Муравьёв-Апостол Матвей Иванович
Муравьёв-Апо́стол Матве́й Ива́нович (до 1801 – Муравьёв) [25.4(6.5).1793, Санкт-Петербург – 21.2(5.3).1886, Москва], российский общественный и политический деятель, участник движения декабристов, мемуарист, подполковник (1823). Из рода Муравьёвых. Брат С. И. Муравьёва-Апостола, двоюродный брат Н. М. Муравьёва, троюродный брат М. С. Лунина.
Ранние годы
Детство провёл главным образом в Гамбурге (1798–1800, где его отец служил посланником), а затем во Франции (1802–1809), где вместе с братом Сергеем обучался в парижском пансионе Хикса (среди его соучеников – А. де Виньи). Во время проживания за границей имел достаточно слабое представление о российских реалиях.
В 1809 г. вернулся в Россию, где начал обучаться русскому языку, которым до этого владел довольно плохо. В 1810–1811 гг. проживал в Москве. Член дружеского общества «Чока» (1810–1811), образованного по инициативе Н. Н. Муравьёва. Участники увлекались чтением произведений Ж.-Ж. Руссо и мечтали об учреждении на острове Сахалин республики на основе идей, изложенных в «Общественном договоре».
В июле – ноябре 1811 г. обучался в Корпусе инженеров путей сообщения. В обстановке ожидания войны с Францией принял решение о поступлении на военную службу.
На военной службе и в декабристском движении
Служил в лейб-гвардии Семёновском полку (1811–1821), где сблизился с И. Д. Якушкиным, с которым поддерживал тесные дружеские отношения до его смерти. Участник Отечественной войны 1812 г. Отличился в Бородинском сражении 1812 г., по ходатайству солдат своей роты (согласно существовавшей практике) был награждён знаком отличия Военного ордена Святого Георгия. Участник Заграничных походов российской армии 1813–1814 гг. и 1815 г. Отличился в Кульмском сражении 1813 г. (ранен в ногу, награждён орденом Святой Анны 3-й степени и знаком отличия Прусского железного креста).
Адъютант малороссийского генерал-губернатора князя Н. Г. Репнина (из рода Репниных) (1818–1822). В 1821–1822 гг. числился в лейб-гвардии Егерском полку (переведён в связи с раскассированием лейб-гвардии Семёновского полка после выступления 1820). В декабре 1821 г. на парадном обеде в честь тезоименитства императора Александра I демонстративно отказался пить за здоровье государя, в результате чего разорвал отношения с Репниным и был вынужден оставить должность адъютанта. Служил в Полтавском пехотном полку (1822–1823). С 1823 г. в отставке. Проживал в основном в Санкт-Петербурге и в имении отца Хомутец Миргородского уезда Полтавской губернии (ныне село Хомутец Миргородского района Полтавской области, Украина).
Во 2-й половине 1810-х – 1-й половине 1820-х гг. находился под сильным влиянием своего брата Сергея. После Отечественной войны 1812 г. отличался глубоким патриотизмом, неприязнью к полякам как к бывшим союзникам императора Наполеона I. Критически относился к внутренней и внешней политике Александра I: осуждал введение военных поселений, симпатии государя к полякам и т. д. Не одобрял существование крепостного права (хотя в это время не придавал крестьянскому вопросу большого значения), считал конституцию залогом успешного развития общества (возможно, некоторое время поддерживал идею установления республики).
Масон, член лож «Соединённых друзей» (с 1815) и «Трёх добродетелей» (1816–1820). Член артели офицеров лейб-гвардии Семёновского полка (1815; прямого упоминания Муравьёва-Апостола как члена артели источники не содержат). Один из основателей и член Союза спасения (1816–1817). В 1816 г. вместе с другими членами тайного общества (П. И. Пестелем, князем С. П. Трубецким, Ф. Н. Глинкой и др.) по подписке слушал курс политической экономии профессора Санкт-Петербургского университета К. Ф. Германа [Восстание декабристов (ВД). Т. 9. Москва, 1950. С. 216]. Участник «Московского заговора» (сентябрь 1817), поддерживал идею цареубийства. Член Военного общества (1817–1818). Член Союза благоденствия и его Коренного совета (1818–1821).
