«Конституция» Н. М. Муравьёва
«Конститу́ция» Н. М. Муравьёва, конституционный проект, составленный в 1821–1826 гг. Н. М. Муравьёвым, одним из лидеров Северного общества декабристов. Сохранились 3 редакции «Конституции».
Источники
При создании конституционного проекта Н. М. Муравьёв опирался на очень широкий круг источников: действовавшие конституции государств Европы и Северной Америки (французская Конституция 1791, Кадисская конституция 1812, октроированные конституции германских государств, Конституция США и основные законы всех штатов и др.), российские конституционные проекты (Государственная уставная грамота), политические сочинения эпохи Просвещения [«О духе законов» Ш. Л. Монтескьё и комментарии А. Дестюта де Траси, «Наказ» российской императрицы Екатерины II, проект графа Н. И. Панина и Д. И. Фонвизина об ограничении самодержавия в России (был сообщён Муравьёву М. А. Фонвизиным) и др.], труды по географии («Географический лексикон Российского государства» Г. Ф. Миллера и Ф. А. Полунина), экономике и статистике («Принципы политической экономии и налогообложения» Д. Рикардо, «Письма г-ну Мальтусу по различным вопросам политической экономии, особенно о причинах всеобщего застоя в торговле» Ж.-Б. Сэя, «Начертание статистики Российского государства» К. И. Арсеньева), истории («История государства Российского» Н. М. Карамзина).
Первая редакция (1821–1822)
1-я редакция «Конституции» была подготовлена Н. М. Муравьёвым осенью 1821 – осенью 1822 г. Была обнаружена в бумагах князя С. П. Трубецкого после его ареста. Хранится в фонде Следственной комиссии 1825–1828 гг. в Государственном архиве Российской Федерации.
Первоначальная редакция проекта именовалась «Предположение для начертания устава положительного образования, когда Е. И. В. благоугодно будет с помощью всевышняго учредить Славяно-росскую империю». Состояла из «Вступления» и 13 глав.
Во «Вступлении» на основании концепции естественного права доказывалось, что «Власть Самодержавная» вредна как для правителей, так и для управляемых, поскольку противоречит «правилам нашей святой веры» и «началам здравого рассудка». По мнению Муравьёва, в современную ему эпоху «все народы европейские достигают Законов и свободы», и этот процесс должен затронуть и Россию, поскольку «более всех их народ Русский заслуживает и то и другое». Во «Вступлении» содержался вывод, что в силу обширности территории и многочисленности населения в России должно установиться «Федеральное или Союзное Правление», при котором «одно законодательное собрание», размещённое в столице, принимало бы постановления общегосударственного характера, а «областные законодательные собрания, образованные наподобие Столичного», ведали бы местными делами (Конституция Н. Муравьева. 1985. С. 253).
В 1-й главе редакции («О народе русском и о правлении») содержалось изложение основных принципов будущего государственного строя. Провозглашалось, что «руский народ свободный и независимый, не есть и не может быть принадлежностию никакого лица и никакого семейства». Поэтому он является «источником верховной власти в государстве» и именно ему «принадлежит исключительное право делать основные постановления для самого себя». Правление в России должно было быть «уставное и союзное» (Конституция Н. Муравьева. 1985. С. 254).
Во 2-й главе («О гражданах») давалось перечисление прав и обязанностей российских граждан, выработанных под влиянием идей европейских просветителей 17–18 вв. (Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Л. Монтескьё, Д. Дидро, П. А. Гольбаха). Указывалось, что гражданство – это «право участвовать в общественном управлении, определенном в сем уставе порядком» – «посредственно» (выбирать должностных лиц или их выборщиков) и «непосредственно» («быть избранным в какое-либо общественное звание по Законодательной, исполнительной или Судебной части») (Конституция Н. Муравьева. 1985. С. 254). Выдвигались следующие условия для получения гражданства: возраст (21 год); «известное и постоянное жительство»; «здравие ума»; личная независимость и свобода от долгов; отсутствие недоимок по платежам «общественных повинностей»; отсутствие судимости; владение недвижимой собственностью на сумму в 500 руб. или движимой на сумму в 1 тыс. руб. (при этом «природный житель Государства Российск[ого]», наживший «своими трудами» «требуемое состояние», автоматически должен был поступить в разряд граждан при условии соответствия другим требованиям). В «Конституции» предусматривалась возможность получения гражданства иностранцами, если они прожили в России 7 лет и приобрели «недвижимую собственность по крайней мере в 500 руб. серебр[ом]»; иностранцы, не получившие прав российского гражданства, не могли быть приняты на гражданскую и военную службу (Конституция Н. Муравьева. 1985. С. 254). Отмечалось, что по истечении 20 лет со времени обнародования и вступления в силу «Конституции» лица, не владевшие русской грамотой, не могли быть признаны гражданами. Предусматривалась и утрата гражданских прав: навсегда – в случае перехода в иностранное подданство, «принятием службы или должности в чужой земле без согласия своего Правительства», «приговором суда к безчестному наказанию, влекущему за собой лишение прав Гражданских»; на время – «судебным объявлением о разслаблении ума и тела», «нахождением под судом», вследствие временного лишения прав, банкротства, недоимок по платежам «общественных повинностей», «нахождением в услужении при ком-либо», «неизвестностью местопребывания, занятий и средств пропитания» (Конституция Н. Муравьева. 1985. С. 254). Специально отмечалось, что представители белого и чёрного духовенства пользуются гражданскими правами в полном объёме.
