Графики

Женщины – графики

Грундиг Леа
Грундиг Леа
Гру́ндиг Ле́а (1906–1977), немецкая художница-график, книжный иллюстратор. Представительница новой вещественности. Активный политический деятель ГДР; член Коммунистической партии Германии (с 1926), группы ASSO (Ассоциация революционных художников Германии, 1929), Социалистической единой партии Германии (с 1964). Доцент (1949), профессор (1950–1967) Академии изящных искусств в Дрездене. Член Германской академии художеств в Берлине (ГДР; с 1961). Президент Союза художников ГДР (1964–1970). Автор графических циклов антифашистского, антимилитаристского и идеологического характера («Под свастикой», 1936; «Борьба с атомной угрозой», 1957; «Коммунистический манифест», 1964–1970), книжных иллюстраций.
Кольвиц Кете
Кольвиц Кете
Ко́львиц Ке́те (1867–1945), немецкий график и скульптор. Автор серий гравюр («Восстание ткачей», 1895–1898; «Крестьянская война», 1902–1908; «Смерть», 1934–1937, и др.), скульптурных произведений («Материнство», 1937; «Пьета», 1937–1939, оба – Государственные музеи, Берлин). В 1919 г. Кольвиц стала первой женщиной – членом и профессором Прусской академии искусства; в 1927 г. посетила СССР. С приходом к власти нацистов Кольвиц была вынуждена покинуть Академию художеств, лишилась права на участие в выставках, но продолжала работать.

Гравюра

Белланж Жак
Белланж Жак
Белла́нж Жак [около 1575 (1560?; 1565?) – 1616], французский живописец, рисовальщик и гравёр. Придворный художник герцогов Лотарингских Карла III и Генриха II. Автор религиозных и мифологических композиций, портретов, проектов костюмов и декораций для театральных постановок и придворных празднеств. В творчестве Белланжа нашли отражение основные тенденции искусства позднего маньеризма и раннего барокко. Автор живописных произведений («Экстаз святого Франциска», около 1600; Лотарингский музей, Нанси; «Оплакивание Христа», 1616–1617, Эрмитаж, Санкт-Петербург), около 80 рисунков, эстампов, выполненных в техниках офорта («Три Марии у Гроба Господня», «Благовещение», все – 1613–1616).
Калло Жак
Калло Жак
Калло́ Жак (1592–1635), французский гравёр и рисовальщик. Учился в Нанси, Риме. С 1611 г. – во Флоренции, где А. Темпеста обучил Калло технике офорта. Оформлял праздники и представления при дворе герцогов Медичи. Изобрёл новую разновидность офорта – т. н. технику твёрдого лака (франц. vernis dur), впервые применённую им при создании серии «Каприччи» в 1617 г. С 1621 г. в Нанси, придворный художник герцога Лотарингского Карла IV. Калло – автор около 1500 гравюр. Для офортов Калло характерно сочетание панорамы с мельчайшей деталью, реальности с гротеском и иронией. Основные темы офортов Калло: театр и комедия дель арте (серия «Три Панталоне», 1618–1620; «Балли ди Сфессания», 1622, и др.), религиозные сюжеты («Искушение св. Антония», 1634–1635, и др.), военные действия и осмысление последствий войны («Осада Бреды», 1627; «Бедствия войны», 1633, и др.), реалистические сюжеты (серия «Каприччи», 1617, и др.), панорамы («Ярмарка в Импрунете», 1619–1620) и т. д.

Искусство и архитектура США

Геллерт Хуго
Геллерт Хуго
Ге́ллерт Ху́го (1892–1985), американский график, живописец, общественный деятель. В 1906 г. его семья эмигрировала в США. В годы Первой мировой войны, работая под влиянием венгерского модерна, создавал иллюстрации для леворадикальных изданий (Elöre, The Masses и др.), с 1920-х гг. использовал художественный язык русского авангарда, мексиканского мурализма. Был штатным карикатуристом журнала The New Yorker (1925–1946), входил в редакционный совет коммунистического издания New Masses, занимался антифашистской и иной политической и общественной деятельностью. Создавал росписи (столовая Коммунистической партии США в Нью-Йорке, 1928, и др.), книги художника («"Капитал" К. Маркса в литографиях», 1934, и др.).
Лозовик Луис
Лозовик Луис
Лозови́к Лу́ис (1892–1973), американский гравёр, живописец, искусствовед. Жил с 1903 г. в Киеве, эмигрировал в США в 1906 г. В 1920–1924 гг. – в Париже и Берлине, побывал в Москве, испытал влияние кубизма, конструктивизма, других авангардных течений, Ф. Леже, Л. М. Лисицкого и др. Пропагандировал новое советское искусство: по возвращении в Нью-Йорк в 1924 г. читал лекции, написал на их основе книгу «Современное российское искусство» (1925). В 1920-е гг. создавал живописные полотна и литографии в русле прецизионизма, изображая большие промышленные города США. Эстетика «века машин» воплотилась и в полуабстрактной графической серии «Машинные орнаменты» того же периода. С середины 1930-х гг. обратился к остросоциальной тематике: литографии «Сцена забастовки» (1934), «Линчевание» («Закон Линча», 1936).

Графические дизайнеры

Третчиков Владимир Григорьевич
Третчиков Владимир Григорьевич
Тре́тчиков Влади́мир Григо́рьевич (1913–2006), южноафриканский график и живописец русского происхождения. В 1924 г. эмигрировал с семьёй в Китай. Работал в Шанхае, Сингапуре как журнальный иллюстратор, рекламный график, также создавал рассчитанные на европейскую аудиторию живописные работы с «экзотическими» сюжетами из жизни местных жителей (портреты и жанровые сцены; «Последние ныряльщики», конец 1930-х гг., и др.). Во время Второй мировой войны занимался живописью в Индонезии. С 1946 г. жил в Кейптауне. Его живописные работы приобрели в 1950-х – первой половине 1970-х гг. большую популярность в странах Содружества, выставки проходили в Великобритании, Канаде, США и т. д. Особенно широко распространились, став приметой времени, репродукции его работ (например, полотна «Китаянка», 1952–1953).
Эшер Мориц Корнелис
Эшер Мориц Корнелис
Э́шер Мо́риц Корне́лис (1898–1972), голландский график. В ранний период творчества создавал пейзажи в реалистическом духе («Сан-Джиминьяно», ксилография, 1923), но также испытал влияние сюрреализма. Начиная с 1940-х гг., основываясь на современных математических и физических теориях, осмыслял в своих произведениях различные логические парадоксы и метаморфозы форм («Рисующие руки», литография, 1948).