Региональная организационная структура
Региона́льная организацио́нная структу́ра, разновидность дивизиональной организационной структуры, которая предполагает территориальное разделение организации на относительно самостоятельные подразделения, каждое из которых ориентировано на работу в определённом регионе и имеет достаточную свободу действий для адаптации к изменениям локального рынка.
Понятие и основные элементы организационной структуры управления
Под организационной структурой управления (ОСУ) в менеджменте понимается упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого. Соответственно, ОСУ представляет собой схему распределения необходимых для функционирования организации действий между её членами, а также построения связей подчинения между ними, что формирует уровни (иерархию) управления.
Основные элементы организационной структуры:
подразделения (звенья) – должностные позиции работников или их функционал в ОСУ;
уровни управления – положение подразделения в иерархии управления;
связи (как правило, вертикальные и горизонтальные) – представление о функциональном регламентированном взаимодействии подразделений.
Происхождение региональной организационной структуры
Дивизиональные организационные структуры пришли на смену традиционным функциональным и линейным ОСУ в ответ на быстро изменяющиеся запросы потребителей и необходимость координации работы предприятия на разных по своей специфике рынках. Наиболее значимым примером использования дивизиональной (и в частности региональной) структуры стала компания General Motors (GM) в 1920-х гг. Бывший в то время генеральным директором GM А. Слоун понял, что размеры компании, далеко вышедшие за привычные и управляемые географические пределы, требуют нового подхода к менеджменту. В тот период появилось понятие федеральной децентрализации, в рамках которого выделение отдельных дивизионов производилось по одному из трёх признаков – продуктовому (исходя из особенностей производимого продукта), по ориентации на конкретного потребителя и региональному (в зависимости от обслуживания конкретных территорий).
Достоинства и недостатки региональной структуры
Задача региональной организационной структуры состоит в том, чтобы удовлетворить запросы потребителей конкретного рынка лучше и эффективнее, чем это сделала бы специализированная локальная компания. При такой структуре предполагается, что региональное подразделение обладает лучшими знаниями об особенностях местных рынков, может самостоятельно отвечать за свои экономические результаты и имеет все ресурсы для достижения экономических целей, поставленных централизованно. Т. н. региональные центры прибыли возглавляются региональными вице-президентами. На базе конкретного регионального подразделения создаются условия для подготовки управленческого состава с учётом специфики местных обычаев, культуры и законодательства.
Среди причин перехода компании на региональную организационную структуру управления выделяют следующие:
стремление поощрить участие локальных звеньев управленческой цепи в процессе принятия решений;
желание сэкономить средства за счёт локализации предприятия (снижение транспортных издержек, возможность быстрее исполнять поступающие заказы благодаря сокращению расстояния до складских помещений);
стремление дать возможность начинающим руководителям получить опыт; компании часто рассматривают такую возможность как максимально безопасную и полезную для себя с точки зрения подготовки нового управленческого состава.
Переход фирмы на региональную организационную структуру также благоприятен для внешней среды организации. Например, в результате формирования нового регионального подразделения создаются новые рабочие места для местного населения.
К недостаткам региональной организационной структуры относят:
риск потери контроля главного офиса над региональными вице-президентами и осложнение коммуникации между ними;
возможность дублирования материальных активов компании без достаточной эффективности их использования;
недостаток квалифицированного персонала в региональных отделениях компании.
Крупные диверсифицированные компании часто используют дивизиональную структуру смешанного типа (гибрид продуктового и регионального принципа построения структуры), которая позволяет учитывать особенности разных регионов для создания и продвижения конкретной продукции из общей продуктовой линейки компании.