3-я глава проекта именовалась «О состоянии, правах и обязанностях русских». Согласно «Конституции», русскими провозглашались коренные жители России и «дети Иностранцев», пожелавшие по достижении совершеннолетия остаться в стране. Основной обязанностью русских признавалось исполнение «общественных повинностей»: подчиняться законам и защищать Отечество в случае войны (Конституция Н. Муравьева. 1985. С. 255). Провозглашалась отмена сословного деления и крепостного права, поскольку это противоречит «Христианской вере, по которой все люди братья, все рождены благо, ибо рождены по воле Божией…» (Конституция Н. Муравьева. 1985. С. 255). Планировалось также упразднение купеческих гильдий, ремесленных цехов и чинов по Табели о рангах 1722 г., заимствованных, по мнению Муравьёва, «у Немцев» (Конституция Н. Муравьева. 1985. С. 257). Всем жителям страны даровались свободы: слова, совести, печати, занятий, передвижения, выбора всех местных властей («вредные книги» подлежали преследованию в судебном порядке) (Конституция Н. Муравьева. 1985. С. 255). «Безопасность, жизнь и собственность» должны были оберегаться судом присяжных (Конституция Н. Муравьева. 1985. С. 255). Специально оговаривалось, что никто не мог быть задержан, обвинён или подвергнут заключению без санкции закона; арест без объяснения причин мог длиться не более 24 часов. Право собственности (но только на материальные ценности) объявлялось священным (Конституция Н. Муравьева. 1985. С. 256). В этой связи церковные и помещичьи земли сохранялись за их владельцами. Крестьяне должны были продолжать пользоваться землями помещиков, а при желании переселиться – заплатить землевладельцу компенсацию за потерю доходов от их труда (аналогичные правила вводились для крестьян-арендаторов). Экономические и удельные крестьяне должны выплатить подобную компенсацию своим обществам в счёт земских повинностей; на первых порах они получали обрабатываемую ими землю в общинное владение («общие владельцы»), а в перспективе – в частную собственность. Согласно «Конституции», военные поселения надлежало упразднить, а военных поселян – перевести в разряд «общих владельцев» (Конституция Н. Муравьева. 1985. С. 256). «Кочующим племенам» гражданские права не предоставлялись (Конституция Н. Муравьева. 1985. С. 257).
4-я глава была посвящена будущему территориально-административному устройству России. Н. М. Муравьёв исходил из численности населения страны в 22 млн 630 тыс. жителей мужского пола. Планировалось разделить страну на 14 «держав»: Ботническую с центром в Санкт-Петербурге и населением в 850 тыс. жителей мужского пола; Балтийскую с центром в Новгороде (ныне Великий Новгород) и населением в 2 млн 150 тыс. жителей мужского пола; Заволжскую с центром в Ярославле и населением в 1 млн 450 тыс. жителей мужского пола; Западную с центром в Вильно (ныне Вильнюс) и населением в 1 млн 325 тыс. жителей мужского пола; Днепровскую с центром в Смоленске и населением в 2 млн 800 тыс. жителей мужского пола; Бужскую с центром в Киеве и населением в 1 млн 850 тыс. жителей мужского пола; Черноморскую с центром в Одессе и населением в 815 тыс. жителей мужского пола; Окинскую с центром в Москве и населением в 2 млн 550 тыс. жителей мужского пола; Украинскую с центром в Харькове и населением в 2 млн 650 тыс. жителей; Низовскую с центром в Саратове и населением в 1 млн 575 тыс. жителей мужского пола; Камскую с центром в Казани и населением в 2 млн 517 тыс. жителей мужского пола; Кавказскую с центром в Тифлисе (ныне Тбилиси) и населением в 750 тыс. жителей; Обийскую с центром в Тобольске и населением в 490 тыс. жителей мужского пола; Ленскую с центром в Иркутске и населением в 250 тыс. жителей; наряду с ними должны были быть созданы 2 особые «области»: Славянская с центром в Славянске (так планировалось переименовать Нижний Новгород, который одновременно провозглашался столицей государства) и населением в 500 тыс. жителей мужского пола и Донская с центром в Новочеркасске и населением в 150 тыс. жителей. Более конкретных указаний, какие именно территории должны были войти в состав проектируемых образований, в первой редакции проекта не содержалось, как и пояснений, чем области отличались от держав (Конституция Н. Муравьева. 1985. С. 257). Державы следовало подразделить на уезды (численность населения каждого – 500–1500 жителей мужского пола), а в судебном отношении – «на области, равные пространством нынешним Губерниям» (Конституция Н. Муравьева. 1985. С. 257).
