«Русская Правда» (проект П. И. Пестеля)
«Ру́сская Пра́вда», программа Южного общества декабристов, написанная П. И. Пестелем в 1821–1822 гг.; незавершённый конституционный проект, составленный им в 1824–1825 гг. на основе программы.
Программа Южного общества
Согласно показаниям М. И. Муравьёва-Апостола на следствии, программа Южного общества под наименованием «Русская Правда» была составлена П. И. Пестелем «в начало … существования» организации, т. е. в 1821–1822 гг. [Восстание декабристов (ВД). 1950. Т. 9. С. 226]. Его брат С. И. Муравьёв-Апостол свидетельствовал, что «в 1823 году <…> на совещании в Киеве, <…> принята Русская Правда и решено введение её» (ВД. Т. 9. С. 152).
Существовала в двух редакциях: краткой (известна под названием «Конституция Государственный завет», опубликована в 1958) и полной. О существовании более подробной, хотя и неоконченной редакции можно судить по показаниям, данным Следственной комиссии 1825–1828 гг. В. Л. Давыдовым. Он упомянул об отражении в её тексте идей П. И. Пестеля о реформировании армии с введением новых наименований подразделений и должностей и судебных учреждений (ВД. 1953. Т. 10. С. 233). Судя по всему, полная редакция программы Южного общества не представляла собой единого текста, а состояла из различных отрывков, статей, рассуждений и т. д. по разным вопросам государственного устройства.
Краткая редакция программы сообщалась лидерами Южного общества ряду членов при их приёме в организацию (ВД. Т. 9. С. 174; ВД. 2001. Т. 19. С. 24–25, 204–205). В 1823–1824 гг. М. И. Муравьёв-Апостол и впоследствии П. И. Пестель безуспешно добивались её принятия членами Северного общества.
В краткой редакции программы описывались принципы формирования границ и территориально-административное устройство государства, социальная структура российского общества, порядок землепользования, организация государственной власти в будущем.
Границы и административно-территориальное деление государства
При определении границ государства предлагалось руководствоваться правилами «благоприличия для России» (подразумевалось присоединение или сохранение в составе России народов, которые были не в состоянии создать собственное государство) и «народности племён или народов смежных и подвластных» (предоставление независимости народам, способным её сохранить). В проекте планировалось дарование самостоятельности Польше, но отмечалось, что «правило благоприличия определяет в сём Случае Частности Границеположения» (ВД. 1958. Т. 7. С. 213).
Саму Россию предполагалось разделить на 10 областей и 3 удела: Столичный («в коем пребывает и сосредоточивается Государственное Правление») с центром в Москве или Нижнем Новгороде, Донской и Киргизский; области, в свою очередь, должны были состоять из 5 губерний или округов, в состав которых входили уезды, подразделявшиеся на волости «цельные и приписные» (с населением в 1 тыс. человек мужского пола) (ВД. Т. 7. С. 213).
Социальная структура и землевладение
Сословия, существовавшие в Российской империи, следовало упразднить, а всё население страны должно было составить единый «Народ русский». Всех граждан России надлежало приписать к волостям, причём «Волость имеет для своих Членов два Списка Гражданский и Скарбовый» (в первый нужно было записывать всех жителей волости, во второй – владевших собственностью, при этом «может один и тот же человек в Скарбовых списках Многих волостей быть записан») (ВД. Т. 7. С. 213).
Земля, принадлежавшая каждой волости, подразделялась на волостную (находилась в общественной собственности, распределялась между членами волости или сдавалась внаём «посторонним людям» сроком на 1 год; переход земельных участков, находившихся в собственности волости, «из рук в руки» допускался в случае появления «новых требователей» – лиц, либо ранее не бравших земельного участка, либо желавших его увеличения) и частную (находилась в собственности отдельных лиц). В проекте предлагался «постепенной» переход «из нынешнего Положения в порядок здесь предлагаемой»: крестьянам следовало «откупить» землю у дворян-помещиков «оброком или работою», причём сначала подобная реформа должна была быть проведена в имениях, принадлежавших казне (ВД. Т. 7. С. 214).
