отличали выразительность декламации, богатство вокальных и речевых интонаций. Актёрское мастерство позволяло артисту петь практически весь басовый (иногда также баритоновый) репертуар, от трагедийных партий (Барон в «Скупом рыцаре» С. В. Рахманинова, Собакин в «Царской невесте» Н. А. Римского-Корсакова) до острохарактерных и комических (включая роли в опереттах). Среди лучших партий: Додон, Салтан, Голова («Золотой петушок», «Сказка о царе Салтане», «Майская ночь» Римского-Корсакова), Варлаам и Иван Хованский («Борис Годунов» и «Хованщина» Мусоргского), Фарлаф («Руслан и Людмила» М. И. Глинки), Осмин («Похищение из сераля» В. А. Моцарта), Фальстаф (одноимённая опера Дж. Верди). В 1918–1921 гг. постоянный партнёр Ф. И. Шаляпина в операх «Дон Кихот» Ж. Массне (Санчо Панса), «Псковитянка» Римского-Корсакова (Князь Токмаков), «Севильский цирюльник» Дж. Россини (Дон Бартоло), «Борис Годунов» Мусоргского (Пимен, Варлаам), «Юдифь» А. Н. Серова (Элиаким), «Князь Игорь» А. П. Бородина (Скула), «Демон» А. Г. Рубинштейна (Гудал).
Участник премьерных постановок ряда советских опер: «Лёд и сталь» В. М. Дешевова (Шептун, 1930), «Камаринский мужик» В. В. Желобинского (Шуйский, 1933), «Нос» (Майор Ковалёв, 1930), «Леди Макбет Мценского уезда» Д. Д. Шостаковича (Поп, 1934), «Война и мир» С. С. Прокофьева (Николай Болконский; 2-я редакция, 1946), «Тихий Дон» (Дед Сашка, 1935), «Князь-озеро» И. И. Дзержинского (Михей, 1947), «Броненосец "Потёмкин"» О. С. Чишко (Доктор Смирнов, 1937), «Щорс» Г. К. Фарди (Боженко, 1938), «Двадцать пятое» С. К. Штрассенбурга (Милюков, 1927).
Выступал как концертный певец. Принимал участие в первых передачах Ленинградского радио (1925). Снимался в первой советской звуковой кинопрограмме (1929, исполнил «Песню о блохе» М. П. Мусоргского), как киноактёр – в фильмах «Блестящая карьера» (1932, режиссёр В. А. Браун), «Королевские матросы» (1934, режиссёры Браун, И. М. Менакер). С участием П. М. Журавленко записаны радиомонтаж оперы «Наталка Полтавка» Н. В. Лысенко (1947), сцены и арии из опер и оперетт, романсы и песни. Изданы сольные CD [1997, фирмы Dante (LYS), Hamburger Archiv für Gesangskunst (HAFG)].
Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1939).