В 5-й главе содержалось описание будущего волостного и уездного управления. Главой уезда должен был стать тысяцкий, избираемый гражданами на 1 год. «Общие владельцы», не обладавшие необходимым капиталом, не получали пра́ва непосредственно участвовать в выборах тысяцкого и других должностных лиц, а могли избрать 1 выборщика от 500 жителей мужского пола. Чтобы быть избранным на должность тысяцкого, кандидат должен был быть не моложе 21 года, проживать в уезде и владеть недвижимым имуществом на 30 тыс. руб. или движимым на 60 тыс. руб. (в уездах, в которых не было лиц, соответствовавших этим требованиям, тысяцких нужно было выбрать из числа наиболее богатых землевладельцев или капиталистов). Согласно «Конституции», одно и то же лицо не имело права избираться на должность тысяцкого более 5 лет подряд. Тысяцкий наделялся всей полнотой исполнительной власти: был обязан созывать избирателей для выбора депутатов Державных дум и других должностных лиц державного управления и председательствовать на их собраниях; исполнять судебные определения, направлять вызовы в суд, объявлять распоряжения правителей держав, составлять список присяжных; собирать налоги; надзирать над тюрьмами и исполнением наказаний; охранять судей во время исполнения ими своих обязанностей, брать под стражу нарушителей порядка; вести учёт лиц, наделённых правами гражданства, которые будут проживать в уезде, и фиксировать их в 4 списках в зависимости от состоятельности. В 1-й список должны были попасть граждане, обладавшие недвижимым состоянием на 30 тыс. руб. серебром или движимым на 60 тыс. и получавшие право быть избранными на должности державного управления и тысяцкими; во 2-й список – владевшие недвижимым имуществом на 15 тыс. и движимым – на 30 тыс. и имевшие право быть избранными в члены Державной думы, судов и другие; в 3-й список – владевшие недвижимым имуществом на 2 тыс. и недвижимым – на 4 тыс. и имевшие право быть избранными в члены Палаты выборных; в 4-й список – владевшие недвижимым имуществом на 5 тыс. и движимым на 10 тыс. и имевшие право стать присяжными и избирателями. Эти списки должны были быть «напечатаны и обнародованы» (Конституция Н. Муравьева. 1985. С. 259). Тысяцкий имел право исключать из списков граждан банкротов и лиц, присуждённых к «позорному наказанию» (Конституция Н. Муравьева. 1985. С. 259). Во главе волости планировалось поставить избранного обывателями на год или более волостного старейшину. Его основная обязанность заключалась в сборе сведений о владельцах движимой и недвижимой собственности, ранжировании их по размеру состояния и сообщении этих данных тысяцкому.
В 6-й главе излагался основной принцип государственного управления, заимствованный у Ш. Л. Монтескьё, – разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную.
В 7-й главе описывалось будущее устройство законодательной власти в державах. Основным законодательным органом должно было стать Законодательное собрание, состоящее из Палаты выборных и Думы. Предполагалось, что члены Палаты выборных будут избираться на 1 год от каждых 10 тыс. человек мужского пола (их число для каждой державы или области в соответствии с намеченным распределением населения варьировалось от 15 до 280). Тем же избирателям следовало выбирать на 4 года членов Державных дум (причём в полном составе их следовало избрать только в 1-й раз, в дальнейшем на избирательных сходках должна была избираться лишь ¼ часть членов взамен ежегодно выбывавших). Численность членов Думы должна была составлять около ⅓ от всех «выборных». Помимо имущественного ценза от кандидатов в члены палаты требовалось достижение 21 года, пользование гражданскими правами в течение 7 лет и местопребывание в державе на момент выборов; от претендентов на избрание членами Думы – достижение 30 лет, обладание гражданскими правами в течение 9 лет и пребывание в державе на момент выборов. Законодательное собрание должно было ежегодно «съезжаться» в конце ноября, а повторно – в сентябре следующего года, причём продолжительность заседаний зависела от количества дел. Для принятия решений требовалось присутствие ⅔ членов палат (за исключением мер «понуждения» в отношении депутатов, постановлений об отсрочке заседаний и производстве новых выборов). Повторное избрание члена Думы предусматривалось по истечении 4 лет, а члена Палаты выборных – 2 лет.
В 8-й главе характеризовались полномочия законодательных органов держав. Предполагалась полная гласность и публичность их заседаний (однако на них планировалось не допускать женщин и несовершеннолетних). Членам Законодательного собрания гарантировалась неприкосновенность личности (за исключением случаев «преступления, измены и нарушения общественного порядка»), а также отсутствие ответственности за мнения, высказанные во время «зак[онодательного] служения» (Конституция Н. Муравьева. 1985. С. 262, 263). Обе палаты Собрания наделялись правом законодательной инициативы. Законодательное собрание державы могло принимать постановления по делам её внутреннего управления, более выгодного административно-территориального деления, регламентации процедуры выборов народных представителей, «делать всякие постановления, лишь бы они не были в противность сего Устава и неотменённых им постановлений», вводить новые налоги на территории державы («общие налоги» – на содержание армии, флота, крепостей, почт, «связей с иностранными Государствами» и другое – назначались всероссийским представительным органом – Народным вечем), учреждать новые учебные заведения и выделять средства на содержание и ремонт путей сообщения (Конституция Н. Муравьева. 1985. С. 263–264). Палата выборных могла выдвигать обвинения против чиновников, а Державная дума – рассматривать их. Власти державы не имели права заключать какие-либо договоры не только с другими государствами, но и с державами, входившими в состав России, заключать мир или объявлять войну, чеканить монету, возводить во дворянство и «учреждать знаки отличия», вводить пошлины на ввоз иностранных товаров и содержать войска без санкции общегосударственного законодательного органа – Народного веча, устанавливать дипломатические связи с другими государствами (Конституция Н. Муравьева. 1985. С. 264). Фактически Н. М. Муравьёв предлагал создание самой широкой федерации, что едва ли могло быть реализовано. «Общие постановления и определения» державы должны были полностью признаваться другими державами, включая права гражданства за кем-либо (евреи могли рассчитывать на права гражданства лишь на территории, заселённой ими) (Конституция Н. Муравьева. 1985. С. 264). После принятия законопроекта обеими палатами он поступал на утверждение главе исполнительной власти – Державному правителю. Если тот принимал законопроект, он становился законом, если нет – документ поступал в палаты для повторного обсуждения и в случае принятия большинством приобретал силу закона.
