Адизес Ицхак
Ади́зес Ицха́к, Ицхак Кальдерон Адизес (ивр. יצחק אדיג'ס, англ. Ichak Kalderon Adizes) (род. 22.10.1937, Скопье, Королевство Югославия, ныне Северная Македония), консультант по вопросам развития бизнеса и повышения его эффективности, автор более 20 книг по управлению корпорациями.
Биография
Родился в еврейской семье. В 1943 г. 7 тыс. евреев из Македонии, включая членов семьи Адизеса, были отправлены в местный концентрационный лагерь, затем почти все переведены в польский лагерь Треблинка. Благодаря вмешательству испанского консула (часть предков македонских евреев являлась выходцами из Испании в 15 в.) несколько семей, включая семью Адизеса, были признаны потомками испанцев и освобождены. Семья несколько раз переезжала, а в 1948 г. поселилась в Израиле.
В 1959–1961 гг. Адизес состоял на службе в школе юных лидеров Армии обороны Израиля в качестве сержанта и инструктора. После окончания службы он устроился на работу в исследовательский отдел Банка Израиля и поступил в Еврейский университет в Иерусалиме, получив в 1962 г. степень бакалавра экономики и политологии. Окончив высшее образование, Адизес переехал в США, где получил степень магистра делового администрирования (1965) и доктора философии (1967) Колумбийского университета. В 1967 г. учёный начал работать консультантом по управлению бизнесом.
В 1967–1982 гг. Адизес работал на факультете Высшей школы менеджмента Андерсена при Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе, а в 1968–1978 гг. был штатным преподавателем Колумбийского университета. Кроме того, он работал в качестве приглашённого преподавателя в Еврейском университете в Иерусалиме (1970), Тель-Авивском (1970 и 1972) и Стэнфордском (1973) университетах.
На протяжении многих лет Адизес консультирует руководителей ведущих коммерческих организаций мира. В число его клиентов входят крупнейшие российские компании и транснациональные корпорации с офисами в России: Сбербанк России, «Росатом», Coca-Cola, IBM, Volvo, Visa и др. Он консультировал глав правительств России, Казахстана, Израиля, Швеции, Германии, Бразилии, Исландии, Мексики, Македонии и некоторых других стран, выступал с лекциями по эффективному ведению бизнеса более чем в 50 государствах мира.
Основатель и генеральный директор Института Адизеса, который консультирует руководителей компаний, находящихся на разных этапах своего развития. В спектр услуг института входят проведение реинжиниринга системы управления компаниями, построение системы управления изменениями, проведение стратегических сессий, программ для первых лиц организаций, тренингов и семинаров и др. Институт Адизеса имеет филиалы в 15 странах, в том числе в России, и входит в число крупнейших консалтинговых компаний мира.
Книги Адизеса переведены на 26 языков мира. Первое публичное выступление учёного в России в 2006 г. и издание в стране двух его первых книг были осуществлены при поддержке Института бизнеса и делового администрирования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (ИБДА РАНХиГС). Всего в стране издано более 10 книг автора.
Статьи Адизеса печатаются в таких известных американских и российских журналах, как Fortune, The New York Times, Financial Times и World Digest, Harvard Business Review, E-executive.
В знак признания своего вклада в теорию и практику управления Адизес получил 21 почётную докторскую степень от различных университетов в 11 странах, с 2007 г. почётный доктор РАНХиГС. Почётный канцлер Университета Фредериктона (Канада), в 2010 г. получил медаль Почёта острова Эллис, почётный гражданин Черногории.
Использование методологии Адизеса позволяет корпорациям, крупным и мелким организациям и государственным учреждениям достигать высоких результатов в своей деятельности и эффективно управлять организационными изменениями.
Научные достижения
Адизес известен в мире бизнеса и науки прежде всего благодаря созданию модели жизненного цикла организаций и модели управления PAEI, которая классифицирует менеджеров по их ключевым ролям в организации.
Модель жизненного цикла
В своей модели жизненного цикла Адизес определил жизненные этапы, через которые проходит каждый бизнес в процессе развития. Он сравнивает рост компании с ростом человека: как и человек, компания растёт, достигает зрелости, стареет и в конечном счёте умирает. Модель содержит характеристики 10 этапов, каждый из которых ставит перед менеджерами уникальный набор задач.