Член Южного общества (1822–1825). Поддерживал деятельность брата Сергея, в то же время критически оценивал влияние на него М. П. Бестужева-Рюмина. Выступал категорически против ведения переговоров с польским «Патриотическим обществом» о совместной деятельности. В 1823–1824 гг. по поручению руководства Южного общества находился в Санкт-Петербурге, участвовал в заседаниях Северного общества, вёл переговоры с его членами (наряду с А. В. Поджио, князьями С. Г. Волконским и А. П. Барятинским, и др.) об объединении обеих декабристских организаций. Добивался согласия «северян» на избрание «директора», который одновременно должен был войти в состав Директории Южного общества, и принятие ими программы «южан» – «Русской Правды» (в том числе одобрения введения в будущем республиканского правления). По признанию Муравьёва-Апостола на следствии, он стремился также «возбудить» в участниках Северного общества «более рвения и деятельности», так как Санкт-Петербург «предназначался главным пунктом действия» (ВД. Т. 9. С. 281). Посредством переписки поддерживал связи между обеими организациями. Ознакомил руководство Южного общества с содержанием «Конституции» Н. М. Муравьёва, направив членам Директории собственноручно скопированный экземпляр. После неудачных переговоров приехавшего в Санкт-Петербург П. И. Пестеля с руководством Северного общества получил от него распоряжение поддерживать связи с «северянами», но в то же время втайне от них учредить отдельную организацию (не исполнил). Весной 1824 г. участвовал в образовании в Санкт-Петербурге ячейки Южного общества, состоявшей из офицеров Кавалергардского полка и после отъезда Пестеля курировал её деятельность. Не имея в течение длительного времени известий от брата Сергея и решив, что он арестован, в состоянии смятения принял решение совершить покушение на жизнь императора Александра I, о чём сообщал Ф. Ф. Вадковскому и П. Н. Свистунову; впоследствии, получив от брата письмо, отказался от своего намерения.
Примерно с 1823 г., согласно письму брату Сергею от 3(15) ноября 1824 г., всё более разочаровывался в деятельности тайных обществ. Считал выступления, готовившиеся декабристами, несвоевременными и обречёнными на поражение из-за поддержки монархии большинством населения, сомневался в способности членов организаций управлять ходом событий в случае начала революционного возмущения. В связи с подобными взглядами осенью 1824 г. при встрече с Н. И. Лорером отказался от участия в деятельности Южного общества (в значительной степени по требованию отца, осведомлённого об этом). Однако впоследствии возобновил участие в делах организации, главным образом стремясь предостеречь брата Сергея от опрометчивых шагов. На протяжении 1825 г. продолжал поддерживать связи с сочленами и выполнять поручения П. И. Пестеля (например, безуспешно пытался побудить князя С. П. Трубецкого, служившего дежурным штаб-офицером 4-го пехотного корпуса, к принятию в общество новых членов из состава корпуса).
29 декабря 1825 г. (10 января 1826) вместе с братом был арестован командиром 29-го Черниговского пехотного полка подполковником Г. И. Гебелем в селе Трилесы Васильковского уезда Киевской губернии (ныне Фастовского района Киевской области Украины). Освобождён из-под ареста офицерами полка, выступившими против действий командира. Присоединился к восстанию Черниговского полка, хотя не одобрял его стихийного характера и стремился уговорить брата его прекратить (ВД. Т. 9. С. 205, 235–236). При подавлении восстания арестован 3(15) января 1826 г. в селе Ковалёвка Васильковского уезда Киевской губернии (ныне Белоцерковского района Киевской области Украины). 15(27) января доставлен в Санкт-Петербург, заключён на главной гауптвахте, 17(29) января переведён в Петропавловскую крепость. Во время следствия пережил тяжёлое психическое расстройство, сопровождавшееся галлюцинациями и мыслями о самоубийстве, от которого его сумели отговорить брат Сергей и священник П. Н. Мысловский, передавший декабристу увещевательное письмо брата (опубликовано другом Муравьёва-Апостола А. П. Беляевым в 1886). Под влиянием тяжёлого душевного состояния давал откровенные показания о своём участии в движении декабристов. Во время заключения в крепости делал отрывочные записи дневникового характера на полях Евангелия, присланного из дома (опубликованы в 1922), в которых отразилось его душевное состояние в преддверии ожидавшейся им своей скорой кончины.
