Концепция поколений прав человека
Конце́пция поколе́ний прав челове́ка, система взглядов и подходов к оценке этапов развития, классификации и толкования прав и свобод человека в национальном и международном праве.
Впервые концепция поколений прав человека была представлена в 1977 г. в статье «30 лет борьбы. В поддержку усилий по приданию юридической силы Всеобщей декларации прав человека», опубликованной в журнале «Курьер ЮНЕСКО» чешским и французским правоведом и дипломатом К. Васаком (франц. и англ. Vasak; чеш. Vašák – Вашак), руководителем программного направления ЮНЕСКО по вопросам прав человека и безопасности мира (Vasak. 1977. P. 29–32).
По утверждению К. Васака, первое поколение включало в себя в основном гражданские и политические права, в том числе право на жизнь, свободу слова, свободу вероисповедания, право на судебную защиту прав и свобод, равенство прав граждан, которые ограничивали либо не допускали вмешательство государства в осуществление прав и свобод человека.
Ко второму поколению были отнесены экономические, социальные, культурные права, для реализации которых государство должно было предпринимать соответствующие обеспечительные меры.
Права первых двух поколений были закреплены во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. и в развивающих её положения Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г. и Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.
Со 2-й половины 20 в. стало формироваться третье поколение прав человека, отражавшее глобальные изменения в развитии государства и общества. Как отмечал К. Васак, задачу его изучения поставил А.-М. Мбоу – генеральный секретарь ЮНЕСКО в 1974–1987 гг. К этому поколению Васак отнёс «солидарные» права человека: право на развитие, право на здоровую и экологически сбалансированную окружающую среду, право на мирное существование, право на общее наследие человечества, указывая, что они могут быть осуществлены только объединёнными усилиями международного сообщества, государства, общества, граждан, публичных и частных предприятий и организаций.
Особое значение в концепции Васака придавалось Всеобщей декларации прав человека, которой было предназначено, подобно французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г., оказывать ключевое воздействие на развитие мира в целом, став «современным дополнением Нового Завета, Хартией вольностей человечества, постоянным источником вдохновения» (Vasak. 1977. P. 29) для правительств, судей, законодателей, правозащитных и международных организаций.
Концепция поколений прав человека была существенно обновлена К. Васаком в лекции, прочитанной в 1979 г. в Международном институте прав человека (Страсбург, Франция) (Vasak. 1979), в статье «К обоснованию третьего поколения прав человека», опубликованной в 1984 г. в сборнике «Исследования и очерки о международном гуманитарном праве и принципах Красного креста, посвящённые Жану Пикте» (Vasak. 1984.P. 837–850), в разделе «Различные категории прав человека» 1-го тома фундаментального исследования «Универсальное измерение прав человека», изданного в 1990 г. (Vasak. 1990. P. 297–316).
В обновлённой концепции утверждалось, что каждому из поколений прав человека соответствовала своя заповедь символа Великой французской революции «Свобода, равенство, братство», фактически воплощавшем в себе весь комплекс прав человека в их поступательном развитии.
Первое поколение прав человека отражало стремление человека к свободе. Второе поколение прав человека служило средством обеспечения фактического равенства прав и возможностей каждого члена общества. Третье поколение прав человека было призвано содействовать в преодолении последствий эгоистических побуждений, проявленных при реализации отдельных прав и свобод, решении иных общих задач государства, общества, международного сообщества в целом.
Обосновывая необходимость признания третьего поколения прав человека, К. Васак убеждал, что «существует необходимый минимум общественного консенсуса как на национальном, так и на международном уровнях в отношении допустимости солидарных действий, которые основаны на признании солидарной ответственности и могут быть предприняты с целью её реализации» (Vasak. 1997. P. 1654–1655).
Концепция поколений прав человека, разработанная К. Васаком, вызвала неоднозначную реакцию.
Многие представители международных организаций, общественных движений, научного сообщества не только поддержали, но и пытались развить её основные концептуальные подходы и положения, обосновывая формирование четвёртого поколения прав человека в цифровом пространстве, в геномных исследованиях, иных инновационных сферах. Эта тема, в частности, стала предметом исследования «Наступило время четвёртого поколения прав человека?», опубликованного сотрудниками Университета Кореи весной 2018 г. в серии работ Исследовательского института ООН по вопросам социального развития (Soh. 2018).
Но в целом в восприятии концепции К. Васака преобладали критические оценки.
Официальные документы ООН неоднократно подчёркивали, что категории прав человека являются равными и неделимыми, во многом совпадающими и взаимозависимыми, и что они не могут существовать отдельно друг от друга.
Так, преамбула Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. указывает, что провозглашённый Всеобщей декларацией прав человека «идеал свободной человеческой личности, свободной от страха и нужды, может быть осуществлён только, если будут созданы такие условия, при которых каждый может пользоваться своими экономическими, социальными и культурными правами, так же как и своими гражданскими и политическими правами».
Развивая принцип паритетности и единства прав и свобод, Венская декларация и Программа действий 1993 г. утверждает, что «все права человека универсальны, неделимы, взаимозависимы и взаимосвязаны» (п. 5).
Концептуальные подходы К. Васака не были признаны большей частью научного сообщества. Многие учёные указывали, что истоки прав человека не могут быть ограничены только конституционными и законодательными актами Великой французской революции и Войны за независимость США, что права человека – это продукт не только западной, либерально-буржуазной традиции права, но и многих других традиций и учений, в том числе идеологических установок социалистических стран, религиозных и духовных воззрений государств Ближнего Востока, общинно-традиционных заповедей народов Африки и т. д.
Обоснованной критике подвергались многие суждения К. Васака, касавшиеся классификации поколений прав человека и их отличительных черт. В частности, отмечалось, что реализация прав первого поколения предполагает не только «ограничительные» меры, но и активное участие государства в обеспечении прав человека, что хорошо иллюстрирует сфера избирательных прав граждан. Право избирать и быть избранным не может быть реализовано без активного участия государства в организации и проведении свободных и честных выборов.
Не осуществилась и мечта Васака о систематизации прав третьего поколения по примеру международных пактов 1966 г.
Тем не менее практически всеми учёными, критически воспринявшими концепцию Васака, подчёркивалось её значение в развитии международно-правового регулирования прав человека и в совершенствовании правоприменительной практики в сфере защиты прав и свобод.