Согласно 9-й главе, исполнительная власть в державе вручалась Державному правителю, его наместнику (заместителю) и Совету. Державные правители должны были избираться Народным вечем на 3 года из списков лиц, представленных на эту должность Законодательным собранием, и утверждаться императором (помимо имущественного ценза обязательными условиями для кандидатов были возраст не моложе 30 лет и 9-летнее гражданство или жительство в державе). Помимо утверждения законов они должны были «разбирать» присланные тысяцким списки новых выборных и членов Думы, направлять им «пригласительные грамоты», отсрочивать заседания Законодательного собрания (на общий срок до 3 месяцев), принимать начальство над «земским войском» (но без согласия Законодательного собрания не имели права «высылать» его за пределы державы), «прощать» лиц, осуждённых Державной думой, назначать по представлению своего Совета судей и других чиновников. По окончании служения правитель, как и его наместник, мог быть назначен на должность повторно только по истечении 4 лет.
Наместник правителя и советники (члены Совета державы) (от 5 до 9 в разных державах и областях) избирались Законодательным собранием; к кандидатам предъявлялись те же условия, что и к желающим стать правителями. Согласно «Конституции», Совет «участвует во всех мерах и постановлениях Правителя», решая вопросы большинством голосов (Конституция Н. Муравьева. 1985. С. 265). Ежегодно треть членов Совета переизбиралась. Наместник правителя исполнял следующие функции: председательствовал в Совете во время отсутствия правителя (но не имел решающего голоса), исполнял обязанности правителя в случае его болезни или смерти. Также палаты Законодательного собрания каждые 3 года избирали державного дьяка, державного казначея и собирателя пошлин.
Все представители исполнительной власти могли быть лишены своих должностей Державной думой в случае уличения в измене, расхищении казны, «порочном поведении» и других преступлениях (Конституция Н. Муравьева. 1985. С. 266).
В 10-й главе сообщалось, что законодательной властью в масштабах всего государства наделяется Народное вече, состоящее из Верховной думы и Палаты представителей народных.
Последние 3 главы редакции носили конспективный характер. 11-я глава была посвящена характеристике Палаты представителей и статуса её членов. По замыслу Н. М. Муравьёва, они избирались каждые 2 года жителями держав в пропорции 1 депутат на 50 тыс. жителей мужского пола (всего 456). Условиями для избрания помимо имущественного ценза значились достижение 21 года и 7-летнее пользование правами гражданства. Палата представителей наделялась правом выбора председателя и отдачи под суд «обществ[енных] чиновников» (Конституция Н. Муравьева. 1985. С. 266).
12-я глава была посвящена 2-й палате – Верховной думе. Она должна была состоять из 42 человек, избираемых на 6 лет (каждые 2 года должна была происходить ротация ⅓ состава). Для кандидатов в члены Думы выставлялись следующие условия помимо имущественного ценза: достижение 30 лет, 9-летнее пользование гражданскими правами, проживание в державе на момент избрания. Возглавляли Думу председатель и его заместитель (наместник), избранные членами из своего состава. Председатель не обладал правом голоса на заседаниях Думы. Палата наделялась правом осуждения чиновников, повинных в правонарушениях.
Все вопросы на заседаниях палат должны были решаться большинством голосов, а каждая из них без согласия другой могла отсрочить свои заседания не долее чем на 3 дня. Вече должно было принимать законы, решать вопросы войны и мира, ведать созывом земского войска в масштабах страны, обнародовать финансовый отчёт и другое; при этом оно не имело права регулировать вероисповедные вопросы и ограничивать свободу книгопечатания. В крайних случаях вече имело право производить реквизицию частной собственности.
Наконец, в 13-й главе кратко излагались полномочия императора. Он должен был назначать «судей верховных мест и прочих чиновников»; «пополнять праздные места» в период роспуска Думы, назначать глав ведомств – финансового, военного, военно-морского, дипломатического; предоставлять Народному вечу сведения о состоянии государства, созывать палаты в чрезвычайных случаях. Он не имел права выезжать из страны, а его содержание чётко регламентировалось («имение земли и 10 млн дохода») (Конституция Н. Муравьева. 1985. С. 267).
Обсуждение 1-й редакции в декабристском кругу
Несмотря на явно незавершённый характер проекта (фактически не была описана судебная власть, очень кратко говорилось о высшей исполнительной власти и т. д.), он обсуждался членами Северного и Южного обществ. На полях рукописи первой редакции сохранился ряд замечаний князя С. П. Трубецкого. Он возражал против признания за народом неограниченной власти (считая, что это наносит ущерб правам отдельной личности), требовал более чёткого определения условий получения российского гражданства, возражал против упоминания о свободе передвижения, полагал вредным возложение на крестьян, желающих покинуть помещичьи земли, компенсации, критиковал сохранение общинной собственности для бывших удельных и экономических крестьян (утверждая, что это приведёт к застою в земледелии), находил необходимым создание на территории держав единых судебных округов, отстаивал избрание тысяцкого как земельными собственниками, так и пользователями общинных земель, и т. д. (Трубецкой. 1983. С. 70–80). Лидер Южного общества П. И. Пестель, которому Н. М. Муравьёв направил свой проект в начале 1823 г., подверг его суровой критике: по его мнению, федеративное устройство государства означало возврат к удельной системе, принцип имущественного ценза означал торжество «аристокрации богатств», а безземельное освобождение вело к пролетаризации населения (Дружинин. 1985. С. 106–107).
