Права человека и гражданина второго поколения
Права́ челове́ка и граждани́на второ́го поколе́ния, социально-экономические права в концепции поколений прав человека.
К правам человека и гражданина второго поколения относят социально-экономические права, направленные на рост благосостояния, улучшение культурного уровня; обычно квалифицируются в качестве целевых, программных, обязывающих государство к социально ориентированной деятельности.
Если права человека первого поколения можно назвать признанными направлениями индивидуальной свободы, которая сама по себе едина и означает свободное от вмешательства государства состояние индивида, то права второго поколения имеют принципиально иной характер. Они были признаны нуждающимися в дополнительных гарантиях, создании условий, позволяющих ими пользоваться. Это был следующий шаг в совершенствовании правового регулирования, но поводом послужил кризис либерализма рубежа 19–20 вв., который показал недостаточность прав первого поколения для устойчивости социальной организации. В России это был период политических и социальных катастроф, роста революционных настроений. Несмотря на колоссальные реформы (отмена крепостного права, по сути рабства, учреждение независимой судебной системы и обеспечение доступа к правосудию), реакция общества не всегда была положительной. М. Е. Салтыков-Щедрин много писал о том, что в результате отмены крепостного права крестьяне чувствовали себя обманутыми и брошенными на произвол судьбы, а государство не проявляло никакой заботы о них, даже напротив, способствовало распространению пьянства среди крестьян посредством монополии на торговлю водкой. Л. Н. Толстой в романе «Воскресение» обратил внимание на недостатки судебной системы, её формализм и бездушие; он также критиковал репрессивную политику государства в отношении народовольцев, поскольку эта жестокая политика приводила к еще большему противостоянию и напряженности. Это было время политического взросления и все растущего понимания хрупкости и уязвимости индивида во время социальных потрясений. Само по себе декларирование прав человека уже не спасало от обилия социальных проблем.
Развитие индустрии и промышленная революция привели к модернизации армии и флота, поэтому военные конфликты уносили значительно больше жизней, чем раньше. Права человека второго поколения формировались не только в национальной конституционной сфере и были признаны в большинстве стран мира к середине 20 в., но и в рамках международного права, например в сфере ведения военных действий, запрета военных преступлений. Это привело к принятию четырех Женевских конвенций, которые по сей день являются международно-правовыми стандартами международного гуманитарного права, которое регламентирует ведение вооружённых конфликтов и направлено на смягчение страшных антигуманных последствий войны. Женевские конвенции защищают тех, кто не участвует или перестал участвовать в военных действиях.
Считается, что права второго поколения ознаменовали переход от классического либерализма 17–18 вв. к современной социально-правовой государственности. Для людей, не имеющих нормального жилья, достаточного питания, возможности получить медицинскую помощь и дать детям образование, личные и политические права не представляют особой ценности, ведь они просто не могут в полной мере ими воспользоваться. Зачем неграмотному свобода печати? Или неприкосновенность жилища бездомному? И тогда права первого поколения были дополнены правами социальными, в которых видели естественное продолжение основных прав и свобод, необходимое условие их реализации. В самом общем виде постулировалось, что право на жизнь, право на свободу, личное достоинство и производные от них права предполагают и право на достойный уровень жизни.
Позднее в международно-правовых и конституционных актах это право было развёрнуто в обширный каталог социально-экономических и социально-культурных прав, таких как право на труд, т. е. на получение гарантированной работы с оплатой не ниже установленного государством минимума; право на отдых, т. е. на рабочее время не свыше установленной продолжительности, оплачиваемые отпуска и дни еженедельного отдыха; право на здоровые и безопасные условия труда; право на забастовку; право на защиту от безработицы; право на социальное обеспечение и социальное страхование; право на охрану здоровья и медицинскую помощь; право на жилище; право на государственную поддержку семьи, материнства и детства; право на образование; право на пользование достижениями культуры; право на благоприятную окружающую среду и т. п. Социально-экономические права коренным образом отличаются от прав первого поколения. Права первого поколения признаются абсолютными, подлинно субъективными правами, безусловно связывающими государство, подлежащими судебной защите, в то время как социальные права в собственно юридическом смысле правами не являются, ибо представляют собой притязания не на свободу, а на получение от государства (за счет перераспределения национального дохода посредством системы прогрессивного налогообложения) определённых материальных благ через систему бесплатных или предоставляемых на льготных условиях услуг (в области медицины, образования, обеспечения жильем и т. п.) либо прямых денежных выплат (пенсий, пособий, стипендий), гарантирующих «достойный уровень жизни».
Права второго поколения обычно квалифицируются в качестве целевых, программных, обязывающих государство на социально ориентированную деятельность. Это не субъективные права, а объективные обязанности государства, выполнение которых находится в зависимости от состояния экономики. Соответственно, провозглашенные международными актами и конституцией страны социально-экономические права непосредственно не подлежат судебной защите, а рассматриваются как общие установки на социальную поддержку, которые должны быть конкретизированы в текущем законодательстве исходя из финансовых возможностей государства. Социально-экономические права не могут рассматриваться как естественные и неотчуждаемые, в отличие от прав первого поколения. Ведь это притязание не на свободу, а на некоторые материальные и социальные блага, которые общество должно предоставить человеку. Поэтому социально-экономические права всегда предоставляются государством и претендовать на них можно лишь в той мере, в какой это установлено законом.
Это означает, что права второго поколения, по сути, являются не правами, а привилегиями и льготами для уязвимых групп граждан (детей, женщин, пожилых людей). Предоставление прав второго поколения всегда обосновывалось прежде всего социально-политической целесообразностью, т. е. необходимостью поддержания социального мира. В этом заключался основной политический мотив учреждения прав второго поколения – не допустить бунта, не допустить революции, с одной стороны, и обеспечить социальное равенство и условия для полноценного развития личности – с другой.
Поэтому ко второму поколению прав и свобод человека относят социально-экономические права, направленные на рост благосостояния, улучшение культурного уровня. В начале 20 в. в итоге значительного расслоения общества была предложена идея социального реформирования, имеющая целью сокращение различий между положением обеспеченных и беднейших слоев населения. Такие цели преследовала социальная политика О. фон Бисмарка. На базе Манифеста германского кайзера 1881 г. в стране была введена единая система социального обеспечения в сфере социального страхования. Веймарская конституция 1919 г. утвердила право на труд и социальное обеспечение на случай болезни и старости. Затем эти положения вошли в Конституцию ФРГ, а впоследствии и в другие новые европейские конституции. Согласно Конституции РФ, к экономическим правам человека относятся права на безопасные условия труда и ведение коллективных переговоров с работодателем (ст. 37), свобода предпринимательства (ст. 34), право частной собственности (ст. 35, 36).
Права человека и гражданина второго поколения направлены на создание материальных условий свободы и обеспечение достойной жизни для каждого человека, что требует создания целого комплекса материальных благ. К социальным правам в Конституции РФ относятся права на социальную защиту и пенсионное обеспечение (ст. 39), забота о детстве и материнстве (ст. 38), право на обеспечение жильем (ст. 40), право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41), право на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о её состоянии (ст. 42), право на образование (ст. 43), право на доступ к культурным ценностям и свобода творчества (ст. 44).