Модель PAEI
Разработанная Адизесом модель PAEI описывает четыре значимые роли, которые выполняют менеджеры, входящие в успешную управленческую команду. PAEI – это аббревиатура, которая расшифровывается как производитель (англ. producer), администратор (англ. administrator), предприниматель (англ. entrepreneur) и интегратор (англ. integrator).
В центре внимания менеджеров-производителей находятся вопросы, связанные с тем, какие продукты и услуги нужно производить для достижения целей организации и каким должно быть их качество. Роль менеджеров-производителей в компании состоит в том, чтобы определить, кто является клиентом организации, каковы потребности клиентов и каким образом компания может удовлетворить эти потребности. Деятельность менеджеров-производителей способствует тому, чтобы сделать организацию результативной (англ. effective) в краткосрочной перспективе.
Менеджеры-администраторы фокусируют внимание на способе осуществления рабочих процессов и соблюдении установленных правил и процедур. Администрирование в модели PAEI – это систематизация и организация всех процессов в компании для того, чтобы исключить напрасное расходование ресурсов. Деятельность менеджера-администратора направлена на то, чтобы сделать организацию эффективной (англ. efficient) и помочь ей достичь результата с наименьшими затратами в краткосрочном периоде.
Роль менеджеров-предпринимателей заключается в том, чтобы обеспечить компании её результативность в долгосрочной перспективе. Ви́дение будущего, возможностей дальнейшего роста и развития компании, креативность, готовность идти на просчитанные риски, предпринимать проактивные действия – доминирующие качества личности менеджера-предпринимателя.
Долгосрочная эффективность компании обеспечивается за счёт выполнения менеджерами ролей интеграторов. Менеджеры-интеграторы способны создавать сплочённые коллективы, прививать людям чувство солидарности и причастности к общему делу, развивая тем самым культуру взаимозависимости и родственности, создавая основу для управления по ценностям, которое базируется на общем ви́дении цели существования организации, а также общепринятых и добровольно разделяемых командой моделях поведения.
Применение модели PAEI
Если организация растёт и развивается успешно, являясь эффективной и продуктивной как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе, в ней должны быть представлены все четыре управленческие функции – P, A, E и I. Управленческие процессы достаточно сложны и многогранны для того, чтобы их мог осуществлять один человек. Как показывают исследования Адизеса, менеджеров и лидеров, способных реализовывать более трёх функций, не существует. Для того чтобы выполнять управленческие функции в той мере, в какой это необходимо организации для достижения её целей, необходима управленческая команда, члены которой своей деятельностью взаимно дополняют друг друга. При этом на каждом этапе жизненного цикла компании доминирующую роль играют разные управленческие функции.
Взаимодействие ролей в модели PAEI
Руководящие работники, склонные к выполнению одной из четырёх представленных в модели PAEI управленческих функций, как правило, испытывают трудности при взаимодействии из-за того, что у каждого из них вырабатывается своя система приоритетов при решении общих задач организации. Помимо этого, как отмечает Адизес, менеджеры, выполняющие разные управленческие функции, обладают разными личностными характеристиками и демонстрируют разные стили управления. В своих работах учёный раскрывает возможности преодоления этой дисгармонии в руководстве и предлагает методы избежания деструктивных конфликтов.
Модель PAEI и жизненный цикл организации
В идеальном случае в конкретный момент руководство компании должно включать все четыре описанных выше типа руководителя. При этом одновременно и в равной мере все эти типы доминировать в руководстве компании не могут.
Превращение тех или иных ролей в доминирующие напрямую связано с фазой жизненного цикла, на которой находится организация, и диктуется задачами, которые стоят перед ней на данном этапе её развития. Прохождение каждой из стадий жизненного цикла требует преобладания одной или двух управленческих функций, представленных в модели PAEI.
Деятельность Адизеса в России
С 2011 г. Адизес принимал участие в российских инвестиционных форумах, проводил многочисленные бизнес-классы и семинары для руководителей крупных и средних российских компаний, сотрудничал с такими организациями, как Сбербанк России, «Росатом», нефтехимическая компания «СИБУР», работал с руководителями подразделений правительства и главами муниципалитетов. В 2006–2020 гг. учёный являлся научным консультантом программ ИБДА РАНХиГС, неоднократно и на безвозмездной основе выступал с мастер-классами перед студентами, бизнесменами и государственными служащими, обучающимися по программам РАНХиГС. В одном из зданий РАНХиГС находится аудитория имени Ицхака Адизеса, создание которой он спонсировал.