Система государственной власти
Согласно краткой редакции, «правительство» подразделялось «на верховную власть и Государственное Правление» (ВД. Т. 7. С. 214). Основополагающим принципом организации управления признавалось «правило Определительности Круга действий» (разделения властей). Власть подразделялась на законодательную, исполнительную и блюстительную. Органом, наделённым всей полнотой законодательной власти (в том числе правом объявлять войну и заключать мир), должно было стать Народное вече, избираемое населением на 5 лет (при обновлении каждый год пятой части состава) во главе с председателем, ежегодно избираемым из числа членов, «последний год Заседающих». В перерывах между сессиями полномочия переходили к временной Комиссии, составленной из членов законодательной палаты. Исполнительная власть сосредоточивалась в руках Державной думы, состоявшей из 5 членов, избираемых населением по губерниям и утверждаемых Народным вече. Дума должна была руководить деятельностью министерств, ведением войн и мирных переговоров. Высшим блюстительным (надзирающим) органом провозглашался Верховный Собор, состоявший из 120 членов («бояр»), утверждавшихся пожизненно Народным вече из числа кандидатов, назначенных «губерниями». Председатель ежегодно переизбирался самими «боярами». Верховный Собор должен был утверждать законы, принятые Народным вече; надзирать за соблюдением формальной законности в центральных и местных государственных учреждениях, для чего в каждое министерство из числа «бояр» назначался генерал-прокурор, а в область – генерал-губернатор («приказный Блюститель», «областной посадник»); предавать чиновников суду по решению Державной думы и «Областных Правлений»; назначать главнокомандующих армий в период военных действий; непосредственно руководить войсками в случае их вступления на территорию другого государства (ВД. Т. 7. С. 214–215).
Конституционный проект
В 1824 г. П. И. Пестель приступил к работе над наказом для Временного правительства, к которому должна была перейти власть после совершения планируемого государственного переворота. Данный документ получил наименование «Русская Правда» (второе название – «Заповедная Государственная Грамота Великого Народа Российского, служащая Заветом для Усовершенствования Государственного Устройства России и Содержащая Верный Наказ как для Народа, так и для Временного Верховного Правления»). Основой при его создании послужили идеи, изложенные в разработанной ранее программе Южного общества. К 1825 г. Пестелем были написаны введение и 5 глав из 10. Главы 1, 2, 1-я половина главы 3 представляют собой беловик (написаны аккуратным почерком с минимальным количеством поправок); 2-я половина главы 3, главы 4, 5 – черновик с многочисленными исправлениями, зачёркиваниями, дополнениями. Небольшой фрагмент 3-й главы сохранился как в беловой, так и в черновой версии.
В ноябре 1825 г. Пестель, опасаясь ареста, распорядился спрятать «Русскую Правду» в местечке Немирово Брацлавского уезда Подольской губернии (ныне г. Немиров Винницкого района Винницкой области, Украина) у члена Южного общества майора А. Мартынова; последствии она была переправлена в местечко Тульчин Брацлавского уезда Подольской губернии (ныне город Винницкой области, Украина) к одному из видных участников организации князю А. П. Барятинскому. По его поручению члены Южного общества братья Н. С. Бобрищев-Пушкин и П. С. Бобрищев-Пушкин спрятали «Русскую Правду» в селе Кирнасовка Брацлавского уезда Подольской губернии (ныне рабочий посёлок Тульчинского района Винницкой области, Украина). Впоследствии, благодаря показаниям на следствии Н. С. Бобрищева-Пушкина и другого члена тайного общества – Н. Ф. Заикина, чей брат знал место тайника, она была обнаружена и приобщена к делам Следственной комиссии 1825–1828 гг. (ВД. Т. 7. С. 73–75).
