Пожалостин Иван Петрович
Пожа́лостин Ива́н Петро́вич [26.5(7.6).1837, село Еголдаево Ряжского уезда Рязанской губернии, ныне Ряжского района Рязанской области – 25.12.1909 (7.1.1910), Рязань], российский гравёр-репродукционист, мастер резцовой гравюры, педагог, мемуарист. Классный художник 1-й степени (1868), академик (1871), почётный вольный общник (1880), профессор (1892) Императорской Академии художеств (ИАХ). Автор гравюр с исторических и жанровых картин, портретов, орнаментальных и геральдических композиций. Последний крупный представитель репродукционной резцовой гравюры в России.
Родился в семье крестьянина-однодворца Петра Устиновича Храпова, рано осиротел. Фамилию Пожалостин получил по прозвищу деда по матери, Ефима Васильевича Храпова (родители были однофамильцами). Учился в Троицко-Зотиковском сиропитательном училище для детей-сирот из государственных крестьян (1850–1854). Пользовался покровительством управляющего Рязанской палатой государственных имуществ А. О. Андреева, который обеспечил ему возможность заниматься у учителя рисования, черчения и чистописания Рязанской мужской гимназии Н. С. Иванова (1853–1854). После выпуска из училища был назначен помощником волостного писаря в село Солотча Рязанского уезда Рязанской губернии, где в 1856 г. стал писарем, прослужив в общем с 1855 до начала 1858 гг. В 1856 г. женился на дочери солотчинского иконописца Ефросинье Алексеевне Коротковой, в браке с которой родилось пятеро детей.
По ходатайству министра государственных имуществ М. Н. Муравьёва, запрашивавшего, нет ли среди подведомственных ему крестьян Рязанской губернии достойных образования, в 1858 г. получил Высочайшее разрешение на учёбу в Императорской Академии художеств в качестве стипендиата министерства. Был определён учеником к профессору гравировального класса ИАХ Ф. И. Иордану, который оказал серьёзное влияние на всё последующее творчество Пожалостина, во многом сформировав его приверженность ценностям академического искусства. В 1862 г. получил вторую серебряную медаль за гравюры-копии «Плутон» по ксилографии Х. Гольциуса и первую серебряную медаль за «Портрет кардинала Ларошфуко» с работы Ж. Эделинка; в 1866 г. – вторую золотую медаль за отмеченный высокими художественными качествами «Портрет Г. Р. Державина» с живописного оригинала В. Л. Боровиковского. Одновременно обнаружил большие способности к рисунку, заняв в 1-й половине 1860-х гг. место среди лидеров натурного класса ИАХ (1863 – вторая серебряная медаль, 1866 – первая серебряная медаль). Как имеющий звание классного художника 3-й степени с чином 14-го класса в 1865 г. вышел из податного сословия.
Окончил академию со званием классного художника 1-й степени за «Портрет митрополита Филарета» с оригинала работы Н. Д. Шпревича (1868). К тому же периоду относятся заказы на карандашные копии с полотен Рембрандта из Эрмитажа (1867–1868, Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва) для Н. С. Мосолова, который выполнил по ним офорты; и на гравирование по эскизу А. И. Шарлеманя Иван Пожалостин. Иисус Христос. Несение Креста. 1872. Гравюра по оригиналу Лодовико Карраччи.композиции с изображением датского герба и ордена Слона на серебряном подносе, входившем в сервиз-подарок датской королевской чете от цесаревича Александра Александровича и цесаревны Марии Фёдоровны, для фирмы «Сазиковъ» (1867, собрание королевы Дании Маргрете II). В 1872 г. завершил работу над гравюрой «Несение креста» с картины неизвестного болонского мастера 17 в. (ранее приписывалась Л. Карраччи) и был удостоен за неё звания академика. «Несение креста» – образцовый пример академического гравирования на меди как в отношении выбора оригинала и мастерского исполнения одним резцом без участия других техник, так и отрыва от запросов эпохи, для которой историческая резцовая гравюра к тому моменту стала анахронизмом.