Годы заключения и ссылки
Осуждён по 1-му разряду и по конфирмации 10(22) июля 1826 г. приговорён к 20 годам каторжных работ; лишён чинов, наград и дворянства. На вынесение более мягкого приговора, чем другим осуждённым по 1-му разряду, повлияло ознакомление членов Верховного уголовного суда 1826 г. с письмом Муравьёва-Апостола брату 1824 г. 22 августа (3 сентября) 1826 г. срок каторги был сокращён до 15 лет. В 1826–1827 гг. находился в заключении в Роченсальмской крепости (ныне г. Котка, Финляндия). По случаю рождения великого князя Константина Николаевича в сентябре 1827 г. был освобождён от каторжных работ и отправлен в Сибирь прямо на поселение. В 1828–1829 гг. находился на поселении в Вилюйске Якутской области, в 1829–1836 гг. – в Бухтарминской крепости (ныне не существует) Омской области (переведён по ходатайству сестры Е. И. Бибиковой), в 1836–1856 гг. – в Ялуторовске Тобольской губернии, где занимался метеорологическими наблюдениями и преподаванием французского языка в местной школе, организованной ссыльными декабристами (И. Д. Якушкиным, И. И. Пущиным, Е. П. Оболенским, В. К. Тизенгаузеном).
После амнистии
Восстановлен в прежних правах по амнистии 26 августа (7 сентября) 1856 г. В 1857 г. проживал в сельце Петровское-Зыково Московского уезда Московской губернии (ныне в черте Москвы). В 1857–1868 гг. проживал в Твери. В 1858 г. получил разрешение жить в Москве, в 1863 г. – в Санкт-Петербурге; тогда же ему было разрешено носить знак отличия Прусского железного креста. С 1868 г. жил в Москве. В 1883 г. в связи с празднованием 200-летия лейб-гвардии Семёновского полка ему был возвращён знак отличия Военного ордена Святого Георгия.
Эпистолярное и мемуарное наследие
На протяжении всей жизни вёл обширную переписку (опубликована фрагментарно). Среди адресатов: брат Сергей, племянник М. И. Бибиков, воспитанница А. П. Созонович, И. Д. Якушкин, И. И. Пущин, князь С. П. Трубецкой, П. Н. Свистунов, Г. С. Батеньков и др. В письмах содержатся подробности биографий близких знакомых и друзей декабриста (М. С. Лунина, П. Я. Чаадаева, А. П. Ермолова, Д. Н. Блудова и др.), описания эпизодов из жизни В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, Н. М. Карамзина, Ф. Н. Глинки, а также Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого, с которыми Муравьёв-Апостол познакомился в 1860–1870-х гг. (его устный рассказ об отказе его брата Сергея от телесных наказаний солдат во время службы в лейб-гвардии Семёновском полку был использован Толстым в рассказе «Стыдно»), записи вариантов (отличающихся от общеизвестных) эпиграмм на Карамзина и Жуковского, куплетов солдатских песен и т. п.
Муравьёв-Апостол выражал в переписке свои взгляды на характер и историю движения декабристов, отношение к Великим реформам императора Александра II, российскому общественному движению 1860–1870-х гг. и др. До конца жизни гордился принадлежностью к «Тайному Союзу», подчёркивал его национальные корни. Вместе с тем, по свидетельству П. И. Бартенева, Муравьёв-Апостол «всегда благодарил Бога на неудачу 14-го декабря…», говорил, «что мы жестоко ошибались, что конституция вообще не составляет счастия народов, а для России в особенности непригодна». ([Бартенев П. И.] М. И. Муравьёв-Апостол. [1793–1886 : некролог] // Русский архив. 1886. № 5. С. 144). Оставаясь убеждённым патриотом, был сторонником сохранения единства России и по-прежнему резко негативно относился к идее независимости Польши (в этом вопросе солидаризировался с мнениями М. Н. Каткова и Ф. М. Достоевского, взгляды которого на российскую национальную политику считал близкими воззрениям П. И. Пестеля и С. И. Муравьёва-Апостола). Во многом в силу неприятия идеи польской независимости Муравьёв-Апостол характеризовал императора Александра I как «отвратительную личность», питавшую, по его мнению, «ненависть к России» («Непостижима дерзость безумцев». 1991. С. 88, 91).
