Дамаев Василий Петрович
Дама́ев Васи́лий Петро́вич [7(19).4.1878, станица Отрадная, Кубанская область, ныне Краснодарский край – 11.10.1932, Москва; похоронен на Преображенском кладбище], российский певец (тенор).
Из крестьянской семьи. По окончании начального мужского народного училища работал пастухом, подёнщиком. В детстве пел в церковном хоре, в 16 лет организовал любительский хор в Отрадной (выезжал с ним на гастроли в Майкоп и Армавир), преподавал здесь церковное пение в женском начальном училище. При поддержке адвоката, любителя музыки И. Л. Гара (1868–1920) переехал в Москву, где с 1903 г. брал уроки пения у артиста московского Большого театра А. М. Успенского. В 1904–1906 гг. обучался в Музыкально-драматическом училище Московского филармонического общества (класс М. Е. Медведева).
Василий Дамаев в партии Андрея Морозова в опере «Опричник» П. И. Чайковского. 1911.В 1908–1920 гг. артист Оперы С. И. Зимина; с 1906 г. готовил здесь партии под руководством дирижёра Э. А. Купера и режиссёра П. С. Оленина, дебютировал в 1908 г. в партии Самозванца в опере «Борис Годунов» М. П. Мусоргского. С особым успехом исполнял партии в русских операх: Торопка («Аскольдова могила» А. Н. Верстовского), Собинин («Жизнь за царя» М. И. Глинки), Князь («Русалка» А. С. Даргомыжского), Садко, Левко, Михайло Туча, Гвидон («Садко», «Майская ночь», «Псковитянка», «Золотой петушок» Н. А. Римского-Корсакова), Андрей Морозов, Герман, Андрей («Опричник», «Пиковая дама», «Мазепа» П. И. Чайковского), Яков («Скоморох» П. И. Бларамберга), Ахиор («Юдифь» А. Н. Серова), Орест («Орестея» С. И. Танеева), Рувим («Руфь» М. М. Ипполитова-Иванова). В зарубежный репертуар входили партии Хозе («Кармен» Ж. Бизе), Канио («Паяцы» Р. Леонкавалло), Каварадосси, Рудольфа, Джонсона («Тоска», «Богема», «Девушка с Запада» Дж. Пуччини), Отелло и Радамеса («Отелло» и «Аида» Дж. Верди), Рауля и Иоанна Лейденского («Гугеноты» и «Пророк» Дж. Мейербера), Самсона («Самсон и Далила» К. Сен-Санса), Вальтера («Нюрнбергские мейстерзингеры» Р. Вагнера), Педро («Долина» Э. д’Альбера).
В 1921–1922 гг. пел в московской опере «Наш театр», в 1922–1924 гг. – в театре «Аквариум» (с 1926 возглавлял труппу этого театра) и в «Свободной опере С. И. Зимина». В 1928–1930 гг. художественный руководитель и солист передвижной Московской областной оперы, с которой гастролировал в Барнауле, Архангельске, Рязани и Туле.
Вместе с Ф. И. Шаляпиным принимал участие в Русских сезонах С. П. Дягилева: выступал в партиях Михайло Тучи («Псковитянка» Н. А. Римского-Корсакова; Париж, театр «Шатле», 1909; Лондон, театр «Друри-Лейн», 1913), Самозванца и Андрея Хованского («Борис Годунов» и «Хованщина» М. П. Мусоргского; Париж, Театр Елисейских Полей; Лондон, театр «Друри-Лейн», 1913).
Обладал сильным и гибким драматическим тенором широкого диапазона, ровно звучавшим во всех регистрах и позволявшим певцу успешно справляться с разнообразным лирико-драматическим и героическим репертуаром. Современники отмечали «отличную фигуру, великолепный, без усилия пронизывающий всю гущу оркестровой и хоровой звучности голос, безукоризненное произношение, не скрадывающее от слушателя ни одного слова, осмысленную музыкальную фразировку, безупречно чистую интонацию» (цит. по: Боровский. 1977. С. 120). «Общего впечатления от голоса не портил и несколько открытый звук на крайних верхних нотах», который, напротив, «при общей темпераментной, яркой интерпретации, особенно в операх Мусоргского и Римского-Корсакова, придавал голосу Дамаева своеобразное очарование, особую эмоциональную окраску. Все нюансы чувств и настроений получали в исполнении Дамаева убедительную, колоритную вокальную трактовку. К тому же Дамаев был незаурядным драматическим актёром, энергичным, подвижным, с отработанной пластикой, с выразительным жестом» (Соколов. 1970).
Выступал как концертный певец (1-й концерт состоялся в 1906), исполнял преимущественно оперные арии, русские романсы и народные песни. Часто концертировал в городах Российской империи – Орле, Рязани, Ярославле, Смоленске, Харькове, Тамбове, Саратове, Нижнем Новгороде, Сочи. Весной 1910 г. вместе с С. А. Кусевицким и А. Н. Скрябиным совершил концертную поездку по Волге. Организовывал концерты в зале Дворянского собрания (ныне Колонный зал Дома Союзов).
В 1931–1932 гг. работал в Государственном центральном театральном музее имени А. А. Бахрушина.
Записывался на грампластинки в Москве (на фирмах «Граммофон», 1910–1914; «Лирофон», 1910; «Пате́», 1911; около 40 произведений). Среди записей: арии и дуэты из опер «Русалка» А. С. Даргомыжского, «Опричник», «Пиковая дама», «Черевички», «Мазепа» П. И. Чайковского, «Псковитянка», «Садко» (арии Садко, дуэт Садко и Волховы – с С. И. Друзякиной), «Майская ночь» Н. А. Римского-Корсакова (песни Левко, дуэт Левко и Ганны – с В. Н. Петровой-Званцевой, дуэт Левко и Панночки – с Е. К. Катульской), «Борис Годунов» М. П. Мусоргского (Сцена у фонтана, с Друзякиной), «Нерон» А. Г. Рубинштейна, «Добрыня Никитич» А. Т. Гречанинова, «Галька» С. Монюшко, «Аида» Дж. Верди, «Кармен» Ж. Бизе (ария Хозе, дуэт Хозе и Микаэлы – с Катульской), «Нюрнбергские мейстерзингеры» Р. Вагнера, «Паяцы» Р. Леонкавалло, «Тоска», «Богема», «Девушка с Запада» Дж. Пуччини, «Самсон и Далила» К. Сен-Санса (дуэт Самсона и Далилы – с Петровой-Званцевой), романсы С. В. Рахманинова («Как мне больно»), М. М. Ипполитова-Иванова («Песнь в изгнании»), В. Т. Соколова («Зашумела, разгулялась»), Ж.-Б. Фора («У креста», дуэт с П. И. Тихоновым). Фирмой «Мелодия» издана сольная пластинка В. П. Дамаева (1970, серия «Выдающиеся певцы»).
Имя певца носит Детская школа искусств в станице Отрадная (с 2009). В Отрадненском историко-археологическом музее организована постоянная выставка, посвящённая В. П. Дамаеву.
Сын – Дмитрий Васильевич Дамаев (1903–1988), певец (тенор), солист Московского театра оперетты, затем Московской областной оперетты. Дочь – Марина Васильевна Дамаева (1915–1982), артистка балета, танцевала в московском Большом театре.