Вторая редакция (1823–1824)
В ответ на критику Н. М. Муравьёв подготовил 2-ю редакцию проекта. Оригинал утрачен; копия, выполненная К. Ф. Рылеевым, сохранилась в собрании бумаг И. И. Пущина (т. н. портфеле Пущина). Эта рукопись хранится в личном фонде декабриста в Научно-исследовательском отделе рукописей Российской государственной библиотеки.
В новой редакции «Конституции» не было развёрнутого введения.
Из 1-й главы («О народе руском и правлении») исчезло положение, что будущее государство должно быть «уставным и союзным» (Конституция Никиты Муравьева. 1985. С. 268).
Н. М. Муравьёв исключил из перечня условий получения гражданства, приведённого во 2-й главе («О гражданах»), требование имущественного ценза. Иностранцы, желавшие получить российское гражданство, должны были обращаться к представителям судебной власти.
Из списка прав и свобод жителей страны, перечисленных в 3-й главе («О состоянии, личных правах и обязанностях русских»), было исключено право беспрепятственного передвижения. Гражданские иски (на сумму более 25 руб.) и все уголовные дела подлежат ведению суда присяжных. Арестованному надлежало объявить о причинах лишения свободы исключительно в письменной форме. Помещичьим крестьянам предоставлялись в собственность их дома, огороды, используемые сельскохозяйственные орудия и скот; полевая земля должна была остаться собственностью помещиков. «Кочующим племенам», несмотря на лишение «прав гражданских», предоставлялось право участвовать в выборах волостного старшины (Конституция Никиты Муравьева. 1985. С. 270). Провозглашалась полная свобода создания и деятельности обществ и товариществ, если они не нарушали закон. Граждане страны получали право обращаться «с своими жалобами и желаниями к народному Вечу, к Императору и к правительствующим сословиям Держав». Заключённых следовало размещать не в «казематах», а в «общественных темницах», причём обвинённые не могли содержаться вместе с осуждёнными, а несостоятельные должники и виновные в «легких проступках» – с «преступниками» и «злодеями». Служащие полиции и тюрем должны были избираться гражданами (Конституция Никиты Муравьева. 1985. С. 271).
В новой редакции 4-й главы («О России») страна делилась на 13 держав, 2 области, а они, в свою очередь, – на 569 уездов. Был произведён (без объяснения причин) ряд изменений в распределении населения по будущим державам и в выборе их столиц, в частности: в Ботнической должно было проживать 450 тыс. жителей мужского пола, а столицей стать Гельсингфорс (ныне Хельсинки, Финляндия); в Балтийской – 750 тыс., а столицей становилась Рига; в Западной – 2 млн 125 тыс.; в Днепровской – 2 млн 600 тыс.; в Черноморской – 3 млн 465 тыс., а столицей становился Киев; в Украинской – 3 млн 500 тыс.; в Камской – 2 млн; в Заволжской – 2 млн 450 тыс.; в Низовской – 1 млн 425 тыс.; для областей количество жителей не указывалось. Из проекта исчезли Бужская и Окинская державы и Славянская область, одновременно планировалось создание Волховской державы (со столицей в Санкт-Петербурге) и Московской области (со столицей в Москве).
В 5-й главе («О внутреннем устройстве волостном и уездном или поветовом») сообщалось, что тысяцкий должен составить 2 списка граждан, проживавших на территории уезда: владеющих «недвижимым имением» на сумму не менее «1500 фунтов чистого серебра» (30 тыс. руб. серебром) или движимым «3000 фунтов чистого серебра» (60 тыс. руб. серебром) и обладающих недвижимостью на «250 фунтов серебра» (5 тыс. руб.) или движимым имуществом на «500 фунтов серебра» (10 тыс. руб.). Лица из 1-го списка имели право быть избранными членами Верховной думы, Правителями держав и их Наместниками, Тысяцкими, членами Державных дум и судов; из 2-го – присяжными и выборщиками (Конституция Никиты Муравьева. 1985. С. 272–273).
В 7-й главе («О палате представителей, числе и выборе представителей») появилось новое распределение членов Палаты представителей (такое название получила Палата выборных Народного веча) по державам (от 3 до 69 человек на каждую державу).
В 8-й главе («О Думе Верховной») более подробно, чем в варианте 1821–1822 гг., регламентировалась процедура выборов членов, а также её полномочия: «Суд над Министрами, Верховными Судьями и всеми прочими Сановниками Империи», совместное с императором участие «в заключении мира», в назначении верховных судей, главнокомандующих армиями и флотами, командиров корпусов и Верховного Блюстителя (Конституция Никиты Муравьева. 1985. С. 275–276).