История публикации проекта
Проект впервые был опубликован П. Е. Щёголевым в 1906 г. по списку, сделанному историком Н. Ф. Дубровиным со следственного дела П. И. Пестеля и хранящегося в рукописном отделе Библиотеки Российской академии наук. Публикация практически не сопровождалась научным комментарием и содержала ряд ошибок при воспроизведении текста. В ходе подготовки научной публикации «Русской Правды» (началась в 1924 в рамках работы над серией «Восстание декабристов») первоначально руководивший ею ленинградский историк С. Н. Чернов выдвинул предложение опубликовать все сохранившиеся варианты различных частей документа. Однако в конце 1940-х гг. московский архивист А. А. Покровский, возглавивший подготовку публикации после смерти Чернова, выдвинул концепцию существования двух редакций документа. По его мнению, Пестель начал работу в 1820 г. и к середине 1822 г. «и, возможно, даже ранее этого срока первая редакция в составе 5 глав и оглавления была закончена». Работу над второй редакцией Покровский связывал с поездкой Пестеля в Санкт-Петербург в 1824 г., когда «была написана если не вся, то значительная часть второй редакции "Русской Правды"» (ВД. Т. 7. С. 91, 93). К 1-й редакции архивист относил половину 3-й, 4-ю и 5-ю главы, ко 2-й – введение и первые 2 с половиной главы. Концепция Покровского была поддержана М. В. Нечкиной и легла в основу академического издания «Русской правды», вышедшего в 1958 г. Иначе процесс работы Пестеля над текстом проекта представил Б. Е. Сыроечковский. Он обосновал, что половина 3-й, 4-я и 5-я главы являются черновиками, а введение, 1-я и 2-я главы – беловиками (черновые тексты декабрист успел уничтожить) «Русской Правды», созданными в 1824–1825 гг. (при этом учёный допускал изложение Пестелем в несохранившихся черновых главах взглядов членов Южного общества по вопросам внешней политики) (Сыроечковский. 1954. С. 248).
Состав проекта
Введение «Русской Правды» («Основные понятия») содержало изложение теоретических взглядов П. И. Пестеля на характер общества и государства. В 1-й главе («Земельное пространство государства») говорилось о границах государства и его территориально-административном делении; во 2-й («О племенах Россию населяющих») – о народах, населявших Российскую империю, и их дальнейшей судьбе; в 3-й («Сословия в России состоящие») – о социальной структуре российского общества; в 4-й («О народе в политическом отношении») – о политических правах населения; в 5-й («Гражданское состояние народа») – о его гражданских правах. Также Пестелем планировалось написать следующие главы: 6-ю («Образование Верховной Власти») – об устройстве верховной власти (согласно показаниям на следствии, Пестель планировал подготовить два варианта этой главы: на случай как сохранения монархии, так и установления республики); 7-ю («Образование государственного управления») – об организации аппарата государственного управления, 8-ю («Мероприятия для безопасности») – о создании системы государственной безопасности (судебная власть, армия, полиция и т. д.); 9-ю («Мероприятия для благосостояния») – о ведомствах, ответственных за проведение экономической и социальной политики (в сфере финансов, народного хозяйства, просвещения, духовных дел и т. д.) и 10-ю («Состав государственного уложения») – непосредственный наказ для составления Свода законов (ВД. 1927. Т. 4. С. 114–115; ВД. Т. 7. С. 120, 170).
Введение как идейная основа проекта
Во введении под влиянием интерпретации Ж.-Ж. Руссо теории общественного договора П. И. Пестель излагал своё понимание идеального общественного устройства. Давалось определение общества («Всякое соединение нескольких человек для достижения какой-либо цели называется обществом») и утверждалось, что его члены могут провозгласить общую цель, но под влиянием своих личностных качеств часто неспособны к консолидированным действиям, почему «каждому из них» для сохранения общества необходимо подчиниться какому-либо «одному мнению» (ВД. Т. 7. С. 113). Это, в свою очередь, ведёт к разделению членов общества на «Повелевающих и Повинующихся» (ВД. Т. 7. С. 113). Подобным закономерностям, согласно проекту, подчинены и «Гражданские Общества» (при условии правильного устройства получавшие наименование «Государств»), члены которых подразделяются на «Правительство» («Повелевающие») и «Народ» («Повинующиеся») (ВД. Т. 7. С. 114). Главной целью «Государственного Устройства» провозглашалось «Возможное Благоденствие Всех и Каждого», причём «Благоденствие общественное должно считаться важнее Благоденствия частного», а «Благоденствие одного человека не должно наносить вреда а тем ещё менее гибели другому» (ВД. Т. 7. С. 115–116). Согласно проекту, из данной цели «истекают» «обязанности в Государстве» (ВД. Т. 