Право на достойный уровень жизни
Пра́во на досто́йный у́ровень жи́зни, право, закреплённое в ст. 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., относящееся к группе социальных прав, гарантирующее каждому человеку возможность получать достаточное питание, одежду, жилище, непрерывно улучшать условия жизни, в том числе и в результате принятия государствами надлежащих мер для обеспечения его осуществления.
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. (ст. 11), закрепляя «право каждого на достаточный жизненный уровень для него и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни», тем самым заложил ещё одну правовую основу для достижения цели, провозглашённой в Уставе Организации Объединённых Наций, а именно – повышение уровня жизни, создание условий для экономического и социального прогресса и развития.
Согласно Декларации по случаю 25-й годовщины ООН (1970), достойный жизненный уровень – это минимальный уровень жизни, отвечающий человеческому достоинству, это уровень, соответствующий той концепции «достойной жизни», которая, базируясь на неизменных международных стандартах, формируется в национальных правопорядках в конкретную историческую эпоху.
Базой для системы международных стандартов достойного жизненного уровня является ст. 25 Всеобщей декларации прав человека, закрепляющая право каждого человека «на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи».
Система социальных прав включает: право на труд, право на справедливые и благоприятные условия труда, право на социальное обеспечение, защиту семьи, материнства и детства, право на достойный жизненный уровень, право на образование, право на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья, право на занятие предпринимательской (хозяйственной) деятельностью, право собственности (Колотова. 2013. С. 69).
До своего нормативного закрепления в актах международного права право на достойное существование рассматривалось многими учёными и политиками как важная предпосылка для формирования нового типа государства, стремящегося к «общему благу» и видящего цель социального развития не в превращении всех членов общества в «призреваемых, … а в том, чтобы никому не приходилось рассчитывать на благодеяние» (Кистяковский. 1916. С. 554, 587).
В ст. 11 Пакта об экономических, социальных и культурных правах право на достаточный жизненный уровень связано с теми параметрами, которые характеризуют реальный уровень материального благосостояния, включая обеспеченность людей товарами и услугами, т. е. имеет место попытка нормативного определения «количественной стороны» важнейшего из социальных прав. Подобное снижает вероятность умаления данного права, т. е. уменьшения возможностей правомерного поведения гражданина конкретного государства по сравнению с теми возможностями, которые зафиксированы в международном стандарте или конституционном праве, позволяет соотнести категорию «достойное человека существование» с размерами тех или иных выплат, объёмом потребляемых благ и сделать вывод о том, насколько они удовлетворяют базовые потребности личности.
Помимо терминов «достаточный» и «достойный» для характеристики уровня жизни в ст. 10 Декларации социального прогресса и развития (1969) используется термин «удовлетворительный». Декларация о правах инвалидов (1975), исходя из неотъемлемого права на уважение человеческого достоинства, также закрепляет право инвалидов на удовлетворительную жизнь, которая была бы максимально полноценной.
По мнению ряда российских исследователей, право каждого человека на достойный уровень жизни включает ряд правомочий: право на достаточное питание; право на достаточную одежду; право на достаточное жилище; право на медицинский уход; право на необходимое социальное обслуживание; право на социальное обеспечение; право на непрерывное улучшение условий жизни; право на свободу от голода и др. (Иваненко. 2003. С. 111–112).
Российская Федерация как социальное государство, политика которого в силу Конституции РФ (ст. 7) направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, обозначила на конституционном уровне соответствующую систему мер: охрану труда и здоровье людей; установление гарантированного минимального размера оплаты труда; государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан; развитие системы социальных служб; установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты и др.
В Конституции РФ в нормах, закрепляющих права, обеспечивающие каждому достойный уровень жизни и развития, раскрывается принцип достоинства личности, провозглашённый в ч. 1 ст. 21 Конституции. Охрана государством личности, признание её ценности потребовали закрепления на конституционном уровне прав каждого человека на жилище (ст. 40), на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения (ст. 41), на благоприятную окружающую среду (ст. 42), на образование и на общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях (ст. 43).
Общая природа социальных прав такова, что они выступают правовой формой обеспечения достойного существования каждого члена общества, и особенно в том случае, если использование других правовых возможностей не привело к желаемому (и возможному для данного состояния общества) результату (Путило. 2007. С. 140). Достойная жизнь может быть обеспечена в том лишь случае, если каждому человеку будут предоставлены надлежащие и равные возможности удовлетворения всех первичных жизненных потребностей: в труде, питании, жилище, охране здоровья, образовании и культуре. Термин «достойная жизнь» (достойный уровень жизни) нередко оценивается как не поддающийся чёткому определению, а поэтому и невозможно истребовать у государства каких–либо конкретных действий, благ. Ёмкое и отражающее суть данного явления понимание достойного уровня требует корреляции с «наличием минимального набора бесплатных для человека благ, позволяющих ему приобрести определённый уровень духовного и физического состояния и сохранить его…» (Воронин. 2005. С. 151).
«Представление о жизненных стандартах … в разных странах различны, но есть условия существования, обязательные для всех, исходящие из современных мировых критериев цивилизованных стран» (Малеин. 1990. С. 23), однако в начале 21 в. на уровне международного сообщества разработана система критериев, позволяющих более конкретно определить, насколько получаемые гражданином на территории того или иного государства блага (товары, услуги) делают его уровень жизни достойным. Речь идёт об индексе развития человеческого потенциала как о методе измерения человеческого развития, введённого ООН в конце 20 в. в Докладе о развитии человека.
Чтобы нищета, голод, болезни не обесценивали саму суть человеческого существования, «возводя в приоритет "выживание", а не жизнь» (Волкова. 2020. С. 26), базовыми показателями для оценки качества жизни в настоящее время являются не только традиционные показатели (долголетие, образованность и собственно уровень жизни), но и индекс многомерной бедности, под которым понимается процентная доля населения, живущего в условиях многомерной бедности, скорректированная с учётом интенсивности отдельных видов депривации, интенсивность депривации при многомерной бедности и др. (Доклад о человеческом развитии 2019).
Ценность социальных прав состоит не только в том, что может быть получено на их основе, но и в том, что достижение тех или иных социальных благ гарантируется обществом через систему государственных мер. Социальные права вытекают из потребности общества в определённом состоянии благополучия всех своих членов, благодаря чему становится оправданным стремление общества к равенству и справедливости посредством оказания мер поддержки тем, кто в них нуждается.