Право на доступ к культурным ценностям
Пра́во на до́ступ к культу́рным це́нностям, гарантированная возможность свободного доступа к материальным и нематериальным ценностям, составляющим культурное наследие, которое находится под защитой и охраной отдельного государства или международного сообщества.
Доступ к культурным ценностям предполагает возможность получать знания о культурных ценностях, понимать их роль и значимость, использовать культурные ценности в целях сохранения и развития культуры.
Формирование общей культуры личности и её полноценное развитие зависят от реальности и гарантированности культурных прав, в числе которых право на доступ к культурным ценностям имеет краеугольное значение.
Понимание культурных ценностей как наследия прошлого подтверждает их особую значимость для настоящего и возможности их преображающего жизнь действия в будущем.
Использование индивидуальными или коллективными субъектами права на доступ к культурным ценностям невозможно без исполнения государством позитивного обязательства, требующего совершения соответствующими уполномоченными органами государственной власти и иными институтами публичной власти активных действий, непосредственно направленных на обеспечение беспрепятственного доступа к культурным ценностям.
На международном уровне правовыми актами императивного и рекомендательного характера (Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Декларация принципов международного культурного сотрудничества, Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия и др.) сформирована правовая основа реализации такого культурного права, как право на доступ к культурным ценностям, рассматриваемое в гармоничной взаимосвязи с правом на участие в культурной жизни.
Правовое регулирование вопросов создания, распространения, освоения и сохранения культурных ценностей в РФ осуществляется на основе положений ряда законодательных актов и других документов подзаконного и программного характера.
Рассуждения о праве на доступ к культурным ценностям, несмотря на известное значение общеупотребительных слов, продолжают вызывать споры о правильном понимании и исчерпывающем содержании таких понятий, как «доступ» и «ценности», и соотношении понятий «культурные ценности» и «культурное наследие».
Доступ к культурным ценностям предполагает возможность получать знания о культурных ценностях, понимать их роль и значимость, использовать эти ценности в целях сохранения и развития культуры. Во-первых, государство должно обеспечить физическую доступность культурных ценностей. Важно отметить, что в 21 в. такая доступность оценивается и с учётом возможности использования различных цифровых технологий. Во-вторых, государство должно обеспечить экономическую доступность культурных ценностей, создавая необходимые условия для беспрепятственного доступа к ним любых заинтересованных лиц, независимо от их материального положения. В-третьих, государство должно обеспечить информационную доступность, предоставляя свободу поиска, получения и распространения информации о культурных ценностях. В-четвертых, государство должно обеспечить процедурную доступность, предоставляя всем заинтересованным лицам без дискриминационных различий возможность реального участия в принятии политических решений, затрагивающих их культурные права и в целом вопросы сохранности и будущности культурного наследия.
В российском законодательстве (Основы законодательства РФ о культуре, утверждённые Верховным советом РФ 9 октября 1992 № 3612-1; Закон РФ от 15 апреля 1993 № 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей»; Федеральный закон от 26 мая 1996 № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» и др.) легальное определение понятия «культурные ценности» предлагает широкое представление о материальных и нематериальных формах выражения культуры, рассматриваемых в качестве ценностей, подтверждая и развивая международно-правовые подходы разделения материального и нематериального культурного наследия.
Необходимость гибкой оценки культурных ценностей в динамике общественного развития предполагает их осмысление в фокусе исторического периода формирования таких ценностей и текущего времени, в котором их ценностное значение для настоящего или будущего может как возрастать, так и снижаться. Ввиду этого определение исчерпывающего перечня культурных ценностей нормативно нецелесообразно и практически не представляется возможным.
Анализ национальных правовых подходов зарубежных стран в создании системы обеспечения доступа людей к культурным ценностям свидетельствует в целом о единообразии в общей классификации культурных ценностей. Так, в качестве нематериальных ценностей, как правило, рассматриваются традиции и обычаи, являющиеся самостоятельными регуляторами общественной жизни, идеалы, формирующие нравственное и эстетическое сознание общества, фольклорное творчество как форма самовыражения, а также языки, отражающие мировоззренческие особенности отдельных народов. А к материальным ценностям могут быть отнесены места, здания, сооружения и предметы материального, физически осязаемого мира, имеющие историческую, археологическую, эстетическую и иную ценность, понимаемую как культурная ценность.
Применительно к отдельным видам культурных ценностей может быть установлен специальный правовой режим. Например, российский законодатель, регулируя порядок вывоза и ввоза культурных ценностей, определяет понятие культурных ценностей, имеющих особое значение, которые относимы к таковым согласно установленным Правительством РФ критериям, позволяющим оценить историческое, художественное, научное или культурное значение движимых предметов материального мира, перемещение которых требует соблюдения конкретных требований. Введение подобных правовых режимов направлено прежде всего на сохранение культурного наследия. Так, специальный порядок вывоза и ввоза культурных ценностей способствует развитию международного культурного сотрудничества, обеспечивая доступ к культурным ценностям, хранящимся в одном государстве, для лиц, находящихся на территории других государств, и вместе с тем гарантируя возвращение временно вывезенных культурных ценностей.
При обсуждении современного состояния осуществления права на доступ к культурным ценностям наиболее проблемный характер имеют вопросы создания оптимальной инфраструктуры, обеспечивающей свободный доступ к таким ценностям, правомерности и обоснованности установления отдельных ограничений доступа, поиска новых форм межкультурного диалога, защиты культурных ценностей от негативного воздействия природного и антропологического факторов.
Инициативность и заинтересованность людей в реализации права на доступ к культурным ценностям находится в прямой зависимости от эффективности проводимых публичными институтами власти мероприятий по культурному просвещению. Объективная оценка уровня доступности культурных ценностей определяется большим кругом параметров и показателей, в которых учитываются не только культурная самобытность и ресурсная обеспеченность государственной политики, но и требования международных стандартов прав человека.