7. С. 115). По мысли П. И. Пестеля, обязанности должны были занимать в идеальном обществе приоритетное положение по сравнению с правами, поскольку, по его мнению, «право есть одно только последствие обязанности, и существовать иначе не может как основываясь на обязанности ему предшествовавшей»; главной из обязанностей провозглашалась необходимость сохранения человеком жизни (ВД. Т. 7. С. 114–115). В результате основной обязанностью правительства объявлялось «распоряжать общим действием и избирать лучшие средства для доставления в государстве Благоденствия всем и каждому»; его постановления должны были быть согласованы «с Законами Духовными и законами Естественными» и направлены «единственно к Благоденствию Гражданского общества» (при этом противные действия должны были признаваться преступлениями) (ВД. Т. 7. С. 114, 115). В этой связи правительство получало право требовать от народа повиновения; народ в свою очередь приобретал обязанность повиноваться правительству и право требовать от него стремления к «общественному и частному Благоденствию» (ВД. Т. 7. С. 114). Специально отмечалось, что «Правительство существует для Блага Народа и не имеет другого основания своему Бытию и Образованию, как только Благо Народное; между тем как Народ существует для собственного своего Блага и для Выполнения Воли Всевышнего…» (ВД. Т. 7. С. 116). В проекте оговаривалось разделение «Правительства» («совокупности всех лиц, занимающихся отправлением дел общественных») на «Верховную Власть» (осуществляющую общее руководство политикой страны) и «Государственное Правление» («Чиноначальство», являвшееся совокупностью «частных» властей) (ВД. Т. 7. С. 116–117). Ввиду несоответствия данной схемы российским социально-политическим реалиям обосновывалась необходимость их изменения и «введения… такого Устройства которое было бы основано на одних только точных и справедливых Законах» (ВД. Т. 7. С. 118). В связи с этим планировалось учреждение «Временного Верховного Правления», поскольку переход к «предполагаемому новому Порядку» не мог быть произведён мгновенно по причине масштабности преобразований; в противном случае Россия могла быть ввергнута в период потрясений, который бы закончился новым водворением «ига Самовластия и Беззакония», как это произошло во многих европейских странах на рубеже 18–19 вв. (ВД. Т. 7. С. 118). «Русская Правда» в этой ситуации должна была служить руководством как при проведении Временным Верховным Правлением необходимых преобразований, так и наказом при разработке новых основных законов государства, а также гарантом, что революционное правительство не отступит от своих обещаний.
Границы и административно-территориальное деление государства
Как и в программе Южного общества, границы России в конституционном проекте определялись на основе «права народности» и «право благоудобства» (такое название получил выдвинутый ранее принцип «благоприличия»; согласно новому определению, он также предусматривал необходимость учёта «естественных границ» – по морям, горам и рекам). Были более подробно охарактеризованы условия, на которых Польша должна была получить независимость от России: установление между странами «тесного союза на мирное и военное время» и водворение в Польских землях того же социально-политического строя, что и в России, возможность присоединения к воссозданному Польскому государству территорий Гродненской губернии, Белостокской области, западных частей Виленской, Минской и Волынской губерний (ВД. Т. 7. С. 123–126). На основе «права благоудобства» к России следовало присоединить Молдавское княжество, территории Северного Кавказа, черноморское побережье Кавказского хребта, казахских степей и восточной части Монголии (ВД. Т. 7. С. 124–125).
Россия объявлялась государством «единым и неразделимым». Необходимость отказа от федерализма, предусмотренного «Конституцией» Н. М. Муравьёва, в теоретическом плане обосновывалась фактической неспособностью верховной власти в Федеративном государстве обеспечить действие принятых ею законов, слабостью связей между различными частями такого государственного образования, их следованием прежде всего собственным интересам, невозможностью выработки патриотического чувства, общего для населения всех участников федерации (ВД. Т. 7. С. 126–127). Неприменимость подобного принципа к России доказывалась следующим образом: «…стоит только вспомнить, из каких разнородных частей сие огромное Государство составлено. Области его не только различными Учреждениями управляются, не только различными Гражданскими Законами судятся но совсем различные языки говорят совсем различные Веры исповедуют, жители оных различные происхождения имеют, к различным Державам некогда принадлежали…» (ВД. Т. 7. С. 127).