Испытывая сочувствие к положению широких масс населения (крестьян, солдат и т. п.), приветствовал реформы императора Александра II, проведение которых (в первую очередь крестьянской реформы 1861) считал залогом будущего успешного самобытного развития России. Скептически оценивал возможность применения европейских радикальных социально-политически теорий 19 в. к российской действительности, упоминая социализм и коммунизм наряду с «прочими заграничными бреднями» («Непостижима дерзость безумцев». 1991. С. 89). В связи с этим критически относился к российскому революционному и либеральному движению 2-й половины 19 в., подчёркивая их деструктивный характер («революция искажает общественную нравственность до мозга костей») («Непостижима дерзость безумцев». 1991. С. 90).
В 1860–1880-х гг. работал над мемуарами (носят отрывочный характер, впервые опубликованы в составе единого сборника в 1922, переизданы в 1982). Собственноручно написал ряд текстов: о восстании Черниговского полка (опубликован в 1871), о брате Сергее [представляет собой отзыв на биографический очерк, написанный М. К. Балласом (студентом, подрабатывавшим написанием журнальных статей, впоследствии известным виноделом); опубликован в 1873], о собственном детстве (опубликован в 1888). Другие очерки были записаны под диктовку Муравьёва-Апостола А. П. Беляевым (о пребывании декабриста в Сибири, опубликован в 1886) и А. П. Созонович, исполнявшей в последние годы жизни Муравьёва-Апостола (особенно когда он почти ослеп) обязанности его секретаря («Заметки по поводу "Записок Н. Н. Муравьёва-Карского о Бородинском сражении"», опубликован в 1885; «Убийство Павла I», опубликован в 1911; «Из записок М. И. Муравьёва-Апостола. Семёновская история», опубликован в 1914). При работе над воспоминаниями Муравьёв-Апостол опирался на собственную память; основой для создания очерка об убийстве императора Павла I послужил рассказ очевидца переворота 11(23) марта 1801 г. К. М. Полторацкого, с которым декабрист познакомился в Твери, а также сведения, сообщённые ему в 1820 г. участником заговора – бывшим полковым адъютантом лейб-гвардии Преображенского полка и плац-майором Михайловского замка А. В. Аргамаковым. Мемуары обладают значительной фактической точностью, довольно полно охватывают биографию автора от рождения до начала 1830-х гг., в них освещён ряд важнейших событий политической и военной истории России 1-й четверти 19 в. [убийство императора Павла I, Отечественная война 1812 (участием в ней очень гордился, оценив её влияние на становление мировоззрения известной фразой: «мы были дети 1812 года» – Воспоминания и письма. 1982. С. 177–178), Заграничные походы российской армии, выступление Семёновского полка 1820, восстание Черниговского полка и т. д.], причём при работе над ними Муравьёв-Апостол был предельно сдержан в суждениях и оценках.
Написал примечания к мемуарному очерку Ф. Ф. Вадковского «Белая Церковь», впервые опубликованному А. И. Герценом и Н. П. Огарёвым в составе сборника «Воспоминания декабристов» (Вадковский. 1931. С. 199–201; Эйдельман. 1966. С. 241–242). По мнению Н. Я. Эйдельмана, Муравьёв-Апостол также мог быть автором статьи «Семёновская история», опубликованной в 1857 г. в 3-й книге альманаха «Полярная звезда» (Эйдельман. 1966. С. 48–73).
Похоронен в Московском Новодевичьем в честь Смоленской иконы Божией Матери женском монастыре.