Реактивные действия (в менеджменте)
Реакти́вные де́йствия (от ср.-век. лат. reactio, буквально – обратное действие), в менеджменте действия, возникающие в ответ на внешний стимул, сопровождающиеся отказом от проявления собственной инициативы для решения проблемы на собственных условиях и принятием на себя чужой инициативы с сопутствующими требованиями.
В умеренном объёме реактивность как модель поведения может быть эффективным выражением неприятия социального риска. Однако чрезмерная реактивность со свойственным ей пассивным подходом к социальной жизни является формой бесправия. К частным случаям проявления реактивного подхода также относятся исполнительность как соблюдение предсказуемых требований к своей работе без отклонения от заранее установленных регламентов и адаптивность как форма реагирования на изменения внешней среды (их принятие, преодоление и поддержка), инициированные другими участниками совместной жизнедеятельности.
Термин «реактивность» происходит от латинского re – «против» и actio – «действие»; в новолатинском языке также существует слово reagere, которое переводится как «противодействовать». С физиологической точки зрения реактивные действия отражают способность субъекта отвечать на внешние воздействия (раздражители), при этом подразумевается как инстинктивная, так и сознательная реакция (чем выше развито существо и его нервная система, тем более разнообразными могут быть его реакции на изменения во внешней и внутренней среде).
По мнению автора логотерапии В. Франкла, которое он излагает в своём труде «Человек в поисках смысла», реактивные действия, в отличие от проактивных, осуществляются без учёта свободы выбора и представляют собой подсознательные мгновенные реакции на внешний раздражитель (Франкл. 1990. С. 114–129).
Бизнес-консультант С. Кови в книге «Семь навыков высокоэффективных людей» выдвигает концепцию о проактивных действиях субъекта. По Кови, представители с реактивным подходом к жизни более склонны к принятию условий окружающей среды, постоянно концентрируясь на непреодолимых обстоятельствах и своей роли в мире, ими обусловленной. Такие люди противопоставляются субъектам с проактивным подходом, которые предпочитают фокусироваться на тех аспектах бытия, на которые они могут воздействовать, и распространять своё влияние в противовес внешним стимулам (Кови. 2012. С. 74–94).
В описанном выше контексте реактивный подход способствует формированию стратегии избегания ответственности за свои действия, на что тратится бо́льшая часть имеющихся у индивида ресурсов.
К отличительным особенностям реактивного подхода относятся следующие характеристики:
зависимость от физических и социальных условий окружающей среды, а также от эмоционального состояния и влияния обстоятельств;
ожидание удачного стечения обстоятельств и перекладывание ответственности на других лиц или окружение в целом;
пассивное поведение, характеризующееся механистическим выполнением своих обязанностей, следованием интересам других субъектов и отсутствием инициативы.
В менеджменте знаний актуальна проблема выбора методов и способов управления знаниями в зависимости от характерных особенностей того этапа развития, на котором находится организация. Реактивное управление знаниями направлено на выявление потребностей в использовании актуальных знаний для быстрого решения текущих проблем в деятельности организации. Механизм реактивного управления предполагает взаимодействие сотрудников согласно инструкциям.
В рамках теории И. Адизеса реактивный подход к управлению знаниями часто дополняет проактивный и особенно актуальный на следующих этапах жизненного цикла организации (Нотин. 2015):
младенчество (своевременное отслеживание знаний, помогающих быстро исправить недостатки производства и адаптироваться к особенностям рынка);
стадия быстрого роста (накопление знаний о внешней среде бизнеса, результатах деятельности компании и их аккумуляция в базе знаний);
юность (подбор в команду профессиональных менеджеров, которые занимаются поиском и выявлением актуальных знаний, необходимых для выполнения профессиональных задач);
расцвет (аккумуляция положительных примеров организационной деятельности в базе знаний для дальнейшего использования в работе; осуществление мониторинга знаний о рынке и аналогичных продуктах для постоянного обмена знаниями внутри организации).
В антикризисном управлении различают несколько видов реактивного подхода, применяемых в зависимости от степени развития негативных и кризисных явлений, угрожающих деятельности организационной системы. Одним из таких видов является реактивное антикризисное управление, которое берёт на себя основную нагрузку антикризисного управления в целом. Такой менеджмент обретает свою значимость в момент, когда выявлены приводящие к кризису негативные факторы, но превентивные меры не сработали, и кризис начал угрожать организации в полной мере. Основные цели данного вида антикризисного управления заключаются в приведении организации к равновесному состоянию и разрешении кризисной ситуации с наименьшими потерями для внешней среды. В свою очередь, к инструментам этого подхода относятся антикризисная реструктуризация, санация и банкротство. Как правило, реактивное антикризисное управление полностью вытесняет классический менеджмент. В частности, по решению уполномоченных органов могут быть назначены специальные внешние управляющие и антикризисные консультанты.
Британский специалист в области межкультурного взаимодействия Р. Льюис в работе «Деловые культуры в международном бизнесе» предлагает классификацию, согласно которой большинство людей можно отнести к одному из трёх основных типов деловой культуры: моноактивному, реактивному или полиактивному, где к представителям реактивного типа относятся финны, турки, корейцы, японцы и китайцы. Под деловой культурой в данном случае понимается реализация культурных особенностей нации в бизнесе и способе ведения дел. К характерным особенностям реактивного типа деловой культуры можно отнести уважительное отношение к коллегам по бизнесу, вежливость, осторожную и медленную реакцию на выдвигаемые предложения. В рамках реактивного типа культуры совмещаются особенности моноактивного и полиактивного типов (Льюис. 2001).
Реактивный подход также применяется в сфере логистики, где реактивность цепочки поставок проявляется как способность к быстрому реагированию на изменения условий внешней среды, включая реакцию на требуемую рынком широту и глубину ассортимента, готовность к сокращению времени выполнения заказа, управление неопределённостью снабжения и поддержание высокого уровня сервиса. К основным типам цепочек поставок, ориентированных на реактивный подход, относятся:
быстро перенастраивающийся (производство товаров под заказ на рынке с непрогнозируемым спросом);
выстроенный под клиента (производство уникальных модифицированных товаров из универсальных материалов и компонентов);
гибкий (необходимость справляться с пиковыми уровнями спроса и поддерживать рентабельность товара в периоды низкой загруженности мощностей).