Столицей нового государства провозглашался Нижний Новгород, который следовало переименовать во Владимир «в память Великого Мужа, введшего в Россию христианский закон» (ВД. Т. 7. С. 129). Выбор определялся как центральным положением города, выгодным в политическом и экономическом отношении, так и тем, что «воспоминания о древности Нижегородской дышут свободою и прямою Любовью к Отечеству, а не к тиранам» (ВД. Т. 7. С. 129). Как и в созданной ранее программе, в проекте Россия делилась в административно-территориальном отношении на 10 областей: Чудскую с центром в Санкт-Петербурге (включала часть территории Санкт-Петербургской, Новгородской и Архангельской губерний, территорию Великого княжества Финляндского), Холмскую – в Новгороде (включала большую часть территории Санкт-Петербургской, Новгородской, часть территории Витебской, Смоленской и Виленской, территорию Лифляндской и Эстляндской губерний), Северскую – в Ярославле (территории Ярославской, Костромской, частично Архангельской, Вятской, Вологодской и Пермской губерний), Сибирскую – в Иркутске (территории Западно-Сибирского и Иркутского генерал-губернаторств, часть территорий Пермской и Уфимской губерний), Уральскую – в Казани (Казанская, Саратовская, Самарская, Пензенская губернии, части Нижегородской, Уфимской и Астраханской губерний), Славянскую – в Москве (территория Московской, Рязанской, Тамбовской, Тульской, частично Владимирской, Воронежской, Калужской, Нижегородской, Орловской губерний), Вершинную – в Смоленске (территория Смоленской, Черниговской, частично Витебской, Калужской, Курской, Минской, Могилёвской, Орловской губерний), Черноморскую – в Киеве (территория Киевской, Подольской, Херсонской губерний, Бессарабской области, присоединённого Молдавского княжества, частично Волынской и Екатеринославской губерний), Украйнскую – в Харькове (территория Харьковской, Полтавской, части Воронежской, Екатеринославской и Курской губерний), Кавказская – в Георгиевске (территории части Саратовской и Астраханской губерний, земель Черноморского казачьего войска, Северного Кавказа, Грузинской губернии, Имеретинской области, Гурийского княжества, Дербентской и Кубинской провинций). Области, в свою очередь, делились на 50 округов (образованных на основе бывших губерний) и 3 удела: Столичный (территория большей части Нижегородской губернии), Донской (территория расположения Войска Донского с выделением Примиусья и присоединением смежных частей Воронежской и Екатеринославской губерний), Аральский (земли, населённые казахами); функцией двух последних уделов должно было стать обеспечение армии иррегулярной конницей, почему им следовало даровать «особенное правление». Округа делились на уезды, уезды на волости. Как и в программе, волость должна была включать 1 тыс. человек мужского пола, что примерно составило бы 5 тыс. жителей. При проектировании такого административно-территориального деления сознательно игнорировались местные и национальные различия, чтобы обеспечить унификацию страны, равномерное распределение населения по её территории, лучшие условия для торговли (ВД. Т. 7. С. 136).
Формирование русской народности
В «Русской Правде» предполагалось создание единой русской народности, в которую должны слиться все этнические общности, населявшие Россию. В составе современной ему Российской империи П. И. Пестель выделял три разряда племен: коренной народ российский («племя Славянское»), «различные племена, к России присоединённые» и проживавшие в России иностранцы. В проекте подробно рассматривались культурные и бытовые особенности всех этих народов («народов кочующих», «татар», «народов кавказских» и т. д.). Создание же единой нации должно было быть осуществлено на основе слияния всех этносов в единый народ на основе «Славянского племени», для чего предлагался ряд мер по выравниванию экономического положения, социального статуса и культурно-языкового уровня всех жителей России при сохранении свободы вероисповедания, если особенности исповедуемых конфессий не входили в противоречие с «Законом Христианским» (ВД. Т. 7. С. 137). Названия племён и народов, населявших государство, отменялось, а все граждане объявлялись русскими с последующим подчинением единым законам и системе управления. Кочевые племена должны были с течением времени получить осёдлость. Народы Кавказа предполагалось разделить на два разряда: «мирные» и «буйные»: первых предполагалось оставить в местах первоначального проживания и заставить их подчиняться общероссийским законам, вторых – переселить во внутренние районы России, разделив на немногочисленные группы, а их территории на Кавказе заселить русскими переселенцами. Особое внимание уделялось еврейскому вопросу, предполагая два варианта его решения: или отказ евреев от «тесной связи… ими противу Христиан направляемой и от всех прочих граждан их совершенно отделяющей», что означало вхождение в состав российской нации или выселение 2 млн человек в Палестину через Османскую империю в сопровождении войска (последняя мера всецело предоставлялась на усмотрение Временного Верховного Правления) (ВД. Т. 7. С. 148).
