Социальные риски
Социа́льные ри́ски, в мировой практике чрезвычайно широкое по объёму и содержанию понятие, включающее в себя любое событие, которое может привести к негативным последствиям для отдельного человека или социальных групп.
В наиболее общем виде социальные риски рассматриваются в концептуальных документах Всемирного банка как любое событие, существенно негативно влияющее на материальное положение индивида, домохозяйства или локального (местного) сообщества. Источниками таких рисков могут выступать естественные события (например, наводнения, техногенные катастрофы и т. п.) или риски могут возникать в результате человеческой деятельности (например, инфляция или безработица как следствие проводимой экономической политики). Риски могут быть единичными или массовыми, уникальными по времени или происходить в совокупности с сопутствующими рисками (комплексными). Кроме того, данные риски могут быть редкими, но несущими катастрофический ущерб благосостоянию, или частыми, но несущими незначительный ущерб. Следствием такого понимания рисков является возникновение концепции управления социальными рисками, выдвинутой Всемирным банком в конце 1990-х гг. 20 в. (Holzmann. 2003; Luhmann. 1991).
Применительно к сфере социальной защиты, для которой понятие «социальные риски» является системообразующим, в мировой практике существует два принципиально отличных подхода, основанных на различном понимании природы социальных отношений.
Первый подход основан на представлении об индивидуальном характере социальных рисков, где массовость наступления страховых случаев есть явление вероятностное. Такой подход характерен для англосаксонской правовой системы и полностью совместим с принципами классического страхования, в рамках которого под социальными рисками понимают сочетание вероятности и последствий наступления неблагоприятных событий. В таких системах социальные риски решают исключительно задачи борьбы с бедностью, а функция компенсации утраченного дохода возлагается на систему классического страхования (иногда носящего обязательный характер). В научной практике данный подход получил наименование «датская (или «англосаксонская» – по названию правовой семьи) модель». Именно она лежит в основе подходов Всемирного банка и иных международных институтов.
Второй подход характерен для стран с континентальной системой права и опирается на представление о социальных рисках как неблагоприятном событии, имеющем социальную природу. В рамках данного подхода событие является не риском, а лишь его внешним индикатором, т. к. обстоятельства, от которых защищает человека обязательное социальное страхование, – это утрата постоянного дохода либо экстраординарные расходы, с покрытием которых (по презумпции) человеку сложно справиться самостоятельно. При этом в отличие от классических видов страхования понятие «социальные риски» охватывает как собственно вероятностные события, так и неизбежные или очень вероятные (наступление старости, болезнь, утрата заработка при потере работы и т. п.). В науке этот подход получил название «модель Бисмарка» по имени инициатора создания первой в мире национальной системы обязательного социального страхования О. фон Бисмарка.
Поскольку понятие «социальные риски» имеет чрезвычайно широкое толкование, для целей социальной защиты в законодательстве Российской Федерации применяется термин «социальные страховые риски».