По решению совета ИАХ в 1872 г. был на 6 лет отправлен пенсионером в Париж для изучения новых способов гравирования (в Академии преподавалась только гравюра резцом) и устройства печатных мастерских. Брал уроки у гравёра П. Жирарде. В созданном по заказу Общества поощрения художников «Портрете К. П. Брюллова» с автопортрета живописца (1872) впервые в своей практике применил «смешанную манеру», дополнив резец офортом. Это произведение свидетельствует о становлении самостоятельного стиля автора, уловившего общеевропейское движение репродукционной гравюры к факсимильности. В пенсионерский период также исполнял программу на звание профессора – гравюру с картины Г. И. Угрюмова «Испытание силы Яна Усмаря». Несамостоятельный, сделанный под давлением Ф. И. Иордана выбор живописного оригинала отчасти обусловил малоинтересный, хотя и высокопрофессиональный результат труда гравёра, окончившегося лишь в 1880 г. и принёсшего Пожалостину вместо профессорского звания только звание почётного вольного общника (1880).
В 1874 г. вернулся в Санкт-Петербург раньше окончания пенсионерского срока из-за бедственного положения семьи. Сразу был привлечён Иорданом (неофициально) к преподаванию в гравировальном классе академии. В том же году вырезал гравюру с картины В. Г. Перова «Птицелов» для Общества поощрения художников, Иван Пожалостин. Птицелов. 1874. Гравюра по оригиналу Василия Перова.что стало одной из главных его творческих удач. Талантливое исполнение гравюры совпало с интересом публики к актуальной демократической тематике.
С середины 1870-х до середины 1880-х гг. в основном работал над портретами по заказам книжных и журнальных издателей, а также частных лиц. Всего создал более 50 портретов, оказавшихся его главным достижением и во многом обеспечивших ему место в истории русского искусства. В качестве оригиналов гравюр, наряду с живописными и графическими произведениями, широко использовал фотографии. Испытал влияние этого нового вида искусства, присоединившись таким образом к одному из значимых направлений развития реалистического портрета.
Сотрудничал с журналом «Русская старина» (1875–1885), в чьи книжки вклеивались гравированные им изображения Дмитрия Самозванца (с гравюры Л. Килиана), И. И. Михельсона (с портрета неизвестного художника), П. А. Зубова (по гравюре Дж. Уокера с портрета И.-Б. Лампи Старшего; все – 1875), А. Н. Оленина (1876, по гравюре Н. И. Уткина с рисунка Ф. Крюгера), М. Т. Лорис-Меликова (1882), Д. А. Милютина (1885; оба – с фотографии) и др. По предложению редактора «Русской старины» М. И. Семевского написал первую часть своих воспоминаний «Жизнь и труды академика-гравёра на меди Ивана Петровича Пожалостина», опубликованную в августовском, сентябрьском и октябрьском выпусках журнала за 1881 г.
С заказом, поступившим от журнала «Отечественные записки», связано появление «Портрета Н. А. Некрасова» с оригинала И. Н. Крамского (1878). Выпущенное большим тиражом, изображение получило распространение в среде русской интеллигенции, став каноническим. К числу лучших работ автора также относится «Портрет А. С. Хомякова» с фотографии К. Бергнера (1879), который был заказан журналом «Русский архив».
Для петербургской книготорговой фирмы Глазуновых выполнил портреты В. А. Жуковского (1876, с гравюры Ф. Вендрамини по живописному оригиналу О. А. Кипренского), И. А. Гончарова (1879, с фотографии К. И. Бергамаско), И. А. Тургенева (1883, по произведению Н. Д. Дмитриева-Оренбургского).
Среди других наиболее значимыми стали портреты М. А. Корфа (1877, с работы К. А. Горбунова), цесаревны Марии Фёдоровны (1879, с фотографии Бергамаско; повторён в 1881 в большем размере с добавлением обрамления в виде декоративного венка), Д. А. Ровинского (1880, с фотографии Бергамаско), К. Н. Батюшкова (1883, с рисунка Кипренского).