Социальная структура
Согласно «Русской Правде», сословия, существовавшие в Российской империи [духовенство, дворянство, купечество, мещанство, государственные, частновладельческие крестьяне, вольные земледельцы (однодворцы, колонисты, малороссийские казаки и др.), военные поселяне, солдатские дети] должны были быть уничтожены, а духовенство превращалось в прослойку чиновничества. Выдвигался более детализированный по сравнению с программой Южного общества план по освобождению крестьян. Государственные крестьяне должны были получить свободу после 15-летнего оброка казне; судьба же помещичьих крестьян (в том числе дворовых) передавалась в руки губернских дворянских собраний, которым предстояло разработать проекты отмены крепостного права и представить их Временному Верховному Правлению (ВД. Т. 7. С. 171–174).
Как и в программе Южного общества, представители бывших сословий должны были быть объявлены гражданами, обладавшими равным статусом и расписанными по волостям (порядок приписки был аналогичен описанному в программе). Права, которыми планировалось наделить российских граждан, подразделялись на три разряда: политические (должны были определять «взаимные отношения Народа с Правительством» и участие населения в политической жизни страны), гражданские [должны были регламентировать отношения граждан друг с другом (родство, брак, опекунство и т. д.) и приобретение ими собственности] и личные (должны были описывать «образ Действия и Существования граждан в тех случаях, когда они не находятся в Непосредственном Сношении ни с Правительством, ни с другими Гражданами и когда речь идёт об них одних»: свобода личности, вероисповедания, книгопечатания и т. д.) (ВД. Т. 7. С. 180–181).
В то же время в проекте допускалось формирование в результате развития торговли и промышленности новой правящей прослойки («аристократии богатств»), которая с помощью денег «приводит весь народ <…> в совершенную от себя зависимость», что признавалось П. И. Пестелем опасным в социальном и нравственном отношении (ВД. Т. 7. С. 152). Предотвращение развития этой тенденции виделось автору проекта в реализации уже выдвинутого им в программе Южного общества принципа разделения земли на общественную (находившуюся в распоряжении волостного начальства и распределявшуюся между «тяглами» – семьями) и частную, а также в предоставлении всем гражданам права на обладание земельным участком.
Местное управление
В конституционном проекте был разработан строй местного управления, который планировалось ввести в будущем государстве. В каждой волости предполагалось учредить земские народные собрания во главе с волостными предводителями, состоявшие из всех жителей, приписанных к этой административно-территориальной единице. Их члены ежегодно должны были формировать из своего состава представительные органы волостного, уездного и окружного уровней – наместные собрания. Волостные наместные собрания возглавлялись волостными предводителями, окружные и уездные – посадниками. Данные органы волостного и уездного уровней занимались формированием состава местных органов исполнительной власти (волостных, уездных правлений и т. д.), выбором присяжных заседателей, решением местных дел (распределение общественной земли, рассмотрение прошений о принятии в российское гражданство и т. д.); окружного уровня – назначением представителей в центральный законодательный орган (Народное вече) и решением в рамках округа тех же задач, которыми занимались аналогичные институты в рамках волости и уезда (ВД. Т. 7. С. 191).
При разработке проекта переустройства России П. И. Пестель вслед за мыслителями эпохи Просвещения исходил не из исторического опыта России, а из идеи абстрактного Разума. В отличие от романтиков, усматривавших в национальных традициях некий мистический смысл, он основывался на принципе рационализма, а его обращение к древнерусским традициям носило исключительно формальный характер.
Оценка проекта в общественной мысли и историографии
Идеи государственного переустройства, зафиксированные в тексте «Русской Правды», получили различную трактовку в российской общественно-политической мысли и историографии 19–21 вв. А. И. Герцен, ознакомившийся с проектом П. И. Пестеля посредством «Донесения Следственной комиссии», Н. С. Русанов, М. М. Ковалевский оценивали социально-политическую программу, содержавшуюся в «Русской Правде», как непосредственно предшествовавшую социализму. Б. И. Сыромятников связывал проект Пестеля с традицией реформаторства 18 – начала 19 вв. М. Н. Покровский считал, что «Русская Правда» представляла собой план переустройства страны на буржуазных началах. В советской историографии проект Пестеля рассматривался как наиболее радикальная и прогрессивная программа дворянских революционеров (М. В. Нечкина), подчёркивалась его связь с идеями монтаньяров (С. Н. Чернов). В современной исторической науке активно исследуется влияние западноевропейских социально-политических концепций 1-й четверти 19 в. на создание «Русской Правды» (В. С. Парсамов).