Графики

Графики

Графики в России

Графики в России
Дмитрий Плавинский. Собор. 1972

Плавинский Дмитрий ПетровичПлавинский Дмитрий Петрович

Плави́нский Дми́трий Петро́вич (1937–2012), российский живописец, график, автор объектов и инсталляций. Произведения 1950-х – 1960-х гг. относятся к т. н. абстрактно-вещественному периоду, сформировавшемуся под влиянием поездок в Среднюю Азию, по городам Русского Севера, а также поэзии и философии истории В. Хлебникова («Голоса молчания», 1962, Музей современного искусства, Нью-Йорк). После изучения рисунков старых мастеров создал альбом рисунков и монотипий «Книга трав» (1963). С середины 1960-х гг. в работах преобладала религиозная тематика («Новгород. Триптих», 1976, Третьяковская галерея, Москва); с 1983 г. включал в произведения нотную графику [тондо «Мир музыки (Космогония)», 1993, галерея «Табакман», Нью-Йорк]. В 1991–2004 гг. – в Нью-Йорке: инсталляция «Алтарь Нострадамуса» (1991, собрание М. Р. Плавинской), фотоколлажи, ассамбляжи («Память венецианского зеркала», 1997, собрание М. Р. Плавинской).

Женщины-графики

Женщины-графики
Жак Калло. Искушение святого Антония. Флоренция. 1634–1635
Графики
Графики

Калло Жак

Калло Жак
Калло́ Жак (1592–1635), французский гравёр и рисовальщик. Учился в Нанси, Риме. С 1611 г. – во Флоренции, где А. Темпеста обучил Калло технике офорта. Оформлял праздники и представления при дворе герцогов Медичи. Изобрёл новую разновидность офорта – т. н. технику твёрдого лака (франц. vernis dur), впервые применённую им при создании серии «Каприччи» в 1617 г. С 1621 г. в Нанси, придворный художник герцога Лотарингского Карла IV. Калло – автор около 1500 гравюр. Для офортов Калло характерно сочетание панорамы с мельчайшей деталью, реальности с гротеском и иронией. Основные темы офортов Калло: театр и комедия дель арте (серия «Три Панталоне», 1618–1620; «Балли ди Сфессания», 1622, и др.), религиозные сюжеты («Искушение св. Антония», 1634–1635, и др.), военные действия и осмысление последствий войны («Осада Бреды», 1627; «Бедствия войны», 1633, и др.), реалистические сюжеты (серия «Каприччи», 1617, и др.), панорамы («Ярмарка в Импрунете», 1619–1620) и т. д.

Искусство Нового времени

Искусство Нового времени

Белланж Жак

Белланж Жак
Белла́нж Жак [около 1575 (1560?; 1565?) – 1616], французский живописец, рисовальщик и гравёр. Придворный художник герцогов Лотарингских Карла III и Генриха II. Автор религиозных и мифологических композиций, портретов, проектов костюмов и декораций для театральных постановок и придворных празднеств. В творчестве Белланжа нашли отражение основные тенденции искусства позднего маньеризма и раннего барокко. Автор живописных произведений («Экстаз святого Франциска», около 1600; Лотарингский музей, Нанси; «Оплакивание Христа», 1616–1617, Эрмитаж, Санкт-Петербург), около 80 рисунков, эстампов, выполненных в техниках офорта («Три Марии у Гроба Господня», «Благовещение», все – 1613–1616).
Жак Белланж. Благовещение. 1613–1616

Денон Доминик

Денон Доминик
Дено́н Домини́к (1747–1825), французский график, гравёр, писатель, дипломат; барон (1812). Принимал участие в качестве художника в Египетской экспедиции Наполеона Бонапарта (1798–1799); опубликовал «Путешествие по Нижнему и Верхнему Египту» (1802) с собственными гравюрами (свыше 300); по рисункам Денона выполнены гравюры для 20-томного издания «Описание Египта» («Description de l’Egypte», 1809–1822) Э.-Ф. Жомара. Один из основателей музейного дела во Франции. Генеральный директор музеев Франции (с 1802): Центрального музея искусств Республики (ныне Лувр), Версаля, мануфактур фарфора в Севре, гобеленов в Бове и др. Имя Денона носит одно из крыльев Лувра.
Виван, барон Денон Доминик. Мужчина с записной книжкой. Офорт

Орловский Александр Осипович

Орловский Александр Осипович
Орло́вский Алекса́ндр О́сипович (1777–1832), польский и российский живописец и график, академик петербургской Академии художеств (1809). Создавал многочисленные батальные и жанровые сцены, романтизированные изображения всадников и воинов («Бивуак казаков», 1809, Русский музей; «Всадники-турки», 1819, Третьяковская галерея, и др.), пейзажи, зарисовки представителей военных полков и народностей России («Черкес», 1807, ГРМ), городских типов. Мастер графического портрета (Ч. Камерон, уголь, сангина, мел, 1809, ГРМ; автопортреты и др.), один из основоположников шаржа и политической карикатуры в русской графике.
Александр Орловский. Персидский всадник. 1819