#Психологические терминыПсихологические терминыИсследуйте Области знанийУ нас представлены тысячи статейТегПсихологические терминыПсихологические терминыНайденo 306 статейПсиходиагностические технологииПсиходиагностические технологии Психодиагностическая беседаПсиходиагности́ческая бесе́да, способ психологического взаимодействия, предполагающий прямой вербальный контакт (устный расспрос) специалиста-психолога с клиентом (обследуемым, пациентом) с целью получить информацию о проблеме, истории жизни человека и иных данных о нём. Психодиагностическая беседа относится к методам нестандартизированного опроса. Основу психодиагностической беседы составляют адресно и корректно поставленные вопросы. Помимо рассказа и расспроса используется наблюдение. В ходе психодиагностической беседы реализуются несколько функций профессиональной коммуникации: инсентивная, гностическая, презентативная, корректирующая, поддерживающая и активизирующая.Психические, психофизиологические процессы или явления АмбидекстрияАмбиде́кстри́я, способность одинаково хорошо выполнять действия и правой, и левой рукой. В современной психофизиологии амбидекстрия рассматривается как вариант функциональной асимметрии, когда функции между парными органами распределяются одинаково. Может быть врождённой и приобретённой. Термин «амбидекстрия» используется и в других значениях (организационная амбидекстрия, поведенческая амбидекстрия).Термины ПоведениеПоведе́ние, действия и реакции, включая их скрытые формы, которые проявляются у организмов во взаимодействии с окружающей средой. Одно из ключевых понятий ряда научных дисциплин, в том числе психологии, биологии, социологии. В 20 в. развёрнутые представления о поведении сложились преимущественно в рамках бихевиоризма – научного направления, которое придаёт особое значение наблюдаемым реакциям организма, возникающим в ответ на стимулы окружающей среды. В современном понимании термин «поведение» обычно охватывает как внешние, наблюдаемые проявления, так и внутренние процессы.Научные теории, концепции, гипотезы, модели Модель перфекционизма СлейниМоде́ль перфекциони́зма Сле́йни, разработанная Р. Слейни и его коллегами модель перфекционизма, описывающая стремление человека к совершенству как многомерный феномен, включающий три компонента: высокие личные стандарты, стремление к упорядоченности и несоответствие между высокими личными стандартами и качеством выполняемой деятельности. Модель легла в основу методики Слейни «Почти совершенная шкала», которая оценивает параметр несоответствия как ключевую характеристику дезадаптивного перфекционизма. Ныне существуют различные версии методики, измеряющие несоответствие в семейных и диадических взаимоотношениях.Психические, психофизиологические процессы или явления Формализм в обученииФормали́зм в обуче́нии, психологическое и педагогическое явление, заключающееся в механическом заучивании обучающимися подлежащего усвоению материала без достаточного понимания его содержания. Формализм тормозит психическое развитие школьников и не способствует формированию их познавательной мотивации. Преодолению формализма в обучении было посвящено Всероссийское совещание по народному образованию 1944 г., которое положило начало его исследованиям в педагогике (М. Н. Скаткин) и психологии (Л. И. Божович, Н. А. Менчинская и др.). Формализм выступает одной из главных причин школьной неуспешности; его преодоление и профилактика входят в число задач, стоящих перед школьными учителями.Научные теории, концепции, гипотезы, модели Модели перфекционизмаМоде́ли перфекциони́зма, научные психологические концепции, описывающие источники, содержание и механизмы перфекционизма (стремления человека к совершенству). В первых психоаналитических, бихевиоральных и когнитивных моделях стремление к совершенству описывалось как одномерный феномен, связанный с установлением высоких личных стандартов. Следующим этапом в осмыслении природы перфекционизма стали многомерные модели, описывающие не только личные, но и социальные характеристики стремления к совершенству, такие как ожидание безупречности от значимых других и потребность соответствовать высоким стандартам окружающих. Ныне перфекционизм изучается в рамках дуальной модели с описанием позитивных и негативных проявлений стремления к совершенству.Научные направления Описательная психология ОссориоОписа́тельная психоло́гия Оссо́рио, направление психологических исследований в США, основанное П. Г. Оссорио в 1960-х гг. Этот вариант описательной психологии опирается на американскую традицию изучения поведения и философские концепции прагматизма и позитивизма, в особенности на идеи Р. Карнапа и Л. Витгенштейна, и независим от европейской описательной психологии, связанной с именами В. Дильтея и Ф. Брентано. Основной задачей описательной психологии в трактовке Оссорио является точное описание человеческого поведения, которое должно предшествовать всякой психологической теории, а также разработка методологического инструментария, позволяющего достичь более объективного (научного) описания. Оссорио выделены формальные параметры для анализа конкретного поведения и сравнения поведения различных людей, такие как индивидуальный стиль (своеобразие поведения), отражённые в поведении знания, умения, желания, поведенческие стратегии (особенности выполнения тех или иных действий), результаты и достижения, влияние на поведение особенностей личности, приписываемая поведению субъективная значимость.Термины Эффект фреймированияЭффе́кт фрейми́рования (англ. framing effect), в общем виде понятие, которое фиксирует влияние способа подачи информации на её восприятие аудиторией. Фреймировать, согласно исследователю коммуникации и медиа Р. Энтману, означает выделить определённые аспекты воспринимаемой реальности и акцентировать их в коммуникативном тексте так, чтобы способствовать формулировкам проблемы и её причины, моральной оценки и решения. Исследователи рассматривают фреймы не только с социологической точки зрения как элементы дискурса, задающие его структуру, но и с психологической – как когнитивные структуры, влияющие на восприятие информации.Термины Стандартизация тестаСтандартиза́ция те́ста, комплекс мероприятий при разработке измерительного теста, включая сбор обширного банка данных с целью получения репрезентативных тестовых норм. После стандартизации в процедуру теста запрещается вносить модификации; в случае такой необходимости создаётся новая версия методики. Процедура обеспечивает одинаковые условия проведения обследования для всех испытуемых (тестируемых) и независимость его результатов от поведения диагноста. Стандартизируются такие основные компоненты тестовой методики, как инструкция, стимульный материал, ключи и тестовые нормы.Термины Трудность тестового заданияТру́дность те́стового зада́ния, психометрическая характеристика, относящаяся к вероятности верного или ключевого ответа на задание в педагогическом или психологическом тестировании. Существуют 2 подхода к оценке трудности тестового задания – классический, реализующийся в рамках классической теории тестирования, и современный, реализующийся в рамках теории ответов на тестовые задания. 12345