Реакция (в психологии)
Реа́кция (от ре… и лат. actio – действие), в психологии – процесс в организме, происходящий в ответ на стимуляцию. Термин обычно используется для описания действий организма, таких как мышечные сокращения, выделение гормонов и другие биологические процессы, которые происходят в ответ на внешние или внутренние воздействия. Реакция часто рассматривается как нейронно управляемое действие, выполняемое эффектором организма. Иногда в понятие реакции включается не только ответное действие, но также само сенсорное раздражение и переработка его организмом (Выготский. 1982). Такое понятие реакции как сложного составного явления развивалось в реактологии К. Н. Корнилова (Корнилов. 1922).
Идея реакции связана с исследованиями в области рефлексов. Она подразумевает, что действие организма является результатом воздействия предшествующего события (стимула) или, если говорить точнее, появляется во временной координации со стимулом. Простая двучленная схема единицы поведения S → R (стимул → реакция) легла в основу классического бихевиоризма Дж. Уотсона (Watson. 1913), но уже он подчёркивал необходимость изучения поведения организма в целом, а не только отдельных пар S → R. С течением времени бихевиористы отошли от этой простой формулы, однако реакция остаётся важным структурным элементом анализа поведения.
Различные виды реакций могут быть классифицированы на основе реализующих их эффекторных органов. Поскольку принято выделять два типа эффекторов (моторные и секреторные), то можно выделить и два типа соответствующих реакций: моторные реакции связаны с мышечной активностью, а секреторные реакции – с выделением гормонов железами внутренней секреции. Другая классификация реакций может быть дана на основе их наблюдаемости. Так, Б. Ф. Скиннер выделял открытые (overt) поведенческие реакции, доступные для стороннего наблюдателя, и скрытые (covert), которые может наблюдать только сам человек (Skinner. 1953). Согласно его концепции, принципиальных различий в природе этих форм реакций не существует, а «граница между публичным и личным не является фиксированной» (Skinner. 1953. P. 287). Скиннер считал, что открытый или скрытый характер реакции зависит от социальных контингенций.
Хотя любое единичное действие организма можно рассматривать как реакцию, важной особенностью научного анализа реакции является то, что она рассматривается как класс событий. Особенно ярко такое понимание реакции представлено в концепции операнта, разработанной Скиннером (Skinner. 1953). В этой концепции термин «оперант» используется для описания классов реакций со схожими последствиями и выступает в качестве основной единицы анализа предсказательной науки о поведении. Понимание реакции как класса событий можно перенести и на респондентное поведение.
В широком смысле реакцией называют любое поведение, в том числе его скрытые формы (например, мыслительная реакция, эмоциональная реакция, психическая реакция).