Универсалии
Универса́лии (от лат. universalis – общий, всеобщий), общие понятия. В философской проблеме онтологического и гносеологического статуса универсалий ставится вопрос о том, что́ такое реальное бытие, каким образом существует идеальное, как соотносятся мышление и действительность, общее и единичное.
В явном виде учение об универсалиях появляется вместе с платоновской теорией «идей» и концепцией формы и материи Аристотеля. Платон считал, что общим понятиям соответствует истинное бытие («идеи»), единичные же вещи чувственного мира суть результат ограничения и дробления общего при взаимодействии его с небытием. Согласно Аристотелю, в познании общее вторично и обнаруживается только в первичных сущностях, т. е. в единичных объектах, данных в чувственном опыте.
В сжатом виде проблема универсалий выражена Порфирием во «"Введении" к аристотелевским "Категориям"»: существуют ли роды (греч. γένη) и виды (греч. εἴδη) самостоятельно, и в таком случае телесны они или бестелесны, или же они существуют только в мышлении, и в таком случае обособлены они или находятся в чувственных явлениях? Формулировка Порфирия и в её передаче Боэцием послужила основой средневекового спора об универсалиях, ставшего важной темой схоластики. В конце 11 – начале 12 вв. выделились основные типы его решения: номинализм, реализм и концептуализм. Борьба этих трёх направлений прошла через всё Средневековье, стимулируя развитие логики и онтологии, а также систематизацию теологии.
Доминирующая тема философии Нового времени – основания достоверного познания – также требовала решения проблемы универсалий. Был поставлен вопрос о происхождении абстракций (Дж. Локк), выдвинута идея репрезентативной абстракции, выполняющей функции общего в познании (Т. Гоббс, Дж. Беркли), устанавливалось различие между правильно и неправильно образованными абстракциями (Б. Спиноза). В трансцендентальной философии И. Канта универсалии выступают как элемент синтеза, создающего предмет познания, а не как самостоятельные сущности. Предпринятый Кантом пересмотр природы универсалий завершился в учении Г. В. Ф. Гегеля о восхождении от абстрактного к конкретному.
В аналитической философии 20 в. акцент в исследовании проблемы универсалий переносится с эпистемологии на анализ языка науки и в конечном счёте обыденного языка. У. Куайн рассматривает универсалии как речевые штампы, которые не имеют самостоятельного смысла, приобретая относительный смысл лишь при интерпретации одной теории объектов посредством другой. Л. Витгенштейн выдвинул теорию «семейных сходств», согласно которой группа объектов, объединяемых универсалией, не имеет обязательного общего признака, хотя связана реальной системой сходств. Обеим концепциям присущи ориентация на языковое поведение как последнюю смысловую реальность, а также парадоксальное сближение идей номинализма и реализма.