#Средневековые философские школыСредневековые философские школыИсследуйте Области знанийУ нас представлены тысячи статейТегСредневековые философские школыСредневековые философские школыНайденo 20 статейФилософские школы, направления, движенияФилософские школы, направления, движения ОккамизмОкками́зм, направление в схоластике 14–15 вв., сформировавшееся главным образом под влиянием методологии и философии У. Оккама. Характерно критическое отношение к синтезу аристотелизма и христианского богословия – ключевому элементу схоластической мысли предшествующего периода. Общим для большинства оккамистов были эмпиризм в теории познания, номинализм в онтологии (подразумевавший также критику традиционной метафизики) и скептическое отношение к применению рациональных методов в богословии (вплоть до полного их отрицания).Религиозно-философские школы, направления, движения СкотизмСкоти́зм, направление в католической философско-богословской мысли, возникшее в результате развития идей Иоанна Дунса Скота. Развивалось среди монахов-францисканцев и после упадка в 18 в. остаётся частью богословской традиции ордена.Религиозно-философские школы, направления, движения ВедантаВеда́нта, наиболее влиятельное направление индийской религиозно-философской мысли, одна из шести ортодоксальных систем (даршан). Сложилась примерно к 7–8 вв. Обычно объединяется в одну группу с мимансой, отсюда её другое название – уттара-миманса, или поздняя миманса, в отличие от пурва-мимансы (первой мимансы), также провозгласившей свою непосредственную связь со священными текстами. В отличие от мимансы веданта учит не осмыслению ритуальных правил, а определённой целостной интерпретации откровения (Шрути).Философские школы, направления, движения НьяяНья́я, школа (даршана) индийской философии, разрабатывавшая преимущественно проблемы методологии диспута, диалектики, логики и теории познания. Исторические истоки ньяи восходят к поздневедийскому ритуалу прений жрецов-эрудитов и экзегетов жертвоприношения, развивавших специальную дисциплину ведения диспута (ваковакья). Окончательно базовый текст ньяи – «Ньяя-сутры» – по-видимому, сформировался к 3–4 вв. Каждый из 5 разделов «Ньяя-сутр» содержит по 2 главы, в которых описываются 16 нормативных категорий (падартха) ньяи. Важное место в сутрах занимает доказательство значимости четырёх источников познания (восприятие, умозаключение, сравнение и слово авторитета) в полемике с буддистами и представителями мимансы. Начиная с 12–13 вв. развитие ньяи осуществляется в рамках единой даршаны ньяи-вайшешики. В противоположность буддийскому номинализму для философии ньяи характерен реализм – признание не только независимого существования универсалий, существующих до вещей, в вещах и после них, но и непосредственного «умозрительного» восприятия самой их присущности (самавая) вещам.Философские школы, направления, движения Оксфордская школа (объединение философов)О́ксфордская шко́ла, объединение философов и учёных, существовавшее при Мертон-колледже Оксфордского университета в 14 в. и прославившееся разработкой метода изучения природы, основанного на математизации физических процессов. Соединяя физику Аристотеля и учение Евклида о пропорциях, калькуляторы стремились создать единую систему «математической физики» на основе арифметико-алгебраического выражения качества. Главное достижение калькуляторов – теорема о среднем градусе скорости, или «мертонское правило» (англ. Merton rule), согласно которому равномерно ускоряющееся или замедляющееся движение эквивалентно равномерному движению со средней скоростью. Сочинения калькуляторов способствовали введению новых математических понятий, включавшихся, однако, в устоявшуюся систему перипатетической физики.Философы Иоанэ ПетрициИоа́нэ Петри́ци (ум. около 1125), грузинский философ, представитель неоплатонизма.Религиозно-философские школы, направления, движения АвгустинианствоАвгустиниа́нство, направление в философии и католической теологии, исходящее из идей Аврелия Августина. Возникло в 5 в. в среде непосредственных учеников и последователей Августина. Их деятельность, преимущественно комментаторская, была определена полемикой с пелагианством и полупелагианством (прежде всего о соотношении благодати и свободы воли). Представители августинианства, как правило, не проводили чётких границ между теологией и философией, видя в них взаимодополняющие способы постижения одной и той же – христианской – истины; философии при этом отводилась вспомогательная функция рационального обоснования догматов теологии. Вера предшествует разуму, без направляющего спасительного света веры философия пуста и губительна.Философы Вальтер Сен-ВикторскийВа́льтер Сен-Викто́рский (ум. после 1180, Париж), средневековый католический богослов, представитель сен-викторской школы. Автор полемического трактата «Против четырёх лабиринтов Франции» (1177–1178), направленного против Пьера Абеляра, Петра Ломбардского, Петра из Пуатье и Гильберта Порретанского.Философы БонавентураБонавенту́ра (1217/1218–1274), философ-схоласт, богослов и мистик, представитель августинианства. Философия Бонавентуры – августиновский платонизм, вобравший опыт Сен-Викторской школы 12 в. и обновлённый в соответствии с запросами эпохи. От современных ему католических аристотеликов, прежде всего от Фомы Аквинского, Бонавентуру отличало не только принципиальное предпочтение платонической традиции (опосредованной учением Августина) как более духовной и отвечающей задачам обоснования христианского вероучения, нежели аристотелевский рационализм, но и значительно менее оптимистический взгляд на познавательные возможности «естественного» человеческого разума, а значит – языческой мысли как таковой. Бонавентура настаивал на том, что без помощи Откровения философия обречена на заблуждения даже в сфере собственно философской, небогословской проблематики.Философские школы, направления, движения АверроизмАверрои́зм, направление в западноевропейской средневековой философии, представители которого стремились возродить философию Аристотеля в её целостности, основываясь на её интерпретации Ибн Рушдом. Сложился в 1260–1270-х гг. в Парижском университете, на факультете искусств (философском факультете), где его основными представителями были Боэций Дакийский и Сигер Брабантский. Выдвинули концепцию «двух истин», в соответствии с которой сферы разума и веры радикально отличны и независимы друг от друга: то, что истинно с точки зрения теологии, может быть ложным с точки зрения философии, и наоборот. 12