В 9-й главе («О власти, преимуществах Народного веча и составлении законов») подробно регламентировался порядок работы высшего законодательного органа. Вече должно было собираться минимум раз в год. По аналогии с порядком деятельности Державных дум членам обеих палат Народного веча гарантировалась неприкосновенность; принятый ими законопроект должен был поступать императору на утверждение и в случае его несогласия рассматриваться вторично (если он принимался палатами, то автоматически становился законом). Вечу запрещалось изменять «конституционные законы» или менять правящую династию: это провозглашалось сферой компетенции «народного и Державных соборов» (Конституция Никиты Муравьева. 1985. С. 278, 279). Специально оговаривалось, что государственные чиновники, а также лица, находящиеся на казённой службе, не могут быть избраны ни в одну из палат законодательного органа, а члены Народного веча, в свою очередь, не могут быть назначены «ни в какую гражданскую должность» (Конституция Никиты Муравьева. 1985. С. 277).
В 10-й главе («О верховной исполнительной власти») давалась более полная характеристика правового статуса императора. Он провозглашался «Верховным Чиновником Российского Правительства», обязанным при восшествии на престол приносить присягу, а его власть – наследственной и передающейся по прямой линии от отца к сыну. Император должен был стать главой исполнительной власти, верховным главнокомандующим (но без права направлять войска на подавление возмущений в самой России). Его прямой обязанностью признавалось ведение переговоров и заключение соглашений (но не «нарушающих права и состояние Граждан внутри Отечества») с другими государствами. Он назначал российских дипломатических представителей за рубежом. Император получал содержание от «Общественного Казначейства» в размере 2 млн руб., Кабинет упразднялся, а придворные чины должны были содержаться за счёт личных средств монарха. В случае вступления на престол малолетнего императора регентом становился председатель Верховной думы. Во 2-й редакции предусматривалась возможность отрешения императора от власти Народным вече по причине болезни.
Центральными исполнительными органами должны были стать приказы, однако об их структуре и функциях никаких конкретных сведений не приводилось. Все чиновники подлежали суду за противоправные действия (за исключением императора) (Конституция Никиты Муравьева. 1985. С. 279–281).
В 12-й главе («О правительствующей власти держав») Н. М. Муравьёв отказался от термина «законодательная власть» и заменил его более нейтральным – «правительствующая»; соответственно, «законодательные собрания» превратились в «правительственные» (Конституция Никиты Муравьева. 1985. С. 283). Были также исключены статьи о взаимных отношениях держав и о разграничении компетенции державных и общегосударственных законодательных органов. В 13-й главе («Об исполнительной власти держав») при перечислении полномочий Правителя державы не упоминалось право помилования.
Таким образом, во 2-й редакции «Конституции» проектировалось создание государства с меньшими правами входящих в него частей, точнее прописанными полномочиями центральной администрации и более низким имущественным цензом при выборах в органы власти. Н. М. Муравьёв также был вынужден допустить наделение крестьян земельной собственностью (хотя и в очень ограниченных масштабах). Вновь не было дано развёрнутой характеристики будущей судебной системы.
Обсуждение 2-й редакции в декабристском кругу
2-я редакция «Конституции» вызвала бурное обсуждение среди членов Северного общества. Н. А. Бестужев, барон В. И. Штейнгейль, С. Н. Кашкин оставили свои замечания на полях рукописи, а К. П. Торсон составил специальную записку с изложением своих взглядов. Замечания Кашкина свелись к односложным пометам на полях.
Бестужев критиковал сохранение полевой земли в собственности помещиков, высокий имущественный ценз при выборе органов власти и должностных лиц, лишение председателя Верховной думы права голоса, отказ от представительства в Народном вече должностных лиц и т. д.
Штейнгейль протестовал против признания богатства условием избрания на должности в сфере управления, также выступал за представительство чиновников в верховном законодательном органе, предлагал предоставить право объявления войны императору, так как «…политические обстоятельства чаще в сих обстоятельствах требуют действия одной особы» (Конституция Никиты Муравьева. 1985. С. 278), считал необходимым передать управление общественными лесами и землями министрам, ответственным перед Народным вечем, находил необходимым наделить вече правом изменения конституционных норм ввиду изменения политической ситуации и т. д.
Торсон высказался за назначение членов Верховной думы из числа лиц, опытных в государственных делах; за постоянное присутствие в столице «некоторых членов» высшей и низшей палат, которые должны будут принимать участие в текущем управлении страной; за точное определение места заседания Народного веча, дабы уберечь его членов от покушений; за наделение императора полнотой политической власти с непременным условием действовать через министров, ответственных перед народом (по образцу Великобритании); за учреждение выборной милиции в каждой державе и т. д.
Третья редакция (1826)
3-й вариант «Конституции» был написан Н. М. Муравьёвым в январе 1826 г. в Петропавловской крепости по требованию Следственной комиссии 1825–1828 гг. Его оригинал хранится в Государственном архиве Российской Федерации в фонде комиссии. Н. М. Дружинин в работе «Декабрист Никита Муравьёв» (первая публикация – 1933) выдвинул гипотезу, что в 1825 г. Муравьёв составил ещё один вариант «Конституции», который уничтожил перед арестом в декабре 1825 г. По мнению историка, на основе этого не сохранившегося проекта Муравьёв создал 3-ю редакцию «Конституции» (Дружинин. 1985. С. 130).
В 3-й редакции будущий политический строй России мыслился как «Монархический Представительный, одинаковый для всех частей её» (Конституция Никиты Муравьева, писанная его рукою. 1985. С. 296). Основной формой административно-территориального деления признавались уезды, состоявшие из сотен и десятков домов (дворов). Уезды надлежало объединить в области, «равные нынешним Генерал-Губернаторствам» (Конституция Никиты Муравьева, написанная его рукою. 1985. С. 296). Всего предполагалось создать 15 областей и отдельный столичный округ на территории бывшей Московской губернии; Москва в 3-й редакции провозглашалась столицей государства.