Отличительная черта многих выполненных Пожалостиным произведений – наличие на полях миниатюрных портретов-заметок, созданных в технике сухой иглы и по мастерству не уступающих основным изображениям, с которыми они почти всегда тематически связаны: изображения М. М. Сперанского на портрете Корфа сделаны по гравюре Т. Райта с оригинала Дж. Доу; В. Г. Белинского на портрете Н. А. Некрасова – по копии А. Редера с рисунка Е. А. Языковой; наследника Николая Александровича на портрете цесаревны Марии Фёдоровны – по фотографии С. Л. Левицкого (?); П. Н. Батюшкова на портрете К. Н. Батюшкова и М. Д. Скобелева на портрете Д. А. Милютина – по фотографии Бергамаско.
После смерти Иордана назначен адъюнкт-профессором гравировального класса ИАХ (1883). В 1892 г. удостоен звания профессора «за известность и труды по гравировальному искусству». С 1885 г. по поручению Совета академии начал крупноформатную гравюру с картины А. А. Иванова «Явление Христа народу», посвятив этому все последующие годы деятельности. Доска не была завершена. Причина, с одной стороны, заключалась в масштабе задачи, с другой – в отставке Пожалостина после реформы ИАХ 1893 г. и упразднения гравировального класса в его прежнем виде. Вызванное материальными затруднениями возвращение в 1894 г. Иван Пожалостин. Герб князей Голицыных. Гравюра по рисунку Эрнста Липгарта. 1890.в Рязань, где не было печатного станка для снятия пробных оттисков, привело к постепенной остановке работы над гравюрой.
При руководстве гравировальным классом академии (1883–1894) следовал методике, сложившейся ещё при Иордане и Уткине. Характер класса в годы профессорства Пожалостина определяло добросовестное, но крайне консервативное преподавание в сочетании с малой популярностью резцовой техники в условиях общего кризиса ИАХ накануне реформы. Среди учеников: А. О. Шейман, Ю. И. Тиссен, П. С. Ксидиас.
Последние годы [1894–1909(1910)] Пожалостин провёл в Рязани и Солотче, где с 1880 г. владел домом. Продолжал гравирование начатой ещё в Париже доски с картины А. И. Корзухина «Возвращение с ярмарки» (не окончена). Написал вторую часть воспоминаний (1905, 1909; при жизни не публиковалась).
Участник выставок ИАХ (1860–1883), Общества выставок художественных произведений (1883), художественных выставок в Рязани (1906, 1909, 1910 – посмертная персональная выставка).
Почётный член Рязанской учёной архивной комиссии (1908).
Похоронен на кладбище Спасского монастыря в Рязани.
В 1913 г. имя Пожалостина было присвоено Обществу Рязанского художественно-исторического музея, правопреемником которого является современный Рязанский государственный областной художественный музей, вернувший себе имя Пожалостина в 1998 г. С 1992 г. в Солотче открыт мемориальный Дом-музей гравёра. Ставшая в 1930-е гг. местом отдыха писателей К. Г. Паустовского, А. П. Гайдара, Р. И. Фраермана солотчинская усадьба и находившиеся там гравюры и доски Пожалостина описаны в мещёрских рассказах Паустовского.
При жизни пользовался признанием и известностью в среде коллекционеров гравированных портретов, был ценим Ровинским, П. А. Ефремовым, П. Я. Дашковым, С. П. Виноградовым и др., тогда как широкой публике и критике его творчество казалось устаревшим. Это мнение унаследовали и некоторые авторы 20 в. (Флекель М. И. От Маркантонио Раймонди до Остроумовой-Лебедевой. Москва, 1987. С. 318). В 21 в. силами Рязанского художественного музея – центра изучения наследия Пожалостина делается попытка пересмотреть отношение к его искусству и утвердить ценность его произведений в истории русской печатной графики 2-й половины 19 в.