Крепостным крестьянам после освобождения предполагалось предоставить в собственность не только дома, огороды, скот и сельскохозяйственный инвентарь, но и 2 десятины (2,18 га) пахотной земли на двор «для оседлости их»; земли же они должны были обрабатывать «по договорам обоюдным» со своими бывшими владельцами. Кроме того, крестьянам предоставлялось право приобретать землю в «потомственное владение» (Конституция Никиты Муравьева, написанная его рукою. 1985. С. 296).
В новой редакции все жители, «естьли они не порочны перед Законом, пользуются здравием ума, совершеннолетние и не находятся в услужении при ком-либо», при обладании движимым или недвижимым имуществом на 500 руб. серебром «составляют класс Избирателей или Присяжных» (Конституция Никиты Муравьева, написанная его рукою. 1985. С. 296). Подушная подать должна была быть возложена на всё население с 18 до 60 лет.
Подчёркивались сакральный характер власти императора и его право «по своему произволу» созывать Народное вече и отсрочивать его заседания (на срок не более чем 3 месяца) (Конституция Никиты Муравьева, написанная его рукою. 1985. С. 297). В целом взаимные отношения между верховной законодательной и исполнительной властью в 3-й редакции были прописаны очень бегло. Народному вечу, в свою очередь, предоставлялось право роспуска Областных палат в случае их выхода за пределы дарованной власти.
В 3-й редакции впервые давалась развёрнутая характеристика будущей организации судебной власти в России. В качестве принципов судоустройства провозглашались выборность и несменяемость судей всех уровней; отделение судебной власти от административной (Н. М. Муравьёв был противником применения административного суда для рассмотрения дел о должностных преступлениях), гласность судебного процесса и состязательность сторон. Предусматривалось участие в судебном процессе адвокатов (можно было стать только при наличии высшего юридического образования), блюстителей (обвинителей от имени государства или частных лиц, «но без возмездия»), присяжных (предварительных, которым следовало рассматривать дело в 1-й инстанции, и окончательных, принимавших решение о прекращении «всего прения»), докладчиков (ответчиков «Правительства в случае частных претензий; также они исполняли функции защитника, предоставляемого государством, если у подсудимого не было своего адвоката) (Конституция Никиты Муравьева, написанная его рукою. 1985. С. 299–300).
Были определены пределы действия судебной власти: никакому судье не дано права толковать законы по своему усмотрению и присваивать себе функции законодательной власти.
В уездах должны были действовать совестные суды (каждый – на 4 тыс. человек мужского пола). Судьёй мог стать любой постоянный житель уезда, пользующийся доверием избирателей и имеющий ценз в 2 тыс. руб. серебром. Должность совестного судьи объявлялась несменяемой и он, «будучи непорочным», мог исполнять её до 70-летнего возраста, не совмещая с другими обязанностями. Если совестный судья отлучался с места службы более чем на 1 год, он терял свою должность. По замыслу Н. М. Муравьёва, никто в уезде не мог быть взят под стражу без предписания совестного судьи. Он должен был рассматривать гражданские тяжбы и мелкие уголовные дела и получал право выносить решение о взыскании штрафа, не превышавшего трёхдневного заработка, или приговаривать к 3-дневному заключению. Каждые 3 месяца в уезде должны были проводиться съезды совестных судей, которым можно было подать апелляцию на действия конкретного судьи. При съездах в обязательном порядке должны были находиться присяжные, адвокаты, уездный блюститель, уездный докладчик, тысяцкий или его помощник.
Следующим звеном в судебной системе становились Уездные заседания совестных судей под руководством областных судей, которые избирались из лиц, обладавших имуществом на 15 тыс. руб. серебром. Они также должны были быть несменяемы («буде окажутся непорочными») и оставаться в своей должности до 70-летнего возраста (Конституция Никиты Муравьева, написанная его рукою. 1985. С. 300). За каждым областным судьёй закреплялся округ – присуд, по размерам равный одной из бывших губерний. Каждые 6 месяцев областной судья должен был объезжать свой присуд и в каждом уездном городе устраивать судебные заседания. В этой инстанции следствие не было отделено от суда, но «все сопричастные к делу должны быть явлены и предстать лично»; гражданские и уголовные дела требовалось рассматривать с обязательным участием присяжных заседателей, адвокатов и блюстителей (Конституция Никиты Муравьева, написанная его рукою. 1985. С. 300).
Апелляционной инстанцией по отношению к Уездным заседаниям (только в том случае, если окончательные присяжные применили не тот закон) становились общие собрания областных судей – Областные судилища. На их заседаниях также следовало разрешать «затруднения в применении законов» и рассматривать дела по обвинению областных чиновников. Отмечалось, что всякий житель, полагавший, что он «неправильно заключен сов[естными] судьями или лицами, не имеющими право его заключать, или что с ним бесчеловечно поступают в темнице, имеет право просить о том обл[астных] судей, которые обязаны немедленно его истребовать к себе, естьли жалоба покажется им законной и удостовериться в том». Право обращаться за защитой Областных судей также предоставлялось родным, знакомым заключённого и просто «свидетелям насильственного или беззаконного поступка» (Конституция Никиты Муравьева, написанная его рукою. 1985. С. 300–301).
Во главе иерархии судебных должностей находились верховные судьи. Согласно проекту, они избирались Народным вечем в составе 5–7 человек из лиц, обладавших имуществом не менее 15 тыс. руб. серебром. Они избирали из своей среды председателя сроком на 1 год, который имел бы голос только при равном разделении числа голосов, но при этом назначал дела к слушанию и контролировал порядок их рассмотрения. Верховные судьи так же назначали себе помощников, как и Областные, и выполняли аналогичные функции в Столичном округе.
Высшим судебным органом страны становилось Верховное судилище. В его компетенцию входило рассмотрение дел о преступлениях, совершённых высшими чиновниками (отстранённых от должности Верховной думой), тяжб на основании положений мирного трактата или договора, жалоб на нарушение прав. Кроме того, Верховное судилище должно было получать донесения от всех Областных судилищ и отчёты об их действиях, не допускать произвольного толкования законов, а в случае неясности или противоречия в каких-либо законах – делать представление Народному вечу. Каждые 4 года Верховное судилище должно было представлять императору и Народному вечу «систематический отчёт всех Законов и постановлений, вышедших в продолжении этого времени, с примечанием о тех, которые кажутся ему излишними, темными или противными сему уставу» (Конституция Никиты Муравьева, написанная его рукою. 1985. С. 301).
Конечной инстанцией, надзиравшей за судебными учреждениями в областях, становились Областные палаты, а на уровне всего государства – министры и Палата представителей.
Заключение купчих, закладных и прочих «крепостных актов» объявлялось обязанностью нотариусов (Конституция Никиты Муравьева, написанная его рукою. 1985. С. 302).
В разделе, посвящённом местному управлению, содержались сведения как о структуре власти в уездах и волостях, так и в областях. Имущественный ценз, необходимый для выбора Правителя области, устанавливался в размере не менее 60 тыс. руб. серебром. В 3-й редакции ему предоставлялось новое право – надзирать за всеми чиновниками министерств, находившихся в области.
Главный орган распорядительной власти получил наименование «Областной палаты». В его компетенции находились местные дела Министерства внутренних дел, Министерства просвещения, Департамента путей сообщения. Палаты были обязаны руководствоваться общегосударственными законами и имели право лишь делать «частные постановления» по предметам внутреннего управления учреждать для этого налоги «при определённых Законодательной властью ограничениях».
Власть в волостях, городах и уездах получала более сложную структуру, чем ранее. В волости все «отцы семейств» избирали голову, писаря и волостной Совет (24 человека), в городе «все владельцы домов» – Городничего, Секретаря и Советников «сообразно населению Города». В уезде же из состава городового и волостных управлений (они должны были состоять из разных лиц) избирались уездный голова, уездный секретарь и уездный совет. На эти органы возлагались административная и хозяйственная власть, сбор податей и т. д. (Конституция Никиты Муравьева, написанная его рукою. 1985. С. 303). Полицейская же власть (составление списков присяжных, борьба с бродяжничеством и т. д.) в уезде предоставлялась тысяцкому (исправнику) и его помощнику; за «сельским благочинием» надлежало следить избранным десятским, сотским и волостным старейшинам. Тысяцкий имел право назначить из числа самых надёжных волостных старейшин окружных старейшин и подчинить им всех остальных. Все городские домовладельцы также должны были избирать «Чиновников Благочиния» (в больших городах разделялись на «Сотских Приставов», «Частных» и «Благочинных»), подчинённых тысяцкому (Конституция Никиты Муравьева, написанная его рукою. 1985. С. 303).
В 3-й редакции конкретизировалась процедура изменения «Устава»: Народное вече созывало на срок не более 6 месяцев Народный собор, равный по численности верховному законодательному органу и избираемый теми же людьми. Собор не должен был иметь никакой власти; решения на его заседаниях могли приниматься только ⅔ голосов. После завершения его деятельности выработанный им проект новой Конституции вносился на одобрение Областных соборов, которые так же могли сделать это только ⅔ голосов.
Таким образом, в последнем варианте «Конституции» Н. М. Муравьёв серьёзно ограничил полномочия отдельных частей будущей России, что позволяет говорить о проектировании унитарного государства с развитым местным самоуправлением, более демократичным на низовом уровне, чем в предшествовавших редакциях. Кроме того, декабрист фактически допустил право бывших помещичьих крестьян на получение пахотной земли.
История публикации
Впервые 1-я редакция «Конституции» была опубликована в 1906 г. М. В. Довнар-Запольским в издании «Мемуары декабристов»; 2-я – в том же году В. Е. Якушкиным в приложении к работе «Государственная власть и проекты государственной реформы в России»; 3-я – в 1925 г. А. А. Покровским в 1-м томе серии «Восстание декабристов». Все 3 редакции, сверенные с архивными оригиналами, были опубликованы Л. П. Дойниковой в 1985 г. в качестве приложения к переизданию монографии Н. М. Дружинина «Декабрист Никита Муравьев».
Историческое значение «Конституции»
«Конституция» Н. М. Муравьёва не была признана членами Северного общества в качестве программы. В то же время она стала одним из самых значительных социально-политических произведений декабристов.
В историографии она рассматривалась как продолжение реформаторских замыслов правительства (В. И. Семевский), как компромисс между интересами помещиков-крепостников и задачами буржуазной революции (Н. М. Дружинин, М. В. Нечкина) или как наиболее реалистичный проект декабристов по преобразованию России (В. А. Фёдоров).